Известные люди
»Александр Ведерников
Рождение: Россия, 23.12.1927
Сашу с детства влекло искусство. Он любил рисовать, петь, все время просил отца купить ему скрипку, но тот почему-то покупал балалайку... и краски. Поступив в 1943 году в Коркинский горный техникум, он сразу пришел в местный клуб "Большой горняк", где были самые разнообразные кружки самодеятельности: театральный, танцевальный, хоровой, изобразительного искусства...
Родился 23 декабря 1927 года в селе Мокино Советского района Кировской области. Отец - Ведерников Филипп Сергеевич. Мать - Ведерникова Анна Дмитриевна. Супруга - Ведерникова (Гуреева) Наталья Николаевна. Дети: Александр, Борис, Марина.
Родные Ведерникова жили на Вятке единым кланом: пять братьев и посреди них папа Александра. Вэтот семьей занимались ремеслом - делали кареты рабочие и парадные, на выезд. Работали день и темное время суток, сами были кузнецами, столярами, плотниками, шорниками... Когда за работой распевали, вся деревенька собиралась внимать.
После переезда семьи в град Копейск, что в Челябинской области, папа устроился трудиться плотником; опосля окончил рабфак, стал строителем - возводил дома и шахтные сооружения. Мать, окончив курсы, долгие годы проработала медсестрой.
Сашу с детства влекло искусство. Он любил живописать, распевать, все время просил отца достать ему скрипку, но тот почему-то покупал балалайку... и краски. Поступив в 1943 году в Коркинский горный техникум, он тотчас пришел в здешний клуб "Большой горняк", где были самые всевозможные кружки самодеятельности: сценический, танцевальный, хоровой, изобразительного искусства...
Александр записался в круг ИЗО, но постоянно стремился угодить в хоровой коллектив. Однако его туда не забирали - у юноши как раз ломался звук. Когда он пытался спеть какую-нибудь песню, преподаватель, безуспешно пытаясь аккомпанировать, говорил ему: "Что у тебя за слух? Ты окончательно не слушаешь музыку. Тебе играешь одно, а ты поешь другое". Так что распевать в хоре Ведерникову так и не довелось. Зато позднее, когда у него появился всамделишный чистый звук - бас, он стал напевать песни соло...
В 1947 году Ведерников окончил техникум, получив профессия горного мастера. Его влечение сделаться художником привело его в Свердловское художественное училище. Однако экзамены там уже закончились, и Александр решил попытать счастья в музыкальном училище, которое находилось напротив. Успешно сдав певческий экзамен, он был без документов зачислен на первостепеннный вектор движения. Управляющий трестом, куда он был направлен на работу вслед за тем техникума, зная его ещё по самодеятельности, не стал настаивать на его работе в тресте. Так Александр Ведерников стал обучаться музыке.
В 1955 году он окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского, получил приглашение в именитый театр оперы и балета имени Кирова в Ленинграде, а в 1958 году стал солистом Большого театра СССР, в котором проработал до 1990 года. В 1960 - 1961 годах Ведерников стажировался в Италии, в миланском театре "Ла Скала", где его педагогом был маэстро Барра.
Один из уникальных басов России, Александр Ведерников уже на заре своей творческой карьеры привлек чуткость публики и специалистов, которые фиксировали в нем редкую способность совмещать в себе ладный звук и прекрасное умение обладать им, дар перевоплощения, высочайшую артистичность, сочетание в его натуре качеств артиста, музыканта и художника.
За время работы в театре им были исполнены без малого все ведущие партии басового репертуара в русских классических и современных операх. Поистине вершинами исполнительского искусства требовательная публика и дотошные критики считают созданные Ведерниковым образы хана Кончака и Владимира Галицкого в "Князе Игоре" А.Бородина, Ивана Сусанина в "Иване Сусанине", Руслана и Фарлафа в "Руслане и Людмиле" М.Глинки, Мельника в "Русалке" и Лепорелло в "Каменном госте" А.Даргомыжского, царя Бориса, Варлаама и Пимена в "Борисе Годунове", Досифея и Хованского в "Хованщине" М.Мусоргского, Собакина в "Царской невесте", князя Юрия в "Сказании о невидимом граде Китеже" Н.Римского-Корсакова, Гремина в "Евгении Онегине" П.Чайковского, Кутузова в "Войне и мире" С.Прокофьева, Даланда в "Летучем голландце" Р.Вагнера, Дона Базилио в "Севильском цирюльнике" Дж.Россини, Мефистофеля в "Фаусте" Ш.Гуно, Рамфиса в "Аиде" Дж.Верди, Король Филипп и Великий инквизитор в "Доне Карлосе", Лепорелло в "Доне Жуане" Моцарта, а ещё роли в операх современных композиторов: "Неизвестный солдат" (Командир) и "Зори тут тихие" (старшина Васков) К.Молчанова, "Октябрь" В.Мурадели (Иван Тимофеевич), "Катерина Измайлова" Д.Шостаковича (Борис Тимофеевич) и многие другие.
Александр Ведерников все время совмещал работу в театре с активной концертной деятельностью. Он провел бесчисленное море филармонических концертов, записал больше 30 компакт-дисков с романсами, песнями, ариями, ораториями. В его репертуаре произведения многих русских и зарубежных композиторов: А.Бородина, М.Глинки, А.Гречанинова, А.Даргомыжского, М.Мусоргского, С.Рахманинова, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, В.Гаврилина, Д.Кабалевского, Р.Леднева, А.Николаева, В.Рубина, Г.Свиридова, Н.Лебедева, О.Тактакишвили, Д.Шостаковича, а ещё Баха, Бетховена, Брамса, Вагнера, Гайдна, Генделя, Грига, Дебюсси, Массне, Шумана, Шуберта, Бартока, Бриттена, Перселла, Скарлатти, де Люка, Монтеверди и др.
Вокальная литература несет в себе огромное содержание, правду, доходящую до слушателя во всей своей красоте и неустаревающей жизненности. Ведерников - камерный исполнитель способен не только к точному прочтению текста. Он обладает даром проникновения в глубины слова и музыки в их соединении, даром обнаруживать символический толк, зэк в том или ином сочинении. Для него все созданное народным гением, великими композиторами прошлого и лучшими мастерами настоящего является тем жизненным материалом, тот, что помогает выказать разные стороны жизни и посредством это представить слушателям их личный мир. Таким образом, создается цельный замкнутый цикл: существование - художник - искусство - артист - сцена - люди - существование...
Каждый истинно громадный артист должен в современном мире отыскать и своего современного композитора. Так, Святослав Рихтер нашел Прокофьева. Для Ведерникова таким композитором стал Георгий Свиридов. Для певца творческое общение с композитором имело огромное роль. Их сотрудничество началось с исполнения молодым певцом ещё в консерваторские годы поэмы "Страна отцов" на вирши Аветика Исаакяна. Затем последовало полно работ. Одна из самых замечательных - претворение в жизнь цикла из 9 песен на вирши Роберта Бернса. Здесь Ведерникову удалось достичь огромной выразительной силы, в особенности в таких песнях, как "Всю землю тьмой заволокло", "Финдлей", "Возвращение солдата", "Честная бедность". Здесь - мощь, правдивость, необычайная яркость, нрав, философия...
Крупнейшим артистическим достижением Ведерникова, имевшим заметное значимость для отечественного искусства, стало воссоздание образа Поэта в "Патетической оратории" Георгия Свиридова на слова Владимира Маяковского. Александр Ведерников, первым исполнивший эту сольную партию 15 октября 1959 года, сумел замечательно постичь и высказать дух, нрав, природу и сокровенный толк свиридовской музыки. Во всю мощь раскрылся его эпический дар. С тех пор Александр Ведерников неизменно исполнял многие сольные произведения Свиридова: цикл из 9 песен на слова Бернса, 7 песен на слова А.Исаакяна из поэмы "Страна отцов", песни на слова А.Пушкина ("Роняет чаща багряный свой убор", "Подъезжая под Ижоры", "Ворон к ворону летит", "Зимняя дорога"), С.Есенина ("Любовь"), Ф.Тютчева ("Эти бедные селенья"), А.Блока ("Видение", "Голос из хора", "Петербургская песня", "Флюгер", "За горами, лесами..."), У.Шекспира ("Людская неблагодарность", "Зима", "Солдатский тост и песня Яго", песня Шута из комедии "Двенадцатая ночь", "Песенка Яго о короле Стефане"), П.-Ж.Беранже ("Как яблочко, румян") и др.
Говоря об исполнительском искусстве Ведерникова, Георгий Свиридов фиксировал превосходный бас певца, "зажиточный тембровыми оттенками, теплый и выразительный, мужественный и какой-то в особенности задушевный". "Для него распевать - значит раскрывать самую сущность музыкального образа. На мой воззрение, Ведерников обладает только чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыкальном искусстве. Поэтому так без сомнения звучат у него народные русские песни. Он поражает мощью и эпическим размахом в партиях русского классического репертуара. В то же время довольно услыхать, как он поет Шумана или Себастьяна Баха, чтобы увериться в том, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов".
Исполнительское мастерство А.Ведерникова приподнято отмечено отечественной и зарубежной музыкальной общественностью. Еще в 1956 году он удостоился золотой медали и первой премии на Международном конкурсе имени Шумана в Берлине. В том же году стал лауреатом первой премии на Всесоюзном конкурсе на лучшее воплощение в жизнь советской музыки. Он - Народный артист СССР (1976), Народный артист РСФСР (1967), Заслуженный артист РСФСР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1969), кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1971) и Дружбы народов (1988). Награжден орденами Русской Православной Церкви святого Даниила Московского II степени (1997), Великого князя Владимира III степени (1999), орденом и Почетным знаком Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1998).
А.Ведерников является действительным членом Академии народной музыки и Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, членом Всероссийского театрального общества. О своем многолетнем творчестве он рассказал в вышедшей в 1989 году книге "Чтоб личность не скучала".
Александр Ведерников - природа, одаренная природой для серьезного наблюдения жизни, способная не только следить происходящее, но заприметить, пережить то новое, что рождается в жизни и в искусстве, понять суть этого нового, его глубину, его происхождение, ориентация, предназначение. Он одарен талантом проповедовать позитивный идеал, делая это ненавязчиво, несложно, безусловно. Он несет тот самый идеал в самом себе. Ему в равной мере претит любая пошлость и наглость. Через всю существование Александр Филиппович пронес увлечение живописью. Не расстается он с мольбертом и поныне. Даже во сне Ведерников видит сюжеты ещё не написанных им картин. Особенно ему удаются портреты близких людей. Ведерников любит переводить дыхание на природе. Когда-то земляки построили и подарили ему жилье на берегу его близкий реки Вятки, и вот уже больше 30 лет он отдыхает в этом месте совместно с семьей. Любит трудиться в саду и на огороде, с юности увлекается рыбалкой.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Верстовский Aleksandr Verstovskiy
В течение почти трех десятилетий Верстовский находился во главе всей театральной жизни Москвы, поскольку оперная и драматическая (а также балетная)..
читать далее →
Александр Вертинский Aleksandr Vertinsky
Александр Вертинский родился 19 марта 1889 г. в Киеве в семье мелкого чиновника. Его отец, Николай Петрович, происходил из семьи железнодорожного..
читать далее →
Александр Виницкий Aleksandr Vinitskiy
Однажды Александр взял в руки гитару отца и попытался сыграть на ней: После этого он уже не расставался с ней.
читать далее →
Александр Волокитин Aleksandr Volokitin
В 1992 году увлёкся блатными песнями и творчеством А. Северного. В январе 1994 года начинает увлечённо организовывать регулярные концерты на своей..
читать далее →