Известные люди

»

Александр Вильямсон

Александр Вильямсон Aleksandr Vilyamson Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Тверская область» Торжок, 13.8.1918
Гвардии Капитан А. А. Вильямсон совершил 382 боевых вылета, в 66 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 6 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 13 Августа 1918 года в городе Торжок, в настоящий момент Тверской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу и 2 курса Ялтинского сельскохозяйственного техникума. С 1937 года работал электромонтёром. С 1940 года в Красной Армии, год через окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Командир эскадрильи 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный остов, 2-я Воздушная вс, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан А. А. Вильямсон совершил 382 боевых вылета, в 66 воздушных боях лично сшиб 18 и в составе группы 6 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1955 года Полковник А. А. Вильямсон - в запасе. Работал диспетчером Симферопольского аэропорта. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Персональный пенсионер.

* * *

Александра Александровича Вильямсона в Симферополе славно знают. Героя Советского Союза тепло встречают в школах, в местном аэропорту, лётчики которого проводили бывшего истребителя на пенсионную выплату, на роздых. Да и он всех знает. В этом городе Саша Вильямсон вырос, бегал в школу, получил первую жизненную закалку на заводе, в симферопольском аэроклубе в первый раз поднялся в небеса.

А вот родился Вильямсон на тверской земле, в городе Торжке. Предки его - выходцы из Эстонии. Дед, бедный крестьянин Христофор Вильямсон не от хорошей жизни в конце прошлого века переселился в Россию. Но на чужбине он не ужился и, оставив в Торжке жену и сына Александра, вернулся на родину. Сын подрос, стал опорой матери, служил в местной земской управе. В 1914 году его мобилизовали в армию. Вернулся он с войны больным. У Анны Михайловны, его жены, в 1918 году родился наследник, которого также назвали Александром. Вскоре семейство переехала в Крым, чтобы прийти на выручку самочувствие отца. Отец в 1919 году умер, и мужественная леди Анна Михайловна, преподавательница начальных классов, одна воспитала четверых детей - двух дочерей и двух сыновей. Александр стал летчиком, а Борис - моряком.

Борис, защищавший Одессу и Севастополь с первых дней войны, погиб в 1942 году. А Александр все 4 года войны прослужил в 298-м истребительном полку ( с 25 Августа 1943 года ставшем 104-м Гвардейским ). Полк входил в дивизию, которой командовал прославленный воздушный ас Александр Покрышкин. Из дивизии вышла целая плеяда бесстрашных истребителей, Героев Советского Союза. К ней принадлежит и Вильямсон.

25 Июня 1941 года Александр Вильямсон с отличием окончил Качинское лётное училище и получил направление в 298-й ИАП, куда прибыл в Июле 1941 года. В это время полк базировался под Вознесенском, вблизи от южного участка реки Буг. Самолётов в полку было чуть-чуть, а ситуация на Южном фронте с каждой неделей накалялась. Некоторые бывшие курсанты сели на самолёты, заменив выбывших из строя лётчиков. А Вильямсон взялся отремонтировать побывавший в аварии И-16. Долго и старательно лечил он "Ишачка" и своего добился - ввел его в строй действующих и полетел на боевое поручение.

Первый вражеский самолёт Александр сшиб в Августе 1941 года, в районе Запорожья, второй - западнее города Красный Луг. Так начался боевой счёт лётчика, счёт уничтоженных немецких машин. С каждой воздушной схваткой крепли мастерство, уверенность в своих силах. Воодушевляла на подвиги и помощь опытных пилотов, вся атмосфера дружного спаянного коллектива.

Любит Александр Александрович припоминать особенный полёт в Феврале 1942 года. Из штаба Южного фронта было получено распоряжение - истребителям полка сопровождать бомбардировщики, которые шли на одну из железнодорожных станций, чтобы истребить разгружающиеся немецкие эшелоны. Маршрут выдался неблизкий, горючего могло "Ишачкам" не хватить. Но иного выхода не было. Полетели. Бомбардировщики достигли цели, сбросили бомбы на пути, на эшелоны. Удар был сокрушающим.

"Когда возвращались обратно, - пишет Вильямсон, - под Артемовском отметили вражеский аэропорт, по которому длинными хвостами поднимались снежные струи: это поднимались в воздух немецкие истребители. Завязался мордобой. Как случилось, не пойму до сих пор, но меня отсекли от своих. Потерял их из виду. А тут наседает четвёрка "Мессеров". Чтобы не подставлять под потрясение "брюхо", грубо нырнул вниз и перешёл па бреющий полёт. Оглянулся - единственный из Ме-109 пристраивается в хвостище. Вот - вот очередность прошьёт моего "Ишачка", и тогда финал. Что совершать ? Резко убираю газ. И в тот же момент "Мессер" с воем проносится надобно мной. Он прямо не ожидал такого маневра. Через немного секунд уже я оказываюсь у него в хвосте. Нажимаю на гашетку, и противник падает на землю.

Куда девались остальные "Мессеры" - не знаю. Но если бы кому - то из них вздумалось преследовать меня дальше, мне бы от них не уйти: патронов больше нет, горючее на нуле, а до линии фронта ещё вдалеке. И нежданно вижу: навстречу тянется пятёрка дорогих "Ишачков". Это мои пацаны, выдержав тяжелый воздушный мордобой, спешили мне на выручку. Признаюсь, не сдержал тогда слез. "Да неужели такие дадут пропасть !" - подумал я и вклинился в их строй".

В последующих боях лётчики полка, получая истребители новых марок, резво осваивали их и зачастую малыми силами бились в небе с армадами врага и выходили победителями. В 1943 году участвовали в боях на Кубани, на Южном фронте. Затем освобождали Донбасс и Крым. Младший лейтенант Вильямсон многократно попадал в критические положения, и постоянно его спасали быстрота реакции, огромная мощь воли, высокое мастерство пилота. В наградном листе из его боевой жизни приводятся такие факты.

10 Апреля 1943 года. Дежуривший на аэродроме Вильямсон по сигналу сообща с ведомым взлетел в воздух. За облаками он заметил немецкого разведчика Ju-88. Обнаружив погоню, "Юнкерс" пошёл вверх. Наши истребители летели без кислородных масок. А высота всё возрастала и возрастала. Трудно дышать. Высота 6000 метров, 7000... В глазах пошли разноцветные круги. Вильямсон решил палить с дальней дистанции. Ещё мимолетность, вторая, и "Юнкерс", накренившись, пошёл вниз. Подбитый вражеский разведчик уходил к своей территории. Вильямсон с напарником заставили его усесться в расположений наших войск. Взятый в плен германский лётчик никак не мог уверовать, что его подбили советские пилоты на огромной высоте без кислородных масок.

5 Мая 1943 года. В неравном бою с 12 "Мессерами" Вильямсон был ранен в голову. Глаза заливало кровью, но он не уходил из боя до конца вылета и совместно со своей группой выполнил поручение.

28 Августа 1943 года. Выполняя в тот самый день 5-й боевой вылет с группой из 6 "Аэрокобр", Вильямсон повёл свою шестёрку в махач с 12 "Мессерами". Его самолёт получил серьёзное повреждение, а сам он нелегко ранен в голову. Пилот не растерялся. Собрав последние силы, он привёл самолёт на свой аэровокзал, посадил его и потерял разум...

Летом 1944 года Вильямсон сражался над территорией Польши, а в 1945 году участвовал в наступлении на Берлин. Эскадрилья Старшего лейтенанта Вильямсона прославилась в боях на 4-м, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Только за финальный год войны она провела 793 успешных боевых вылета, 53 воздушных боя, в которых сшибла 18 самолётов противника. Ведущим всю дорогу был отважный комэск, подававший образец храбрости и точного расчёта. За тот самый отрезок времени он уничтожил 8 вражеских самолётов.

А всего за войну начальник эскадрильи 104-го Гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка 9-й Гвардейской Мариупольской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии Гвардии Капитан Александр Александрович Вильямсон совершил 382 успешных боевых вылета, провёл 66 воздушных боёв, сшиб лично 18 ( по другим источникам - 25 ) самолётов врага и 6 - в группе с товарищами. Последний самолёт воздушный ас уничтожил в небе над Берлином 28 Апреля 1945 года. Но с этим вылетом битва для него и его однополчан ещё не кончилась. Дивизия Покрышкина сопровождала 3-ю Гвардейскую танковую армию Генерала Рыбалко в рейде посредством Рудные горы в Чехословакию на поддержка восставшей Праге.

Подвиги Александра Вильямсона заслуженно и по достоинству вознаграждены: два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды - так отмечен боевой дорога лётчика. Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин о наградах Вильямсона писал:

"Каждый орден - это расклад о к геройском поступке, о том, как в бою проявлялись его отвага, хладнокровне в что ни на есть связанный с опасностью миг, умение ориентироваться в трудной обстановке и ни в жизнь не утрачивать веру в своё превосходство над врагом, в свою победу..."

Таков единственный из славных соратников Покрышкина. В числе лучших лётчиков знаменитой дивизии Александр Александрович участвовал в параде Победы, вслед за тем которого друзья поздравили его с высшим отличием - званием Героя Советского Союза. После войны он продолжал службу в авиации. В 1955 году уволен в припас в звании Полковника. Работал в Симферопольском аэропорту начальником диспетчерской службы.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Воронько Aleksandr Voronko

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ),..
читать далее

Александр Гарнаев Aleksandr Garnaev

Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ, кандидат экономических наук, действительный Государственный Советник 1 класса.
читать далее

Александр Горбачевский Aleksandr Gorbachevskiy

Гвардии Капитан А. И. Горбачевский совершил 386 боевых вылетов, в 78 возд боях сбил лично 16 и в составе группы 7 самолётов противника. 4 Февраля..
читать далее

Александр Горголюк Aleksandr Gorgolyk

Гвардии старший лейтенант А. И. Горголюк совершил 376 боевых вылетов, в 48 воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 5 самолётов противника...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий