Известные люди
»Александр Носов
Рождение: Россия, 21.6.1920
Лейтенант А. А. Носов совершил 69 боевых вылетов на бомбардировку скоплений войск противника. Лично уничтожил 11 самолётов на аэродромах, 27 танков, 15 артиллерийских орудий, много другой военной техники. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 21 Июня 1920 года в посёлке Люблино ( нынче в черте города Москвы ), в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при заводе "Компрессор" ( в настоящий момент СПТУ 32 ). Работал помошником печатника на фабрике "Госзнак". С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу лётчиков.
С Июня 1941 года в действующей армии. Сражался на Северо - Западном, 1-м и 2-м Белорусском фронтах.
К Февралю 1942 года начальник звена 288-го штурмового авиационного полка ( 57-я смешанная авиационная дивизия, Северо - Западный фронт ) Лейтенант А. А. Носов совершил 69 боевых вылетов на бомбардировку скоплений войск противника. Лично уничтожил 11 самолётов на аэродромах, 27 танков, 15 артиллерийских орудий, полно иной военной техники. 21 Июля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вэтого выполнил 128 успешных боевых вылетов. Штурмовыми ударами уничтожил на аэродромах 30 самолётов противника, ещё 5 - сшиб в воздушных боях.
После войны продолжал служить в ВВС. С 1948 года Подполковник А. А. Носов - в запасе. Работал в Гражданском Воздушном Флоте. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Живёт в Москве.
* * *
На фронтовой аэропорт лётчики прибыли с первыми лучами солнца. Бриллиантовыми россыпями поблескивали на траве росинки. Из низин тянулся туман. Занимался фронтовой Сентябрьский день 1941 года.
Техники и механики, оружейники и прибористы копошились у капониров. Расчехляли самолёты, заправляли баки горючим, пополняли патронные ящики боеприпасами, подвешивали к держателям реактивные снаряды и бомбы.
Остроносые, горбатые "Илы" были разбросаны по лётному полю в шахматном порядке. И на первостепеннный точка зрения казалось, что на аэродроме царит неразбериха. На самом деле всякий авиатор занимался жестко очерченным куда ни кинь определённых обязанностей. Дорога была каждая минута. Успех подготовки к боевому вылету решало чёткое взаимодействие всех служб полка.
Младшему лейтенанту Александру Носову нынче предстояло в первый раз подняться в воздух для выполнения боевого задания. Он ко всему чутко присматривался, запоминал, что, где и как делается. Старался держаться поближе к командиру эскадрильи Капитану Васильеву, тот, что взял его к себе ведомым.
Каким будет первостепеннный боевой вылет ? Первый, а может быть, и крайний ? Война есть битва. Всякое бывает. Вражеские истребители или зенитчики не спросят, начальный раз ты ведёшь штурмовик в махач или сотый. Те из лётчиков, которые уже встречались с врагами, рассказывали, что, если немцы заметят неуверенность пилота, тут же вцепятся. Поэтому надобно сражаться с ними завсегда расчётливо, с умом, не робеть.
Раздалась команда: "По самолётам !" Через немного минут окрестность огласил мрачный рокот моторов. "Илы" пошли на взлёт. Взяли вектор движения на аэровокзал, где находились истребители прикрытия. Там штурмовики должны были увидаться с лётчиками 6-го истребительного полка. Но они зачем - то не запоздали со взлётом. Капитан Васильев решил осуществлять боевое поручение без прикрытия и передал ведомому: "Следуй за мной".
Воздушная ситуация благоприятствовала полёту штурмовиков. Облака слоистые, высота не меньше 700 - 800 метров. Можно в случае опасности оставить в них. Облачность давала вероятность скрытого подхода к вражескому аэродрому. Одним словом, Носов всей душой одобрил действия Капитана Васильева. Риск, разумеется, есть. Но риск рациональный, оправданный.
Под самолётами - южный берег озера Ильмень. Компасный вектор движения - 180 градусов. "Как бы не проскочить Старую Руссу", - мелькнуло в голове Носова. И только успел покумекать, как показались окраины города. Чуть в стороне, как будто на ладони, аэровокзал. И не видно, чтобы немцы их ждали. А "Илы" уже над лётным полем. И немедленно - в пикирование. Капитан Васильев ведёт пламень реактивными снарядами. Носов сбрасывает бомбы. Потом Васильев бомбардирует, а Носов ведёт пушечно - пулемётный пламень.
Внизу взрывы, дым, жар. Пламя, подхваченное ветром, перекинулось на стоянку самолётов. Забегали, заметались враги.
На обратном маршруте Васильев и Носов штурмовали автоколонну. Обстреляли её из пушек и пулемётов зажигательными снарядами и патронами. Устроили на дороге пробку, застопорили движение. Горели бензовозы, замертво падали солдаты противника.
По возвращении на аэропорт Васильев доложил начальнику штаба полка о штурмовке вражеской автоколонны и аэродрома в Старой Руссе, отметил действия Носова, показавшего себя в первом боевом вылете с лучшей стороны.
- Значит, в нашем полку на одного хорошего лётчика стало больше, - удовлетворённо заметил начальство штаба. Он сообщил, что воздушные разведчики уже сфотографировали результаты налёта штурмовиков. Дешифровка снимков показала: уничтожено 3 самолёта, зенитная батарея, немного складов с боеприпасами, полно боец противника.
За успешное выполнение боевого задания Капитану Васильеву и Младшему лейтенанту Носову была объявлена признательность.
Васильев не имел никаких претензий к ведомому. Новичок понравился ему. "Видать, парнишка с характером, - подумал Капитан. - Первое боевое крещение, а действовал как бывалый: расчётливо и грамотно. Что ж, талантами наша штурмовая авиация не обижена".
В Октябре 1941 года наша воздушная разведка обнаружила большое скопление самолётов противника на аэродромах Старая Русса, Дно и Сольцы. В тот же день поступил приказ: 2-й эскадрилье Капитана Васильева с рассветом причинить потрясение по аэродрому Старая Русса, а две другие эскадрильи полка нацеливались на штурмовку аэродромов Дно и Сольцы. В 6 часов 30 минут 2-я эскадрилья была уже на маршруте. Вёл штурмовиков Васильев. За ним, крылом к крылу, летели Старший лейтенант Фёдоров, старшой политрук Гудков, Младшие лейтенанты Носов и Марютин.
Удар по аэродрому врага нанесли с бреющего полёта. Сбрасывали на стоянки самолётов эрэсы и бомбы, обстреливали пушечным и пулемётным огнем, сделали 12 заходов. После этого налёта немцы недосчитались на своём аэродроме 18 самолётов, двух зенитных батарей, нескольких бензоцистерн, склада боеприпасов.
На этот раз действия "Илов" над целью прикрывали лётчики 6-го истребительного авиаполка. Ни у штурмовиков, ни у истребителей потерь не было. Но когда приземлились, механики насчитали в фюзеляже машины Носова возле 40 пробоин, а в фюзеляже самолёта Марютина - 17. В моторе "Ила" Гудкова перебило осколком маслопровод, а машины Васильева и Фёдорова нуждались в полевом ремонте.
30 Октября группу штурмовиков повёл начальник полка Майор Дельнов. За ним, соблюдая установленные интервалы, шли Носов, Никитин и Фролов. Достигли аэродрома Старая Русса верно в назначенное время. И началась служба. Носов не заметил, как сделали 16 заходов. Хорошо запомнилось, что на 9-м заходе вражеские зенитчики замолчали. Штурмовики обрабатывали аэровокзал до тех пор, покуда не израсходовали боеприпасы.
На обратном маршруте, когда от Старой Руссы отошли километров на 15 - 20, Носов заметил жёлто - красную трассу пуль, мелькнувшую слева от его кабины. Вражеские истребители !
Немцы штурмовали, "Илы" отстреливались. Неожиданно Носов обнаружил: заклинило руль высоты. Он вышел из круга и взял вектор движения на восток. Повреждённый штурмовик сразу же прикрыл Майор Дельнов, и, когда на него набросились враги, начальник полка открыл жар. Огненная дорога впилась во вражеский истребитель, и тот, задымив, грубо пошёл на понижение. Второй "Мессер" скрылся в облаках.
Вскоре следом этого Александр Носов стал летать на боевые задания ведущим пары, а потом командиром звена. Ему присвоили очередное воинское звание. В конце Ноября 1941 года его наградили орденом Красного Знамени. Прошло ещё немного месяцев, и руководство полка представило Старшего лейтенанта Носова к присвоению звания Героя Советского Союза. В представлении на него говорилось: "За время боёв с немецко - фашистскими захватчиками проявил исключительную отвагу и героизм. Сделал 69 успешных боевых вылетов, из них 10 одиночным экипажем. Лично уничтожил 11 самолётов, 88 автомашин, 27 танков, 15 артиллерийских орудий, 27 повозок, 4 тягача, 680 боец и офицеров противника".
2 Февраля 1942 года Старший лейтенант Носов произвёл налёт на вражескую автоколонну и уничтожил 2 автомашины, 15 повозок, 4 тягача. Однако штурмовик получил повреждения: были пробиты бензо- и маслосистемы. От паров бензина и масла слепило глаза, лётчик задыхался. Слабело рассудок. Напрягая последние силы, Носов привёл свой "Ил" на аэровокзал. Из кабины его вытащили чуть-чуть живого.
13 Февраля Александр Носов сызнова находился в воздухе. Штурмовал скопление лыжных батальонов врага в районе Жилина. Был атакован 6 немецкими истребителями. Пришлось шибко тяжко. Его ранило в ногу ( опосля, в полевом госпитале, из раны извлекли 5 осколков ). Боль была таковой, что порою лётчик терял управление самолётом. И всё же ушёл от "Мессеров". Но тут новая скорбь - сдал двигатель, пробитый осколками зенитных снарядов. Пилот посадил машину в районе Парфина на фюзеляж. "Мессеры" выследили Носова и в миг, когда он покинул кабину "Ила", подвергли обстрелу. Лётчик получил 6 ранений. Одна из разрывных пуль ударила в наушник шлемофона. Он уцелел только чудом...
В Июле 1942 года фронтовые друзья тепло поздравили Александра Носова с присвоением звания Героя Советского Союза. Высокую награду лётчик получил в Кремле. Вернулся в полк радостным, воодушевлённым, готовым на новые подвиги.
11 Августа ему препоручили известия группу самолётов на штурмовку окружённой Демянской группировки вражеских войск в районе Рамушевского коридора. Штурмовики вышли к цели на мелкий высоте. И тут перед Носовым открылась невероятная картина. Такое может выдасться, видимо, только на войне. Чуть выше "Ильюшиных", приблизительно на 15 - 20 метров, с запада летела большая группа транспортных самолётов врага. Носов передал ведомым по радио: "Атакуем !" Перед атакой "Илы" избавились от бомбового груза ( под ними как раз двигалась вражеская автоколонна ).
Вражеские лётчики поздненько подметили советских штурмовиков. Удар получился внезапным. На этом участке фронта штурмовики впервой штурмовали в воздухе транспортные самолёты противника, "Илы" вели прицельный жар по "Юнкерсам" на отбор. Те шли звеньями по 3 самолёта, колонной. И вот уже немного вражеских машин загорелось. Другие же стали спешно покидать в стороны.
Увлекшись, штурмовики немного отдалились от Рамушевского коридора. Последовала команда: "Прекратить атаки". Едва наши самолёты подтянулись к ведущему, как на них набросилась группа Ме-109. Штурмовики начали маневрировать. Носов применил так называемые "ножницы": ведущий каждой пары выше, ведомый - ниже; дистанция между ними, 100 - 150 метров. Из какой бы полусферы ни штурмовали "Мессеры", их везде встречал дружный жар наших воздушных стрелков. Атаковать же штурмовиков на встречных курсах немцы не решались. "Ильюшины" удачно дотянули до своего аэродрома.
До последнего дня Великой Отечественной войны Александр Андреевич Носов храбро воевал на Северо - Западном, 2-м и 1-м Белорусских фронтах, наносил штурмовые удары по Берлинскому гарнизону, налетал в общей сложности возле 1000 часов. Много было им уничтожено различных целей на поле боя и в тылу врага. Но основополагающий счёт - вражеские самолёты: 30 уничтожил он на аэродромах противника и 5 в воздушных боях.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Оборин Aleksandr Oborin
С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, затем Энгельсскую военную авиационную школу..
читать далее →
Александр Осадчиев Aleksandr Osadchiev
В 1950 году он окончил Военно - Воздушную академию, был начальником штаба Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков. В 1959 году..
читать далее →
Александр Осадчий Aleksandr Osadchiy
Генерал - Майор авиации А. П. Осадчий к Маю 1945 года совершил 39 боевых вылетов на разведку и штурмовку живой силы и техники противника, нанеся ему..
читать далее →
Александр Павлов Aleksandr Pavlov
Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков в 1938 году.После войны продолжил службу в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды..
читать далее →