Известные люди
»Аркадий Ковачевич
Рождение: Украина, 3.5.1919
Гвардии Старший лейтенант А. Ф. Ковачевич совершил 356 боевых вылетов, в 58 воздушных боях лично сбил 13 и с составе группы 6 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 3 Мая 1919 года в посёлке Ново - Миргород, в настоящее время городок Кировоградской области, в семье служащего. Окончил 3 курса техникума механизации сельского хозяйства в Кировограде, аэроклуб. С Декабря 1937 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.
С началом Великой Отечественной войны в действующей армии, сражался в составе 27-го истребительного авиационного полка ПВО Москвы.
К Февралю 1943 года начальник эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная вс, Южный фронт ) Гвардии Старший лейтенант А. Ф. Ковачевич совершил 356 боевых вылетов, в 58 воздушных боях лично сшиб 13 и с составе группы 6 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вэтого совершил 520 успешных боевых вылетов, участвуя в 150 воздушных боях лично сшиб 26 и в группе с товарищами 6 самолётов противника.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1948 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1954 году Военную академию Генерального штаба. Заместитель начальника Военно - Воздушной академии Генерал - Лейтенант авиации А. Ф. Ковачевич последние годы жил в городе Монино Московской области. Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда" и другими. Почётный гражданин Щёлковского района Московской области.
* * *
Аркадий Ковачевич родился в посёлке Ново - Миргород Елизаветградского уезда Херсонской губернии. Окончив в 1934 году 7 классов средней школы, поступил в техникум механизации сельского хозяйства. Учась там, поступил в аэроклуб. В Ноябре 1937 года удачно закончил его и по комсомольской путёвке был направлен в военную авиационную школу лётчиков в Одессе. В 1938 году благополучно завершает учёбу, осваивает самолёт И-16, летает на нём днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Наконец его греза исполняется: окончив авиашколу с отличной аттестацией, в Декабре 1938 года, Ковачевич прибыл для дальнейшего прохождения службы в 27-й истребительный авиационный полк Московского военного округа, где был определён в 1-ю эскадрилью. Здесь он настойчиво совершенствует близкое лётное мастерство. За недлинный срок благополучно освоил полёты на нескольких типах истребителей. Успехи молодого пилота не остались незамеченными. Уже сквозь год его назначили командиром звена.
В первостепеннный же день войны эскадрилья, в которой служил А. Ф. Ковачевич, перебазировалась в район города Калинина. Отсюда на истребителе МиГ-3 Аркадий, ставший к тому времени заместителем командира эскадрильи, вылетал на охрану подмосковного неба.
Свою первую победу Лейтенант А. Ф. Ковачевич одержал в небе Ржева 12 Октября 1941 года: на пикировании разогнав свой МиГ-3, длинной очередью сшиб вражеский истребитель Ме-109. Сам Аркадий Фёдорович вспоминает об этом так:
"При сопровождении бомбардировщиков истребители прикрытия нашей эскадрильи схлестнулись в жаркой схватке с истребителями Ме-109. Бой шёл в немного ярусов. МиГ-3 и Ме-109 то камнем падали вниз, то вертикально взлетали вверх. Мне удалось сшибить одного из "Мессеров". И тогда фашисты не выдержали, стали уклоняться от боя, а вскоре и отнюдь удалились".
А на рассвете следующего дня Ковачевич и его товарищи покинули свой аэропорт и перелетели ближе к Москве, в Клин. Оттуда они осуществляли боевые действия в течение всей осени и начала зимы 1941 года.
Уже к 6 Декабря 1941 года Аркадий Ковачевич совершил 201 боевой вылет, 8 раз штурмовал наземные войска и аэродромы противника. Участвуя в 12 воздушных боях, сшиб лично 4 и в группе 3 самолёта противника. Его назначили командиром эскадрильи.
В Марте 1942 года, в условиях позиционной войны, когда враг настойчиво пытался разведать с воздуха позиции советских войск, он настолько же настойчиво барражировал в зонах ожидания, совершая по нескольку вылетов в день. Дважды ему удалось перехватить и сшибить отдаленный разведчик Ju-88.
Так, 8 Марта 1942 года барражируя над одним из охраняемых пилотами полка пунктом он заметил германский самолёт, пытавшийся прорваться к столице. Лётчик смело пошёл на сближение с противником, навязал воздушный махач и поджёг вражеский бомбардировщик, тот, что рухнул вниз с высоты 4000 метров...
Уже на следующий день, Ковачевич провёл ещё единственный мордобой и снова добился успеха, уничтожив самолёт - разведчик Ju-88, на тот самый раз летевший на высоте примерно 7000 метров. Восемь раз атаковал врага Аркадий. В крайний раз он подошёл к "Юнкерсу" так рядом, что мог различиить физиономия пилота. Атака оказалась удачной. Объятый пламенем самолёт, потеряв управление, пошёл к земле, пополнив кладбище немецкой авиации на полях подмосковья. Так он одержал свою 7 победу.
Газета "Красный воин" в одном из Апрельских номеров рассказывала о том, как удачно лётчики эскадрильи Ковачевича провели штурмовку вражеского аэродрома. Ещё на подлёте к нему 16 МиГ-3 встретили большую группу немецких бомбардировщиков. В завязавшемся коротком бою наши лётчики сшибли 2 самолёта, остальные поспешили убраться. Гнаться за ними не стали, потому что имели приказ: ликвидировать аэровокзал. И это боевое залание было выполнено - после этого налёта нашей группы из 25 "Юнкерсов", находившихся на нём, уцелел только единственный...
Минул год войны, отгремели бои на подступах к Москве. Летом 1942 года 27-й истребительный авиаполк, как и многие другие, был выведен из состава ПВО Москвы и направлен во фронтовую авиацию. В составе этого полка Ковачевич сражался на Брянском и Воронежском фронтах, оказывая поддержка нашим наземным войскам.
С Июля 1942 года, в составе того же 27-го ИАП, Ковачевич участвовал в боевых действиях 8-й Воздушной армии на дальних подступах к Сталинграду, прикрывая наши войска и переправы. С отходом советских войск к Волге вёл борьбу за преодоление господства в воздухе немецкой авиации. В тех боях он одержал строй блестящих побед. Так, 23 Августа в групповом бою сшиб в районе Сталинграда бомбардировщик Не-111, а посредством 4 дня там же лично сшиб истребитель Ме-109. 3 Сентября Ковачевич "сбрасывает с неба" бомбардировщик Ju-88, 9 Сентября он уничтожает ещё единственный Не-111, и 12 Сентября ему удалось в составе группы сшибить корректировщик FW-189.
В Сентябре 1942 года воздушные бои над Сталинградом носили ожесточенный нрав. Истребительная авиация немцев в тот самый отрезок времени господствовала в воздухе как над полем боя, так и в нашем тылу. Каждый вылет сопровождался воздушным боем или более того рядом воздушных боёв. Об одном из них вспоминает сам Аркадий Фёдорович:
"Как - то, возвращаясь с разведки со своим напарником Лейтенантом Чиликиным, я заметил над Сталинградом группу из 6 - 8 немецких Ме-109, которые в свою очередность ещё обнаружили нас. Уклониться от боя не удалось, пришлось вступить с ними в схватку. Первая штурмовая вылазка немцев не была для нас неожиданной; развернувшись на 180 градусов, мы встретили атакующих в лоб. После 3 - 4 минут боя мой напарник как снег на голову ушёл на посадку и я остался единственный супротив всей группы. Я знал, что продолжать махач, хоть и оборонительный, я во что бы то ни стало должен, в противном случае меня собьют, как только я попытаюсь вылезти из боя.
Воздушная схватка длилась возле 30 минут. В течение этого времени бессчетные атаки немцев я сводил на - нет своевременным маневром своего самолёта. В каждый миг я видел, где находятся истребители противника, своевременно разгадывал их проект, уходя из - под атаки каждого из них всевозможными маневрами. В итоге немцы оставили меня и ушли, расстреляв, по - видимому, все боеприпасы. Я произвёл посадку на свой аэровокзал без единой пробоины".
За боевые подвиги, совершённые под Сталинградом, Аркадий Ковачевич был удостоен ордена Красного Знамени.
В конце Ноября 1942 года, решением командующего 8-й Воздушной армии, лучшие воздушные бойцы, и посреди них Ковачевич, были собраны в составе 9-го Гвардейского авиаполка, действовавшего в составе сил Сталинградского фронта. Ковачевич пришёл туда уже известным лётчиком, одержавшим 9 личных и 6 групповых побед...
Аркадий, назначенный комэском, уже резво подтвердил свою репутацию классного лётчика. Летая на новом истребителе Як-1, уже 14 Декабря сшиб в районе Брузиновки истребитель Ме-109, а 19 Декабря уничтожил над Сталинградом достаточно исключительный самолёт Dо-217 - универсальную двухмоторную машину, использовавшуюся и как бомбардировщик, и как разведчик, и как истребитель, оснащавшуюся тепловизионной и радиолокационной станциями. В Январе 1943 года, при блокировании окруженной армии Паулюса, Ковачевич уничтожил 2 транспортных Ju-52.
Командир эскадрильи, заместитель командира, позже начальник 9-го Гвардейского полка, он был одним из тех, кто не только личным участием в боях, но и организационно сообща с Шестаковым, Рыкачевым и Морозовым обеспечил эффективную боевую работу подчинённых, завоевал ратную славу этой прославленной авиационной части.
1 Мая 1943 года за 356 боевых вылетов, 58 воздушных боёв, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника Гвардии Старшему лейтенанту А. Ф. Ковачевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже Аркадий Фёдорович вспоминал: "Нам, лётчикам, Героя давали в трёх случаях: посмертно, за какой - то чрезвычайный акт, к примеру, таран, или по совокупности. У меня тогда было 15 сбитых самолётов. К тому же я уже имел невпроворот орденов".
Летом - осенью 1943 года он принимал участие в боях на реке Молочной, в освобождении Донбасса, сражался в Запорожье и под Мелитополем. Его эскадрилья "синих" ( по цвету окраски капотов самолётов ) становится одной из сильнейших в ВВС - Лавриненков, Головачёв, Твеленёв... Да и сам комэск неустанно пополняет свой собственный счет. Особенно удачными оказались для Аркадия Ковачевича воздушные схватки в небе Таганрога. Там он сшиб 3 немецких самолёта.
Памятен лётчику воздушный махач над Донбассом. Тогда действовала восьмёрка во главе с командиром эскадрильи Капитаном Ковачевичем. Они штурмовали "Юнкерсы", которые, построившись "каруселью", бомбили наши войска. Аркадий Фёдорович - ведущий восьмёрки - прибавляет газу, набирает высоту и, выбрав мгновенье, устремляется к "Юнкерсам". Он уверен: его ведомые не отстанут, произвольный знает своё местоположение и свой маневр. Вот строй вражеских бомбардировщиков нарушился, последовал взрыв одного из "Юнкерсов", прошитого пулемётной очередью. Вражеские самолёты торопливо покинули поле боя...
20 Августа, после этого перевооружения на "Аэрокобры", он оценил мощь вооружения заокеанского истребителя, сбив в одном вылете безотложно две немецкие машины. В тот день шестёрка истребителей, ведомая им, встретила 27 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 4 истребителей Ме-109. По приказу ведущего одна пара самолётов атаковала пикировщики, вторая их прикрывала, а третья вступила в схватку с "Мессерами". В этом бою Ковачевич и Тарасов сшибли по одному Ju-87. Остальные бомбардировщики сбросили бомбы в чистое поле и ушли. "Мессеры" пытались отомстить нашим истребителям за своих подопечных. Но Ковачевич смело вступил с ними в мордобой и одержал ещё одну победу, сбив ведущего Ме-109. Наша группа, удачно выполнив боевую задачу, вернулась на аэровокзал без потерь.
Спустя практически немного дней, Ковачевич на высоте 9000 метров перехватил разведчик Не-111 и затем долгой, изматывающей дуэли "свалил" его на землю.
Однако и храброго лётчика не миновала напасть. 2 Октября 1943 года над Мелитополем Ковачевич попал под обыкновенный потрясение немецкого аса -"охотника": его самолёт был сбит атакой сверху, без малого с отвесного пикирования. Рассказывает сам Аркадий Фёдорович:
"В Октябре 1943 года над рекой Молочная ( 4-й Украинский фронт ), я во главе восьми "Аэрокобр" вылетел на прикрытие наземных войск. Боевой строй был построен в два эшелона: ударная группа - 4 самолёта, в которой находился я, и прикрывающая группа - вторая четвёрка, следовавшая позади, слева и выше. Истребители активности не обнаруживали. Патрулирование происходило на исходе дня. Надеясь на бездействие истребителей противника, мы ослабили осмотрительность и только потрясение позади дал мне быть в курсе, что я атакован.
Оглянувшись, я увидел пару Ме-109, которая выходила из атаки. Мой самолёт загорелся и мне пришлось покинуть его, выпрыгнув с парашютом. В последующем оказалось, что вся группа кроме того увидела эту пару Ме-109 только затем того, как я был сбит. В чем же причина того, что я был сбит без боя ? Очевидно, что недопустимое ослабление внимания, отсутствие осмотрительности у меня и группы позволило противнику штурмовать самолёт настолько негаданно..."
Спустя всего 2 дня Ковачевич сызнова поднял боевую машину в воздух. Врачи настаивали на госпитализации, но лётчик заявил: "Я остаюсь в строю. Обстановка быстрее меня излечит". Это был второй и окончательный эпизод, когда он был вынужден оставить самолёт в воздухе. Первый раз это произошло ещё осенью 1941 года, когда его МиГ-3 был сбит зенитным огнём.
В ходе боев за Крым Аркадий Ковачевич был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой подготовке, а с Апреля 1944 года - заместителем командира 9-го ГвИАП. 18 Июля 1944 года, затем гибели командира полка А. А. Морозова, он стал исполняющим обязанности командира полка. Однако уже в Октябре 1944 года Маршал А. Новиков назначил командиром полка В. Лавриненкова, а Гвардии Капитану А. Ф. Ковачевичу было предложено "убыть на учёбу в академию".
За время Великой Отечественной войны Аркадий Фёдорович Ковачевич совершил 520 боевых вылетов, из них 130 - на разведку, 60 - на штурмовку, в 150 воздушных боях лично сшиб 26 и в группе 6 самолётов противника. Среди лично сбитых им машин есть по нескольку Hе-111, Ju-88 и Ju-87, 2 Ju-52, по одному Do-217, FW-189 и Ме-110, 12 Ме-109 и FW-190. Более половины сбитых им самолётов - двух и трёхмоторные машины: сказались навыки по уничтожению бомбардировщиков, приобретённые в ПВО.
Оглядываясь на свой ратный тракт, Ковачевич писал: "Для меня было здоровенный честью сражаться в замечательном боевом коллективе 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. И сегодня, через немало лет затем тех грозных событий, думка о том, что я был причастен к большим делам этого легендарного полка, наполняет меня гордостью".
После окончания в Мае 1948 года с золотой медалью командного факультета Военно - Воздушной академии, он командовал полком, где шло переучивание лётчиков на новые реактивные самолёты: Як-15, Як-17, МиГ-15, Ла-15. Затем командовал дивизией, возглавлял штаб Воздушной армии. Летал на реактивных машинах ( крайний полёт выполнил в 1957 году на МиГ-17 ). В 1954 году Полковник А. Ф. Ковачевич окончил Военную академию Генерального штаба, также с золотой медалью. С 1967 года служил начальником кафедры, а позднее - первым заместителем Военно - Воздушной академии. Последние годы Генерал - Лейтенант авиации в запасе А. Ф. Ковачевич жил в подмосковном городе Монино.
Из Вооруженных Сил Аркадий Фёдорович уволился в 1987 году. Но и следом этого знания, авторитет, мудрость Генерала А. Ф. Ковачевича оказались востребованы и боевыми ветеранами, и слушателями академии, и школьниками. Он возглавил клуб авиаторов, главной целью которого стало военно - патриотическое воспитание молодёжи, передача новому поколению слушателей Военно - Воздушной академии бесценного опыта борьбы с врагом в годы защиты родного Отечества.
Так же читайте биографии известных людей:
Аркадий Макаров Arkady Makarov
Гвардии Лейтенант А. С. Макаров совершил 132 боевых вылета, в 51 воздушном бою сбил 13 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и..
читать далее →
Аркадий Селютин Arkady Selytin
осле войны продолжил службу в морской авиации. В 1957 году окончил Военно - Воздушную академию. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (..
читать далее →
Аркадий Федоров Arkady Fedorov
Гвардии капитан А. В. Фёдоров совершил 498 боевых вылетов, провёл 62 воздушных боя, в которых сбил лично 16 и в составе группы 4 самолёта..
читать далее →
Аркадий Володось Arkady Volodos
Аркадий Володось, один из наиболее успешных музыкантов своего поколения, впервые выступает в Москве: в течение двух вечеров его игру можно будет..
читать далее →