Известные люди
»Владимир Залевский
Рождение: Россия, 15.7.1918
Лейтенант В. Н. Залевский совершил 149 боевых вылетов, из которых 10 - на разведку, 8 - на штурмовку войск и техники противника. Провёл свыше 30 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов врага ( 1 из них - тараном ). 30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, командиру эскадрильи 157-го ИАП Капитану В. Н. Залевскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 15 Июля 1918 года на станции Деканская Перевальского района Ворошиловградской области ( сегодня Артемовский горсовет Донецкой области ), в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В 1937 году, по окончании Рабфака и местного аэроклуба, был призван в ряды Красной Армии. Окончил Чугуевскую военное авиационное училище лётчиков в 1940 году.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. В одном из боёв был сбит и, находясь без сознания, попал в плен. Вскоре, убив конвоира, бежал и с помощью партизан возвратился в свой полк.
К Апрелю 1942 года начальник звена 157-го истребительного авиационного полка ПВО ( 4-я Ударная вооруженные силы, Калининский фронт ) Лейтенант В. Н. Залевский совершил 149 боевых вылетов, из которых 10 - на разведку, 8 - на штурмовку войск и техники противника. Провёл свыше 30 воздушных боёв, лично сшиб 11 самолётов врага ( 1 из них - тараном ). 30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, командиру эскадрильи 157-го ИАП Капитану В. Н. Залевскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вэтого выполнил больше 300 боевых вылетов и имел на своём счету 17 самолётов противника сбитых лично и 23 - в группе с товарищами. 5 Июля 1943 года погиб в воздушном бою. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
* * *
Изучая историю прославленного 157-го Краснознамённого истребительного авиационного полка всю дорогу обращаешь чуткость на одну из рукописных страниц в папке с документами. На ней выведен заголовок "Любимец полка". В этом документе речь идёт о Капитане Владимире Николаевиче Залевском. Он прошёл через жар первых лет Великой Отечественной войны, не раз смотрел в лик человеческий смерти, одним из первых в небе Ленинграда таранил вражеский бомбардировщик.
Свой боевой стезя отважный лётчик - истребитель начал в первые же дни войны. Как - то Владимир Залевский и его ведомый Пётр Аксенов, бросившись навстречу 18 "Юнкерсам", вынудили их раскрыть бомболюки в отдалении от цели. Потом стали известны результаты этой поспешной бомбежки: 44 бомбами были убиты буренка, поросёнок и петух...
7 Июля 1941 года, близко от железнодорожной станции Чаща ( Октябрьская железная стезя Гатчинского района Ленинградской области ), начальник звена Младший лейтенант В. Н. Залевский в воздушном бою на самолёте И-16, израсходовав весь боекомплект, на высоте возле 100 метров двойным таранным ударом сшиб бомбардировщик противника Ju-88.
В тот день наперехват 9 "Юнкерсов" вылетело звено 157-го истребительного авиаполка. Бомбардировщики вскоре истинно были обнаружены. Но их оказалось только 8. Встрой ли посты воздушного наблюдения ошиблись. Всё сходилось - и район, и вектор движения, и высота. Не хватало только одного бомбардировщика. И нежданно ниже и в стороне от "Юнкерсов", с которыми уже шёл мордобой, Владимир Залевский увидел девятого. Он не отстал, нет, его экипаж очевидно хитрил: в то время как другие "Юнкерсы" отбивались от наших истребителей, тот самый решил скрыто вылезти к цели.
Залевский спикировал. После первой же пулемётной очереди "Юнкерс" начал отправляться. Наш лётчик продолжал атаки. Левый движок бомбардировщика, выражаясь словами самого Залевского, начал "коптить".
- Ещё несколькими очередями я "успокоил" стрелка, - рассказывал вслед за тем сам Владимир, - а после этого всадил в "Юнкерс" остаток патронов. Но он всё продолжал лететь. Вижу, уходит. Подскочил - и винтом по хвосту. Бомбардировщик качнуло налево, при всем при том лётчик оказался не промах - снова справился с повреждённой машиной. Тогда я полоснул его вторично, сейчас уже не винтом, а крылом. После этого он в конце концов ткнулся в землю. Ещё чуть-чуть, и я также последовал бы его примеру. К счастью, успел, не выпуская шасси, усадить свой изрядно подраненный "Ишачок" на болотце.
Уже посредством немного дней Залевский заново поднялся в небеса на своём увезённом с болота и отремонтированном истребителе. К сожалению, летал краткосрочно. Через пару недель ему пришлось миновать ещё посредством одно суровое опробование.
15 Августа 1941 года Владимир вылетел на очередное боевое поручение. Курс эскадрильи лежал к аэродрому, где сосредоточилась новая боевая техника врага. К цели наши самолёты подошли не с востока - со стороны линии фронта, а с севера, сделав крюк. Противник, обнаружив их уже на ближних подступах к аэродрому, открыл мощный заградительный жар. Залевский пробился через завесу огня и кинул свою машину в пикирование. За ним последовали остальные лётчики его группы. На земле грохнули взрывы. Врагу был нанесён ощутимый урон.
Пора было покидать от цели. Вдружбан Владимир почувствовал, как его агрегатина вздрогнула и покачнулась. Разорвавшийся рядом зенитный снаряд повредил управление. Нужно было усаживаться, а под крылом чаща. Лётчик понял: посадку он может соорудить только тут, в глухом сосняке. Машина, будто подбитая птица, пошла на понижение, зацепила за верхушки деревьев, которые самортизировали потрясение. И всё же Залевский потерял разум. Когда же пришёл в себя, увидел физиономия незнакомой женщины.
Это была финская крестьянка. Она помогла Владимиру выкарабкаться из кабины, уложила его на подводу, сверху прикрыла сеном и привезла на хутор. Спрятав его в тёплом сарае, предупредила, что вылезать наружу угрожающе.
И всё же враги обнаружили советского лётчика. Однажды двери сарая грубо распахнулись. Владимир не успел вспрыгнуть, как два автомата упёрлись ему в грудь.
10 дней подвергался Залевский допросам и пыткам. Ничего не добившись от него, местный командир приказал поставить к стенке пленного лётчика.
...Владимир молчком копал себе могилу. Чуткое ухо лётчика уловило знакомый нарастающий шум моторов. И нежданно-негаданно из - за плотный стены леса, прямо из облаков, вынырнули советские истребители. Вражеские солдаты от неожиданности оторопели, бросились врассыпную. Залевский выскочил из ямы и с размаху ударил лопатой по голове замешкавшегося конвоира. А опосля, собрав все силы, бросился в чаща.
Более двух недель Владимир пробирался к своим. Ему повезло: на одном из хуторов он встретил разведчиков из партизанского отряда. Узнав, кто он и откель, те взяли его с собой. С ними Залевский перешёл передний край и вернулся в близкий полк.
Как уже говорилось выше, тот самый дядя был любимцем всего полка. Его возвращение стало чем - то словно бы праздника. На радостях более того забыли снять стенгазету, в которой была помещена обведённая траурной рамкой фотография Залевского. Владимир участливо посмотрел на неё, прочел заметку о своих боевых геройских поступках и гибели, улыбнулся и сказал:
- По народной примете получается, что мне существовать да существовать. Так что будет время рассчитаться с фашистами.
На беду, примета не оправдалась. А вот с врагами Владимир воистину рассчитался полной мерой: за рекордно недлинный срок он сшиб десяток немецких самолётов. В одном из архивов хранится протокол, в котором перечислены самолёты, сбитые Залевским только за единственный месяц, более того меньше - с 7 по 30 Марта 1942 года: 5 "Юнкерсов", 4 "Мессершмитта" и 1 "Хейнкель". Десять побед за 24 дня - внушительный результат.
В каждом полёте отважный лётчик обнаруживал беззаветную смелость и решимость, вкупе с товарищами умело разил врага. В те дни авиационная газета писала:
"Высокое мастерство, дерзость, отвага и смелость позволили Овчарову и Залевскому одержать победу над численно превосходившими силами врага. В четырёх воздушных схватках они сшибли 12 самолётов противника и удачно вернулись на свой аэропорт..."
А в одной из аттестаций Залевского упоминается уже не 10, а 11 побед. Она так и начинается, эта аттестация, подписанная командиром полка Майором Андреевым и комиссаром полка - батальонным комиссаром Карпенко в Апреле 1942 года: "Безудержной храбрости, смелости и отваги боевой лётчик Лейтенант Залевский лично сшиб 11 самолётов противника".
Один, из этих 11, значится особенно. Это тот, тот, что Залевский таранил. В представлении к Золотой Зповсеместно он также выделен. Зимой 1943 года в газетах появился Указ о присвоении Владимиру Николаевичу Заленскому звания Героя Советского Союза.
Летом 1943 года, пересев с устаревшего "Харрикейна" на свежеиспеченный Як-7Б, он принял участие в боях на Курско - Орловской дуге. К тому времени его боевой счет уже изменился.
Свои последние победы Владимир Залевский одержал 5 Июля 1943 года. Это было в районе Курской дуги. В тяжёлом, неравном бою он сшиб два самолёта, но и сам погиб. К тому времени на боевом счету Залевского числилось 17 немецких самолётов, сбитых лично, да ещё 23 в групповых боях, то есть при таких обстоятельствах, когда метко не определишь, кто как раз поразил врага. Так и возникло в истребительных полках деление побед на личные и групповые.
В тот день эскадрилья получила поручение вылететь на перехват вражеских бомбардировщиков. Как завсегда Залевский осматривал перед вылетом свой истребитель. В это время к нему обратился единственный из партийных активистов и попросил черкнуть немного слов в боевой листик. Положив бумагу на планшет, Владимир стал проворно писать: "До вылета в мордобой остаётся немного минут. Все помыслы направлены на то, чтобы повстречать врага ураганным огнём пушек и пулемётов. Будем сражаться до последней капли крови..."
Когда взвыла сирена, Залевский передал недописанный листочек товарищу и обещал дописать его позже возвращения с боевого задания. Через немного минут эскадрилья взмыла в воздух.
В заданном квадрате группа встретила вражеские бомбардировщики и вступила в махач. Атаки наших лётчиков следовали одна за прочий. Запылал единственный вражеский самолёт, за ним второй. Третий ошалело метнулся в сторону и отрубил стабилизатор своему соседу по строю... А лётчики эскадрильи Залевского продолжали штурмовать врага дерзко и напористо. Били без промаха. Ведущий находился там, где было труднее всего. Он был спереди группы и умело стоял во главе действиями товарищей.
Втоварищ откель - то сверху на его самолёт напали безотлагательно 4 вражеских истребителя FW-190. Несколько пушечных очередей вместе с тем прочертили небеса и прошли в близи от "Яка". Владимир грубо кинул машину в сторону, поймал в прицел единственный из "Фоккеров" и открыл жар. Вражеский самолёт, плотно задымив, нырнул вниз. У комэска не было времени удостовериться: сшиб он врага или нет. Трудный воздушный махач продолжался, и Капитан ещё раз пошёл в атаку...
Один за другим приземлялись истребители эскадрильи на свой аэровокзал. Редактор боевого листка искал посреди них машину Залевского и не находил. Обращался к лётчикам, спрашивал, что с комэском. Люди молчали. Тогда он подошёл к стенду, на котором был прикреплён боевой листик, и крупными буквами вывел: "Слово командира". Он не написал "последнее". Ему, как и всем, хотелось питать доверие, что Залевский всё - таки вернётся. Но на этот раз чуда не произошло. И всё одинаково долговременно ещё имя его не вычеркивалось из висевшего на видном месте "Боевого счёта" лётчиков полка. Против фамилии Заленского стояли две цифры: 17 + 23...
Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Ильюшин Vladimir Iliyushin
В.С. Ильюшин - Герой Советского Союза (1960), лауреат Ленинской премии (1976), лауреат Государственной премии РФ (1997). Он награжден орденами..
читать далее →
Владимир Истрашкин Vladimir Istrashkin
Майор В. И. Истрашкин совершил 508 боевых вылетов, в 94 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника и 6 - в группе с товарищами. 0 года за..
читать далее →
Владимир Кабанов Vladimir Kabanov
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Владимиру Егоровичу Кабанову присвоено 23 февраля 1945 года за 114..
читать далее →
Владимир Карват Vladimir Karvat
Владимир Карват - военный лётчик первого класса, подполковник, начальник воздушно-огневой подготовки 61 авиабазы, дислоцированной в г. Барановичи...
читать далее →