Известные люди

»

Владимир Латышев

Владимир Латышев Vladimir Latyshev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 21.7.1921
Гвардии Старший лейтенант В. А. Латышев совершил 232 боевых вылета, в воздушных боях сбил 17 самолётов противника, из них 8 бомбардировщиков ). 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 21 Июля 1921 года в селе Жирошкино Бронницкого ( сегодня Раменского ) района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов школы 2 в Москве. С 1938 по 1940 год работал токарем - лекальщиком на одном из заводов, в то же время учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году поступил в Вязниковскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в Марте 1942 года.

С Мая по Июль 1942 года воевал в качестве пилота 436-го истребительного авиационного полка. Затем был командиром звена, а с Января 1943 года - заместителем командира эскадрильи. Воевал на Западном, Юго - Западном, Сталинградском, Северо - Западном, Центральном фронтах.

К Августу 1943 года заместитель командира эскадрильи 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вооруженные силы, Центральный фронт ) Гвардии Старший лейтенант В. А. Латышев совершил 232 боевых вылета, в воздушных боях сшиб 17 самолётов противника, из них 8 бомбардировщиков ). 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года - в отставке. Жил в Москве. Работал на руководящих постах в Главнефтеснабе и Министерстве нефтяной промышленности. Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции,Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. Умер в 1982 году.

* * *

В голубом бездонном небе мелкий, будто игрушечный, серебристый крестик - самолёт, поблескивающий на светило стеклянным фонарём. Круто задрав нос, он устремляется ввысь, далее, набрав высоту, переворачивается посредством крыло и начинает беспорядочно валиться, а достигнув критической точки, снова поднимается вверх. Он чисто резвится в дрожащем тёплом мареве воздушного океана, купается в лучах ласкового солнца, демонстрируя в то же время свою ловкость и мощь, маневренность и прыть. Он властно притягивает к себе взоры наблюдающих за ним людей, завораживает их.

Эта картина одного из солнечных летних дней на долгий срок запечатлелась в памяти Владимира Латышева. Спустя как собак нерезаных лет, уже будучи опытным военным лётчиком, асом, он зачастую вспоминал эту не вовсе обычную для того времени картину, поразившую его воображение: не она ли послужила отправной точкой в его тяге к нелёгкой профессии авиатора ? В жизни часто случается аккурат так: мимолетный, незначительный словно бы бы момент оставляет приметный след в сознании человека и направляет его действия, поступки в вовсе иное русло.

В сущности, тракт в авиацию у Владимира Латышева был таким же, как и у большинства его сверстников. Начальная ступень - занятия без отрыва от производства ( Владимир работал токарем - лекальщиком на заводе ) в одном из столичных аэроклубов, куда его привело не легко любопытство, но уже полностью осознанное тяготение постичь тайны "небесной" профессии. Там состоялось первое знакомство с техникой, там он овладевал навыками вождения самолёта, прыгал с парашютом. Потом была работа в армии, а через приблизительно год позже её начала Владимир поступил в авиационную школу, где его и застала Великая Отечественная битва.

И без того нелёгкие дни учёбы стали ещё больше напряжёнными. Полёты по кругу, тщательная отработка приёмов высшего пилотажа, пальба по мишеням, приземление - всё это было делом привычным, будничным. Однако требования немаловажно возросли, сроки уплотнились, и приходилось выражать больше усердия, вкладывать больше усилий в выполнение учебной программы.

Как ни стремился курсант поскорее угодить в действующую армию, стать в ряды защитников близкий земли и колотиться с ненавистным врагом, только в Марте 1942 года он был выпущен из школы в звании сержанта и отправлен на фронт. С этого времени он - пилот 436-го истребительного авиационного полка на Западном, потом на Юго - Западном фронтах. Латышев практически рвался в мордобой, вроде бы стараясь наверстать упущенное. Первые месяцы пребывания в истребительной части были не самыми трудными в его фронтовой биографии. Правда, случались задания и достаточно сложные; в них - то Владимир показывал себя с самой лучшей стороны, проявляя смелость, находчивость, тверёзый расчёт.

Весной 1942 года на Советско - Германском фронте произошли серьёзные изменения. Неудачный для наших войск исход операций в Крыму и в районе Харькова весьма осложнил обстановку на юге. Противник вновь захватил стратегическую инициативу и в конце Июня развернул общее штурмование. В середине Июля немецкие войска вышли в большую излучину Дона и создали угрозу прорыва к Волге и на Кавказ.

436-й авиаполк был переброшен на Сталинградское ориентация, и с этого момента лётчики части забыли об отдыхе и покое. Вылеты следовали за вылетами.

Однажды четвёрка наших истребителей, в составе которых был и Латышев, вступила в мордобой с 10 "Мессерами". Прикрывая хвостище своего ведущего, Владимир заметил, как сверху и сбоку того штурмует вражеский самолёт. Не мешкая, он едва довернул свою машину и дал очередность из пулемётов.

Удар оказался неточным, но всё же отвлёк противника от ведущего. Не теряя из виду своего напарника, Латышев умело сманеврировал, зашёл "Мессеру" в хвостище и ещё ударил. На тот самый раз метко. Немецкий самолёт задымил и грубо пошёл на понижение.

Два дня через Латышев ещё раз участвовал в бою с группой вражеских истребителей, сопровождавших "Юнкерсы". Бомбардировщики шли бомбить наши наземные войска. И тут Владимир проявил завидную находчивость, смелость. Он сшиб единственный "Мессер", расстроил боевой строй врагов и не дал им изготовить прицельную бомбардировку.

В единственный из Июльских дней Латышев получил директива вылететь в составе шестёрки на разведку войск противника. Когда уже подходили к заданному району, спереди, едва-едва выше, показалась большая группа "Мессеров". Как опосля выяснилось, их было 18, то есть втрое больше, чем наших самолётов. Несмотря на значительное численное превосходство противника ведущий нашей шестёрки дал команду вступить в мордобой.

Умелым маневром и огнём группа рассеяла вражеские истребители. Через немного минут воздушной карусели 3 "Мессера", оставляя за собой дымные шлейфы, понеслись к земле. В тот самый миг Латышев заметил, как сверху на него сваливаются две вражеские машины. Резко упав на крыло, он ушёл в сторону, и огненные трассы врагов пронеслись мимо. Латышев сделал небольшую горку и, когда "Мессеры" стали разворачиваться для новой атаки, сверху, улучив миг, послал прицельную очередность. Один из Ме-109 зажегся и камнем упал вниз. Вэтого в этом бою наши истребители сшибли 6 вражеских машин.

В том же месяце в одном из полётов Латышеву пришлось попробовать несть числа тяжёлых минут. В тот день он встретил 4 Ме-109 и, не раздумывая, атаковал их. Внезапно его машину здорово тряхнуло: вражеский осколочек попал в фюзеляж, ещё единственный повредил маслопровод. Кабину залило жидкостью. Рискуя жизнью, Владимир не покинул район боя и продолжал сражаться с численно превосходящим противником. В конце концов ему удалось подбить единственный вражеский истребитель. Остальные "Мессеры" спешно убрались восвояси.

Латышев, несмотря на то что плексиглас фонаря был залит маслом, всё же дотянул до своего аэродрома. Посадку пришлось изготовлять, по существу, вслепую. И сделал он это мастерски.

Наблюдавшие за воздушным боем начальник и комиссар нашего артиллерийского полка сообщили в авиачасть о героизме, проявленном советским лётчиком в только тяжёлой обстановке.

Нередко Латышеву приходилось вылетать на поручение сообща с командиром 436-го авиаполка А. Б. Пановым. Так, 4 Августа 1942 года неподалеку от своего аэродрома они вступили в махач с 8 "Мессерами". Один вражеский истребитель они сшибли, остальные покинули район боя.

В тот же день Владимир совершил ещё единственный боевой вылет. В одиночку он вступил в схватку с 7 "Хейнкелями". Правда, сшибить не удалось ни одного. Но и враги, ошеломлённые беспредельной отвагой и решимостью советского лётчика, не смогли реализовать свою задачу и вернулись к себе, что называется, не солоно хлебавши.

С Мая по Август 1942 года Владимир Латышев в общей сложности совершил 121 боевой вылет, участвовал в 34 боях, лично сшиб 8 самолётов противника. Цифры впечатляющие. Не ненароком он вскоре стал командиром звена и с тех пор водил на задания уже группы самолётов.

В Январе 1943 года Латышева назначили заместителем командира эскадрильи, и в этой должности он провоевал до последнего дня своей фронтовой биографии. Разные по характеру пришлось исполнять боевые задачи: новости разведку, барражировать в заданном районе, вылетать на перехват противника, снабжать истребительное прикрытие наших бомбардировщиков. Вместе со многими однополчанами участвовал в схватках с врагом. Чаще других рядом с ним были отважные лётчики Федорчук, Левко, Шевелёв, начальник полка Панов.

Летом 1943 года Владимиру Латышеву довелось участвовать в Курской битве. С первого дня немецкого наступления севернее и южнее Курска развернулись ожесточённые танковые и воздушные сражения. К полю боя ( в районе Ольховатки и Понырей - на севере и Гостищева и Яковлева - на юге ) сплошным потоком шли группы вражеских самолётов. На борьбу с ними привлекались все наши истребительные соединения. Воздушные бои шли непрерывно. 5 Июля на обоих направлениях состоялось примерно 200 групповых и индивидуальных воздушных боёв, в результате которых наши лётчики сшибли 260 самолётов противника.

Не менее напряжённые схватки шли и в отрезок времени контрнаступления наших войск. В известном сборнике "16-я Воздушная..." есть такие строчки:

"Во время преследования отходивших войск противника в воздушных боях неоднократно отличались истребители 67-го Гвардейского ИАП во главе с заместителем командира эскадрильи Старшим лейтенантом В. А. Латышевым. Так, 12 Августа ведомая им шестёрка истребителей во время прикрытия переправы получила с земли по радио команду перехватить группу самолётов Ju-88. Латышев приказал сковывающей группе связать боем немецких истребителей, а сам во главе ударной четвёрки устремился к бомбардировщикам, врезался в их сомкнутый строй и первой очередью сшиб вражеский самолёт. С другими бомбардировщиками удачно расправлялись его ведомые, кроме того уничтожившие по одному "Юнкерсу". В результате строй бомбардировщиков рассыпался. Они поспешили неприцельно свалить бомбы. Не менее удачно действовала сковывающая группа. Она не допустила "Фокке - Вульфы" к своим бомбардировщикам. 4 Ju-88 и 4 FW-190 потеряли враги в этом бою.

14 Августа командный пункт 6-го ИАК известили о необходимости закрыть от вражеских бомбардировщиков наступавшие войска. В. А. Латышев тут же поднял в воздух свою эскадрилью. Через короткое время группа подлетела к линии фронта. Навстречу шёл строй Ju-88 в сопровождении FW-190. Разделившись на две группы, наши истребители штурмовали вместе с тем "Фокке - Вульфов" и бомбардировщиков. Вражеские лётчики, не сбросив бомбы, развернулись на свою территорию. Наступавшая пехота приветствовала героев воздуха. После посадки лётчикам зачитали признательность пехотинцев и Генерала Е. Е. Ерлыкина, наблюдавшего их мордобой. В дальнейших боях Cтарший лейтенант Латышев отличился ещё как собак нерезаных раз..."

Наиболее памятным для Латышева был махач, тот, что принёс ему большущий счастливый момент и полное ублаготворение как военному лётчику. Такие удачи более того у самых опытных и умелых авиаторов бывают достаточно нечасто. Только за единственный воздушный мордобой, длившийся в общей сложности не больше получаса, группа советских истребителей сумела сшибить 11 вражеских самолётов. В том числе 2 бомбовоза противника были уничтожены Латышевым. Вот как это было.

Владимир вёл ударную шестёрку. Группу прикрытия возглавлял Лейтенант И. Федорчук. Задача состояла в воздушном обеспечении наших наступающих танковых войск. Полёт в заданный район проходил смирно. Но вот на высоте 4500 метров показались немецкие бомбардировщики, которых прикрывали истребители. План возник разом же: группа Федорчука связывает боем истребители противника в то же время латышевская шестёрка штурмует "Юнкерсы".

Дав команда по радио своим товарищам, Владимир стал круто набирать высоту. Испытанный маневр, не раз приносивший фарт. Преимущество в высоте даёт и превосходство в маневре. Следом за ведущим пошли вверх и другие наши самолёты. Оттуда, с высоты, улучив миг, группа одним духом ринулась на вражеские бомбардировщики. Латышев выбрал мишенью единственный из ближайших к нему "Юнкерсов" и открыл прицельный жар с короткой дистанции. Бомбардировщик запылал и сквозь немного секунд развалился в воздухе.

Удача ещё больше воодушевила Латышева. В это время он заметил, что единственный из наших лётчиков попал в сложное положение. Два немецких самолёта пытались заскочить ему в хвостище. На одном дыхании сделав немного фигур высшего пилотажа, Владимир своевременно оказался подле товарища. Общими усилиями они заставили врагов отступиться от своего замысла и покинуть на почтительное пространство.

Огненная карусель в воздухе продолжалась. Наши лётчики в каждом маневре стремились упредить противника. Лейтенанту Калабину удалось прошить пулемётной очередью "Фокке - Вульф", и тот быстро понёсся вниз к земле, оставляя за собой неровную полосу густого, чёрного дыма. Увидев это, Латышев подумал: "Вот молодчина ! Неплохо бы ещё 2 - 3 машины свалить. Тогда совершенный фарт был бы обеспечен".

В поле его зрения попал ещё единственный "Юнкерс". Латышев ринулся на него. Немецкий лётчик, заметив приближающийся истребитель, стал скоро отправляться в сторону солнца, надеясь ускользнуть от прицельного огня Латышева. Однако тот и не думал отставать. Солнце било прямо в глаза. На какой - то момент Владимир потерял вражеский бомбовоз. Но тут же снова увидел его. Легко сманеврировав, он оказался капельку в стороне от "Юнкерса" и стал резво настигать его. Довернув самолёт и подойдя на близкую дистанцию, Латышев ударил длинной очередью. "Юнкерс" вроде бы наткнулся на что - то и тут же стал беспорядочно валиться. Через немного секунд он уже горел на земле.

Немецкие пилоты, ошарашенные первыми потерями, не смогли противостоять натиску наших лётчиков. К тому же они допустили грубую тактическую ошибку: ввели в махач все силы истребительного прикрытия. К этому их вынудил Федорчук со своими товарищами. У врагов не осталось ни одной машины, чтобы отстоять свои бомбардировщики, шедшие причинить потрясение по нашим наземным войскам. Используя создавшуюся ситуацию, лётчики Латышева сумели сшибить ещё немного вражеских самолётов и, таким образом, разгромили воздушную группу противника. Бомбы, предназначенные для наших танков, немцы уложили на головы своих войск.

Боевые успехи Латышева снискали ему славу искуснейшего и отважного истребителя. Молодым лётчикам его ставили в образец. Вражеские авиаторы открыто побаивались его. А Владимир, подтверждая эту свою репутацию, бросался не раздумывая штурмовать противника, демонстрируя при этом великолепную технику пилотирования, точный расчёт и снайперскую пунктуальность.

Последний свой мордобой Владимир Латышев провёл 23 Августа 1943 года. В районе города Севска он врезался в строй 18 вражеских бомбардировщиков, намеревавшихся причинить потрясение по нашим войскам. Ему удалось подбить одну машину. Увлечённый горячей схваткой, Латышев поздненько заметил, как его штурмует сверху прочий супротивник. Самолёт Владимира загорелся. Сам он получил два ранения - в грудь и ногу. Превозмогая боль, он покинул горящую машину и с парашютом приземлился на нейтральной полосе. Полоса эта была достаточно узкой и простреливалась с обеих сторон. На фортуна Латышева, наши танкисты с переднего края видели, как он опустился на землю, и сумели своевременно под пулями врага перенести раненого в своё расположение.

После госпиталя Владимиру уже не довелось больше летать на истребителе. Однако он не порвал с авиацией и некоторое время преподавал в авиационной школе. За время своего участия в боевых действиях он лично сшиб 17 вражеских самолётов. По некоторым источникам, ещё 3 машины уничтожил в группе с товарищами.

В начале Февраля 1944 года Владимир Александрович Латышев узнал, что указом Президиума Верховного Совета СССР он удостоен звания Героя Советского Союза.

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Левитан Vladimir Levitan

Гвардии Капитан В. С. Левитан совершил 291 боевой вылет, провёл 64 воздушных боя, в которых лично сбил 19 и в составе группы 4 самолёта противника...
читать далее

Владимир Луцкий Vladimir Luckiy

Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт ) Гвардии капитан В. А. Луцкий совершил 135 боевых вылетов, в 75..
читать далее

Владимир Люсин Vladimir Lysin

Гвардии старший лейтенант В. Н. Люсин совершил 205 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с..
читать далее

Владимир Меркулов Vladimir Merkulov

Старший лейтенант В. И. Меркулов совершил 195 боевых вылетов, в 82 воздушных боях сбил лично 19 и в групе 4 самолёта противника. 0 года за мужество..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий