Известные люди
»Гюстав Кайботт
Рождение: Франция, 21.2.1894
Гюстав Кайботт родился 19 августа 1848 г. в Париже в семье, принадлежавшей к высшим слоям парижского общества. Его отцу, Марсьялю Кайботту (фр. Martial Caillebotte) (17991874), досталось в наследство текстильное производство, он также служил судьей в Сенском трибунале по торговле. Марсьяль Кайботт дважды овдовел, прежде чем женился на матери Гюстава, Селесте Дефрене (фр. Cйleste Daufresne, 18191878). Помимо Гюстава у них было ещё двое сыновей Рене (18511876) и Марсьяль (18531910).
Кайботт родился в доме на парижской улице Фобур-Сен-Дени и жил там до 1866 г., в то время как его папа не построил обитель на улице Миромениль в Париже. Семья Гюстава проводила летом навалом времени в Йере городе на одноименной реке на глаз в 15 км к югу от Парижа следом того, как в 1860 г. Марсьяль Кайботт купил там поместье. Примерно в это время Гюстав стал заниматься живописью. Многие картины Кайботта изображают членов его семьи и повседневную существование. На полотне Молодый мужчина у окна (1875 г.) запечатлен Рене в доме на улице де Миромениль, а на Апельсиновых деревьях (1878 г.) изображён Марсьяль с двоюродной сестрой Зое в их саду в Йерре; на Портретах в сельской местности (1875 г.) изображены мама Кайботта, его тётя, кузина и приятель семьи.
Кайботт завершил юридическое образование в 1868 г. и получил лицензию на практическую занятие в 1870 г. Вскоре затем этого он принял участие во франко-прусской войне. После войны Кайботт посещал студию художника Леона Бонната, где солидно изучал живопись. В 1873 г. Кайботт поступил в школу изящных искусств, но, по-видимому, учился в ней мало основательно. В это же время, Кайботт встретился и познакомился с несколькими художниками, работавшими за пределами рамок официальных французских академий, в том числе с Эдгаром Дега и Джузеппе де Ниттиса, и посетил первую выставку импрессионистов в 1874 г. (но не участвовал в ней).
После смерти отца в 1874 г. и матери в 1878 г. Гюстав получил солидное состояние, что позволило ему заниматься живописью, не заботясь о продаже своих работ. У него кроме того появилась вероятность участвовать в финансировании экспозиций импрессионистов и подсоблять его коллег и друзей-художников (в том числе Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писарро и др.), покупая их работы, а кроме того по крайней мере, в случае Моне оплачивая аренду студии. Кроме того, Кайботт использовал родное состояние для финансирования различных хобби, которыми он занимался с большим воодушевлением, в том числе коллекционированием марок (его коллекция ныне находится в Британском музее), разведением орхидей, строительством яхт, и более того дизайном текстиля (женщины на его картинах Мадам Буассьер Книттинг (1877 г.) и Портрет мадам Кайботт(1877 г.) видимо, работали по образцам, созданным Кайботтом).
Кайботт писал в стиле реализма. Как и его предшественники Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе, а кроме того его современник Дега, Кайботт хотел живописать явь таковый, как она есть и как он её видит, надеясь таким образом уменьшить присущую живописи драматичность. Он ещё разделял приверженность импрессионистов в передаче действительности. Кайботт писал как собак нерезаных семейных сцен, интерьеров, и пейзажей в Йерре, но наиболее известными его картинами стали полотна, посвящённые Парижу, как, в частности, Паркетчики (1875 г.), Мост Европы (1876 г.) и Дождливый день в Батиньольском квартале (1877 г.). Эти полотна вызывали споры из-за их незамысловатого, зачастую весьма простого сюжета и преувеличенно углублённой перспективы. Наклонённая поверхность, общая для этих картин, является характерной чертой творчества Кайботта, возникшая под влиянием японской графики и новой технологии фотографии.
Приемы усечения и увеличения, встречающиеся в работах Кайботта, может быть являются следствием его интереса к фотографии. Во многих работах Кайботт использует крайне рослый уголок зрения, как, в частности, изображение балконов на Vue des toits, effet de neige (1878 г.) и Boulevard vu den haut (1880 г.). В живописной карьере Кайботта наступил резкий спад в 1890-х гг., когда он перестал чиркать большеформатные полотна и выставлять свои работы. В 1881 г. он приобрёл в достояние поместье в Пети-Женвилье на берегах Сены близ Аржантея и переехал туда существовать в 1888 г. Он посвятил себя садоводству и строительству гоночных яхт, проводил как собак нерезаных времени с братом Марсьялем и другом Ренуаром, которые нередко останавливались в Пети-Женвилье. Как говорят многие источники, незадолго до смерти у него была любовная связь женщиной значительно моложе его, Эмили Шлаух, при всем при том этому нет официальных свидетельств.
Кайботт скончался 21 февраля 1894 г. во время работы в своём саду в Пети-Женвилье. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Длительное время репутация Кайботта как мецената была существенно выше, чем его репутация художника. Через семьдесят лет потом его смерти историки искусства начала пересматривать его художественное наследие.
В своем завещании Кайботт подарил большую коллекцию живописи французскому правительству. Эта коллекция включала шестьдесят восемь картин различных художников: Камиля Писарро (19), Клода Моне (14), Пьера-Огюста Ренуара (10), Альфреда Сислея (9), Эдгара Дега (7), Поля Сезанна (5) и Эдуара Мане (4).
На миг смерти Кайботта импрессионисты всё ещё были не в чести у эстеблишмента от искусства Франции, где по-прежнему доминировали представители академического направления, в особенности у Академии изящных искусств. Кайботт понял, что шедевры его коллекции, по-видимому, исчезнут на чердаках и в провинциальных музеях. Поэтому он завещал разместить свою коллекцию в Люксембургском дворце, где находились работы современных художников, а после этого в Лувре.
К сожалению, французское руководство не согласилось с этими условиями. В феврале 1896 г. оно, в конце концов, заключило соглашение с Ренуаром, тот, что был душеприказчиком Кайботта, соответственно которому тридцать восемь картин были размещены в Люксембургском дворце. Остальные двадцать девять картин (одну Ренуар, взял в качестве оплаты за свои услуги душеприказчика) предлагались французскому правительству ещё дважды в 1904 и 1908 гг., и оба раза был получен отказ. Когда руководство в конце концов попыталось стребовать их в 1928 г., этому воспротивилась вдова сына Кайботта. Большинство оставшихся работ были приобретены C. Альберт Барнсом и в настоящее время принадлежат Фонду Барнса в Филадельфии.
Сорок работ самого Кайботта находятся в текущий момент в Музее Орсе. Его полотно Человек на балконе, бульвар Осман, написанное в 1880 г., было продано в 2000 г. за больше чем 14,3 млн долларов США.
Так же читайте биографии известных людей:
Гюстав Курбе Gustav Kurbe
Он считал, что сочинять стихи бесчестно, и яростно спорил с Шарлем Бодлером: изъясняться иначе, чем все прочие люди, значит, корчить из себя..
читать далее →
Давид Самойлов David Samoilov
Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Давида Самойлова. В канун этой даты с его сыном - писателем, главным..
читать далее →
Давид Гроссман David Grossman
В Москве завершилась 9-я ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Едва ли не единственным, но зато знаменитым иностранным гостем стал..
читать далее →
Давид Бурлюк David Burlyuk
Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.
читать далее →