Известные люди

»

Джекки Стюарт

Джекки Стюарт Jekki Stewart Карьера: Гонщик
Рождение: 11.6.1939
Половина любителей автогонок считают Стюарта одним из величайших пилотов в истории. Умный, быстрый, осторожный, с великолепной реакцией и чувством машины. Открытый и приятный в общении человек, преданный супруг, заботливый отец - вот каков трехкратный чемпион мира, победитель 27 "Гран-при" Формулы 1. Изворотливый плут, который может уговорить кого угодно на что угодно. Холодный и скупой делец, для кого не существует ничего превыше фунта стерлингов - считала другая половина гоночных фанатов 60 - 70-х годов. "Если Джеки по-настоящему берется за дело, - заметил как-то его земляк Иннес Айрленд, - он может уговорить голодного терьера отказаться от куска мяса" Стюарт первым стал думать глобально, когда это еще не было модно, он был первым настоящим бизнесменом в формуле 1 - говорили одни. С него началось превращение романтического вида спорта в состязание на толщину кошелька - парировали другие. Стюарт был зачинателем борьбы за безопасность, ему обязаны жизнью многие пилоты и зрители - защищали своего кумира его поклонники. Невелика заслуга, если свой крестовый поход за безопасность он объявил из обыкновенной трусости - не унимались их оппоненты. Кто же он на самом деле, этот загадочный шотландец?.

Дед Джеки был егерем. А сам он родился в деревушке Дамбек - немного каменных домов в графстве Дамбертоншир - 11 июня 1939 года. И в полном соответствии с бернсовской литературной шотландской традицией, ходил на охоту с дедом, отцом и старшим братом, ещё в детстве став отличным стрелком. Отцовское занятие - у Стюарта-старшего были автомастерская и заправочная станция в Дамбертоне не сверх меры привлекало Джеки. Джимми, старше его на восемь лет, с детства любил канителиться с железками и вскоре стал подающим надежды автогонщиком. В 1953 году он более того вышел на старт британского Гран-при. Джеки же больше нравилось выслеживать лис и охотиться на серн. Благодаря своему охотничьему искусству Джеки более того удалось прославиться. В 17 лет он занялся стендовой стрельбой, посредством год стал чемпионом Шотландии, сквозь два выиграл Кубок наций, а в 1960 году попал на отборочные соревнования к римской Олимпиаде. И продул. Из-за одной-единственной неразбитой мишени Стюарт остался дома, а в Италию поехал Джон Брайтуэйт, которому посредством восемь лет предстояло сделаться олимпийским чемпионом Мехико. Разумеется, это был чувствительный потрясение по самолюбию, но Джеки весьма проворно убедил себя и других, что стендовой стрельбой полно не заработаешь. Теперь он вкалывал в гараже отца - заправлял, мыл, чинил автомобили земляков и заезжих путешественников. Дело ему одним духом понравилось, и Джеки решил сходить на вечерние курсы (в родное время свободный обитатель шотландских гор со школой не дружил), чтобы вслед за тем выучиться на инженера.

Однажды в мастерской Стюартов появился физкультурный "Эй-Си-Бристоль" известного гонщика из Глазго Барри Филлера. "Мотор подобно тому как умирает, - пожаловался он молодому механику. - Справишься?" "Постараюсь", - ответил Джеки. Стюарт справился, и Филлер - а он был богатым владельцем гоночной "конюшни" - смышленого паренька не забыл. Вскоре для одной из клубных гонок ему понадобился пилот. Барри отправился в Дамбертон. Три сезона, с 1961 по 1963 годы, Джеки работал в гараже отца, занимался на досуге стендовой стрельбой, а изредка, по выходным (не чрезмерно зачастую, оттого как не видел в этом ни здоровущий пользы, ни особого удовольствия) выступал в различных любительских соревнованиях, но вдруг для самого себя обнаружил, что автогонки - достаточно выгодный коммерциал. За выходной он получал порой 25 фунтов - намного больше, чем за неделю работы в мастерской. И к началу 1964 года на банковском счету Джеки Стюарта лежала совершенно приличная по тогдашним деревенским понятиям сумма -150 фунтов стерлингов. Как вы понимаете, сейчас самое время нарисоваться на сцене и героине баллады - неприступной шотландской красавице. Хелен Мак-Грегор было 17, и работала она кассиршей местного банка. Но Джеки - небольшого росточка, чуть-чуть косноязычный сельский механик - показался ей скучным и глуповатым. И уж точь-в-точь не походил на сказочного принца, которого обязана поджидать 17-летняя чаровница. Они расстались, но сквозь немного месяцев Джеки напомнил о себе. А ещё сквозь год сыграли свадьбу -с волынками и элем. "Ха-ха, вот сватовство!" - наверное похвалил бы своего земляка Берне и добавил бы: "Оно, конечно, приподнято летит иная птица. Но в дальней птице так нетрудно порою ошибиться". Встрой ли более того в самых радужных мечтах Хелен представлялось, что сказочный принц введет ее в настоящие королевские дворцы и чертоги миллиардеров, что ее будут принимать президенты и поздравлять принцессы. Впрочем, до этого ещё было достаточно неблизко.

В самом начале 1964 года на автодроме в Гудвуде проходили тесты нескольких команд формулы 3. Среди молодых, никому не известных пилотов был и Брюс Мак-Ларен, победитель трех гран-при формулы 1, вице-чемпион мира 1960 года. Представляете, как поразил всех Стюарт, на таком же "Купере" побив время новозеландца! И Кен Тиррел сразу предложил Джеки годичный контракт на выступления в его команде в британском первенстве ФЗ.

Однако новоиспеченный профи не переоценивал собственных сил. Он подошел к Иону Янгу, тот, что был тогда секретарем Мак-Ларена, и попросил сделаться своим менеджером, пообещав десятую доля всех будущих доходов. "Сегодня те, кто не знают этой истории, сильно удивляются, - писал сквозь тридцать лет Янг, - что я отказал Джеки Стюарту. Но кем он был тогда? Мальчишка из формулы "Юниор"! А я - менеджер пилота чемпионата мира". Прошло всего полтора года, и, поздравляя Стюарта с победой в Гран-при Италии, Янг написал Джеки шутливое письмо: "Твое мастерство и моя вера в твою счастливую звезду помогли мне победить пять фунтов на тотализаторе. Я вижу, что мы можем поработать над этим сообща. И оба станем миллионерами, вместо того, чтобы им стал только ты". Но было поздненько - более того для шуток. Джеки резво вырос из коротких штанишек. Он выиграл британское первенство ФЗ и традиционную гонку этой формулы в Монако. Он уже успел распроститься с Тиррелом и более того отступиться от места в "Лотосе".

Джеки завсегда все рассчитывал сильно точь-в-точь, продумывая любой свой шаг до мелочей, и если наступал на грабли, то единственный только раз - не больше. Так, отправляясь как-то раз на гонки на континент, он забыл бумажник с паспортом и билетами на крыше своего "Эм-Джи". Только в Дувре пропажа обнаружилась, пришлось трезвонить в полицию... К счастью, все обошлось. Но с тех пор Стюарт не позволял себе подобной рассеянности, проявляя исключительную пунктуальность в мельчайших деталях, касавшихся его профессии. Что уж изъясняться о вопросах больше серьезных. Поговаривали, что для нескольких десятых секунды на круге Колин Чепмен делает "лотосы" чересчур хрупкими, играя жизнями своих пилотов. И осмотрительный Стюарт отдал предпочтение команду, которая хоть и не обещала до того стремительной карьеры, но в которой, по его словам, не было такого внутреннего напряжения", - BRM.

Редко кому в формуле 1 удавался этакий дебют. Первый же период принес Стюарту победу в Гран-при и "бронзу" первенства мира. Лучше были только чемпионы - Джим Кларк и Грэм Хилл. А в первой же гонке сезона-66, Гран-при Монако, Джеки обставил обоих, впервой в жизни выйдя в лидеры "Формулы-1". Многим показалось, что наступает новая эра. Время Брэбхэма, Хилла и более того Кларка проходит. И совместно с "трехлитровой" формулой 1 наступает пора Джеки Стюарта. Уж больно стремительно покорился этому шотландскому вундеркинду автогоночный Олимп - вспомните, потому как Джеки вступал всего только в третий свой профессиональный период! Но сквозь три недели потом триумфа в Монте-Карло был Большой приз Бельгии.

Трасса в предгорьях Арденн всю дорогу славилась капризной погодой. Длиннющее 14-километровое колечко, проходившее по дорогам общего пользования, отличалось ещё и тем, что порой на отдельных его участках лило как из ведра, а на других было совсем сухо. Вот и 12 июня 1966 года на старте в Спа-Франкоршам небосвод обложили тяжелые тучи. Но асфальт оставался сухим. В повороте "Маета Кинк", тот, что гонщики проходили где-то на 240 км/ч, уже шел дождина. BRM Стюарта не выдержал на мокрой дороге и, пробив хлипкий деревянный заборчик, вылетел с трассы.

"В моей жизни было довольно страсть сколько неприятных моментов, - вспоминал непочатый край позже Джеки. - Но тот кошмар и ныне стоит перед глазами. Прижатый сломанной рулевой колонкой, я не мог вылезти из этого проклятого железного гроба и, воя от боли, с ужасом наблюдал, как кабина наполнялась бензином из пробитого бака. Достаточно было малейшей искры..." К счастью - как раз, к счастью! -в том же самом месте посредством немного секунд вылетели и два других пилота BRM. Грэм Хилл и Боб Бондюрант бросились спасать своего товарища, но руль не снимался, Джеки никак не удавалось избавить из обломков машины. Хилл кинулся к судьям, зрителям, раздобыл где-то отвертку. Томительные секунды, минуты длиною в вечность Джеки ждал, когда его вызволят из страшной бензиновой купели. Потом долго-долго ждали "скорую", следом водитель заблудился...

С этого злосчастного дня словно заколдовал кто-то Джеки. За два года только четырежды добирался он до финиша. Правда, в аварии больше не попадал, зато в автомобиле ломалось все, что только может быть. И в чемпионате он опускался все ниже: 1966 год - седьмой, 1967 - девятый. "Кончился вундеркинд!" - поспешили огласить его недруги. А их к тому времени у Джеки набралось изрядно.

"Это была первая моя большая авария, - вспоминал Стюарт. - И я нежданно-негаданно понял: в моих силах изготовить так, чтобы она стала и последней. Нужно было немедля повышать секьюрити - трасс, автомобилей, автогонок вообще". Так начался прославленный "крестовый поход" Джеки.

Маленький шотландец развил вдруг бурную занятие. В 1966 и 1967 годах он стартовал в "Инди-500" (дебют чуть-чуть не закончился победой: за двенадцать кругов до финиша упало давление масла - фортуна улыбнулась Хиллу) и видел, как ревностно относятся к безопасности американцы. И Стюарт стал требовать расширения трасс, строительства отбойников, улучшения покрытия, усиленно рекламировал новые шлемы и комбинезоны, искал огнестойкие материалы для подшлемников и специального нижнего белья. Такой Стюарт не нравился никому. Владельцам трасс приходилось расходовать большие финансы. Приверженцы традиций восхищались отчаянными ребятами, садившимися за руль гоночного автомобиля в футболках с коротким рукавом, и в открытую издевались над шотландцем - поклонником противопожарных кальсон. Даже приверженцы Джеки призадумались: а может, парень-то нетрудно трусоват? Другие же открыто смеялись: видать, сотрясение мозга в Спа не прошло для шотландца бесследно! Согласитесь, сознательно оставаться мишенью для насмешек стоит другой раз не меньшего мужества, чем сиживать в бензиновой ванне, каждое момент ожидая взрыва. Но Стюарту все, казалось, было нипочем, его тоненький голосок становился все слышнее: "Для вас же, упрямцы, стараюсь!" Перелом наступил в 1968 году. Устав от бесконечных поломок BRM, Джеки вернулся к Кену Тиррелу. "Чему научили вас три года в "Бритиш Рэйсинг Моторс"?" - спросили его тогда. "Во всяком случае, я узнал довольно, чтобы не подписывать с ними контракт на четвертый сезон", - ответил Стюарт.

За команду Кена Джеки уже выступал - и удачно - в формуле 2. А к сезону 1968 года Тиррелу удалось принять мотор "Косворт" и шасси французской авиакосмической фирмы "Матра". Правда, период начался с неприятности. На гонке формулы 2 в Хараме Стюарт здорово повредил запястье, два гран-при пропустил и немало недель ходил в гипсе. И на старт в Спа вышел с забинтованной правой рукой. "Мне многие говорили тогда - ты, чувак, с ума сошел! - признался Джеки. - Мало тебе той аварии? Одной рукой, да под дождем, машину в аккурат не удержишь!" Но Джеки справился. До последнего круга он более того лидировал! И только неверная тактика лишила шотландца победы - на последнем круге ему пришлось заехать в боксы дозаправиться.

Зато вслед за тем все пошло как по маслу - победы в Зандфоорте, Уоткинс-Глене и самая знаменитая - на "Нюрбургринге". Шел дождина, трассу укутало плотное одеяльце тумана, но Джеки лидировал со старта до финиша и "привез" ближайшим преследователям четыре минуты!

Именно тогда стало ясно, что тот самый махонький шотландец - пилот чемпионского калибра. И обвинять его в трусости уже никто не решался - во всяком случае, никто из тех, кто видел Гран-при Германии на "Нюрбургринге" в августе 1968-го. Так что особенной сенсации не произошло, когда сквозь год, одержав шесть побед в первых восьми этапах, Джеки стал чемпионом мира. И ещё надевал чемпионскую корону в 1971 и 1973 годах, опередив по числу побед в гран-при своих великих предшественников - Кларка и Фанхио. Неожиданностью стало скорее его пятое местоположение в семидесятом и вице-чемпионское звание в 72-м. Сначала им с Кеном Тиррелом ничего не оставалось, как приобрести крайне посредственный "Марч" ("Кусок дерьма, а не агрегатина!" - говорил приятель Стюарта "по несчастью" Крис Амон). А вслед за тем Джеки подвело самочувствие - открылась язва желудка. Да, то была эра Стюарта. Причем он не был баловнем судьбы или только прирожденным талантом, или чутким технарем с золотыми руками и музыкальным слухом. "Кларк - талантливее" - говорили около, - "Риндт быстрее. Но Стюарт - наилучший." Он принес в автогонки что-то близкое, став насовсем образцом для подражания. "Природные способности - это без затей, - писал Джеки в вышедшей в 1972 году книге "Быстрее - Дневник гонщика". - Они или есть, или их нет. Талант не нужно совершенствовать. Главное, чему я научился в 1968 году - самоконтроль. Перед стартом шофер испытывает невероятное усилие, огромная ответственность перед командой, людьми, которые сделали твой автоагрегат, мотор, шины, бензин, которые легко купили квиток и хотят зреть красивое представление, заставляет пилотов заблуждаться как раз на первых метрах, первых поворотах, первых кругах. Я понял, что подготавливаться к гонке нужно задолго до старта, чтобы вылезти на трассу предельно сконцентрированным".

Джеки довел свою систему до совершенства. Обычно общительный, активный, улыбчивый, весь собранный и пружинистый, как будто мяч, за сутки до выхода на старт он неожиданно становился спокойным, более того вяловатым. Уходил в себя, избегал шумных компаний и вообще общения с людьми за исключением самых близких друзей и, разумеется, Хелен. Утром в день гонки Джеки старался занять себя чем-нибудь - хорошей книгой, к примеру. "Главное, - писал он, - не лежать утром в постели, думая о погоде, о тех, кто был быстрее тебя в квалификации и, вероятно, обгонит тебя в гонке. Нет, конечно, я не забывал о том, что мне предстоит Большой приз. Но мысля об этом была как как будто на втором плане".

"Жизнь излишне коротка, чтобы действовать что-то задаром", - и эту фразу также приписывают Стюарту, "первому бизнесмену посреди автогонщиков", как временами его называют. "Я ни в жизнь не был любителем, - любил гутарить Джеки. - Денег на свою машину у меня не было, а оттого мне приходилось быть профессионалом. Я понял, что не возбраняется работать финансы на гонках, но весьма долговременно я не понимал, какие монеты!" Еще двукратный чемпион мира, Стюарт заработал в 1973 году восемь-девять тысяч фунтов стерлингов - весьма большие по тем временам денежки, такая заработная плата была у администраторов крупных компаний. Разумеется, призовыми деньгами и гонорарами, которые платил ни при каких обстоятельствах не слывший богачом Тиррел, Джеки не довольствовался. Он заставил действовать на себя "Форд" и ЭЛФ, "Ролекс" и "Гудьир", "Бритиш Эйруэйз" и "Рэнглер", расхваливая на все лады автомобили, бензин, часы и джинсы этих компаний. Причем весьма заботился о том, чтобы представлять только самые известные фирмы с самыми громкими именами, как, к примеру, шампанское "Моэт и Шандон". О преумножении богатств шустрого паренька из горной Шотландии следила в настоящее время специальная корпорация под управлением американца Марка Мак Кормака. А сам Джеки жил в швейцарском местечке Беньин, посреди виноградников между Женевой и Лозанной.

Это в настоящее время принято у спортсменов во всем мире - служить рекламными щитами разных фирм. А в начале семидесятых до того откровенная погоня за деньгами была в диковинку. И не помогала, разумеется, Джеки привлекать новых поклонников из числа "простых" любителей автогонок. Зато "непростых" друзей и союзников у Стюарта становилось все больше. Среди его знакомых и более того приятелей - особы королевской крови и хозяева крупнейших финансовых и индустриальных империй, кинозвезды и моднячие художники. Словно огромной невидимой сетью оплел шотландец мир богатства и власти, зорко следя за своим имиджем умного интеллигента, проницательного знатока спорта и коммерциала, да ещё и своего в доску парня. Невиданное до сих пор в Европе цифра беседа, тысячи и тысячи автографов, десятки баек, смешных и поучительных историй-полулегенд разошлись по миру из-под пера благодарных за хороший материал журнапистов. Так к примеру говорили, что длинные волосы Джеки - также неспроста. А в память о "придворном парикмахере" Стюарта Джее Себринге, убитом совместно с кинозвездой Шарон Тейт на вилле близкого друга Джеки, кинорежиссера Романа Поланского. Всегда рассчитывавший всякий свой шаг, Джеки верно спланировал местоположение и время своего ухода из формулы 1. "Прощальным поклоном" великого маэстро должен был сделаться его сотый Гран-при - "Гран-При США" 1973 года. Тогда фатум вмешалась в планы шотландца: в тренировке погиб приятель Джеки по команде, Франсуа Север. И Стюарт решил не стартовать.

Но таковой дядя, разумеется, не мог длительно оставаться за пределами формулы 1. Команда "Пол Стюарт Рэйсинг", основанная для младшего Стюарта (разумеется, шотландца, хотя родился он в Швейцарии), прошла все ступени "золотой лестницы", ведущей в формулу 1. Через нее в разное время прошли Рубене Баррикелло, Ян Магнуссен, Жиль де Ферран и многие другие звезды. Свое возвращение непобежденный чемпион также рассчитал превосходно. Исключительное право на свежеиспеченный мотор "Форд-Косворт", 30-миллионный бюджет, талантливые сотрудники - конструктор Алан Дженкинз, Баррикелло и Магнуссен (которого сам Стюарт называл самым быстрым, кого он видел в Ф1, охватывая Сенну!) - для шотландца все ещё сложилось потрясающе удачно. Так что, целиком быть может, мы вскоре услышим новые песни из бесконечной баллады о бедном шотландском пареньке, ставшем королем - могучим, мудрым и богатым.

Так же читайте биографии известных людей:
Джекки Джойнер-Керси Jackie Joyner-Kersi

Знаменитая американская легкоатлетка, специализировавшаяся в прыжках в длину, семиборье и спринте многократная олимпийская чемпионка и чемпионка мира.
читать далее

Джексон Поллок Jackson Pollock

Американский живописец, основатель так называемой "живописи действия" ("Action Painting"), которая представляет собой метод спонтанного нанесения..
читать далее

Джексон Брауни Jackson Browne

Сын американского военнослужащего, чья часть была расквартирована в Германии, Джексон Брауни переехал с родителями в Лос-Анджелес в 1951 году.
читать далее

Джексон Рэтбоун Jackson Rathbone

Джексон Рэтбоун - американский актер и музыкант. Родился 21 декабря 1984 года в Сингапуре.Джексон Рэтбоун является участником музыкальной группы 100..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий