Известные люди
»Джими Тенор
Рождение: Финляндия
Финский мультиинструменталист, композитор, кинорежиссер, фотограф и дизайнер модной одежды Джими Тенор (Jimi Tenor) уверяет, что его главный талант - заставлять других людей верить в его талант, даже если его на самом деле и нет. В искусстве имитировать талант он оказался настоящим асом, за что и был награжден почетными званиями "Элтон Джон джаза" и "финский Барри Уайт". А за экстравагантные живые шоу, которые никогда не обходятся без сюрпризов, его титуловали первой звездой кабаре в стиле техно. От перемены названий суть не меняется: Тенор делает замечательную музыку, в которой джаз, фанк, соул и техно переплавляются в занятный экспериментальный коллаж.
В различие от большинства электронных артистов, традиционно ссылающихся на воздействие Kraftwerk или Карла Крейга (Carl Craig), посреди своих вдохновителей тот самый музыкант называет того же Барри Уайта (Barry White), а ещё Исаака Хэйеса (Isaac Hayes) и саундтреки 70-х к фильмам категории "В".
Финский парнишка Ласси Лето (Lassi Lehto), родившийся и выросший в городе Лати, в раннем детстве был похож на юную поп-звезду 70-х Джимми Осмонда (Jimmy Osmond). Пока пацан рос, он выучился игрывать на многих инструментах (пианино, саксофон, флейта). Родители старались вручить ему хорошее музыкальное образование, растянув это блаженство на десять лет. Он был не самым прилежным учеником, в силу того что что больше всего любил импровизировать, а в классической музыке такие вольности не поощряются. Любимым инструментом Ласси постоянно оставался тенор-саксофон. Когда он вырос и решил сделаться музыкантом, то первым делом придумал себе псевдоним. И тогда невзрачный Ласси Лето исчез, а вместо него появился благозвучный Джими Тенор (Jimi Tenor), гибрид "Джимми Осмонда" и "тенор-саксофона".
Для благополучной музыкальной карьеры этого, и все-таки, оказалось удручающе чуть-чуть. Первая команда, которую собрал Тенор, Himo, не оставила по себе каких-то существенных следов. Вторая - Shamans - исполняла по-шамански невразумительный индастриэл-рок. Грохот, тот, что музыканты извлекали из подручных предметов, охватывая и пустые канистры из-под масла, к сожалению, был не лучшим способом прославиться, более того в не весьма требовательной Финляндии. Джими Тенор понял это не сию минуту и за четыре года, с 1989-го по 1992-й, записал с Shamans четыре альбома. Пытаясь разделаться с этой затеей и чувствуя, что в Финляндии работать ему в то время как нечего, он отправился в Португалию, откель переехал в Германию и обосновался, в конце концов, в Берлине. Здесь Shamans ещё раз напомнили о себе, и Джими Тенор согласился сделать запись с ними ещё единственный альбом. Он ничем в принципе не отличался от своих предшественников, так что вскоре Тенор принял вывод совершенно распустить "Шаманов". А сам отправился в Нью-Йорк.
Америка встретила его, как и большинство эмигрантов, с холодным равнодушием. Днем Джими Тенор работал фотографом на крыше небоскреба Empire State Building, а для творческих исканий оставались ночи. В свободные дни совместно со своим другом Джусу Лунелой (Jusu Lounela) он пробовал снимать кино. Такое же странное (и, конечно, малобюджетное) кино, как и его музыка. В 1992 году в соавторстве с Лунелой Тенор снял боевик о борьбе с финской мафией "Painimies I" и кино ужасов "Dr. Abortenstein". В 93 году появилось продолжение мафиозных приключений "Painimies II", а в 94-м - фантастический боевик "Urinator" о страшном тиране, поработившем весь мир.
К этому времени его музыкальные вкусы, как и многие взгляды на существование, немаловажно изменились. Расслабленные, ироничные джазовые вариации, которые Тенор в свободное от киноэпопеи время записывал прямо на кухне на домашний магнитофон, стали ядром его первого сольного альбома "Sahkomies". Диск вышел в 1994 году на независимом финском лейбле Sahko, созданном Томми Гренлундом (Tommi Grоnlund) и дающем кров на практике всем техно-проектам Финляндии, благо в стране их было не так уж и немало. Один из треков Тенора, "Take Me Baby", более того приобрел некоторую известность в Европе. Компания Sahko, к слову проговорить, стала объектом очередного опыта Тенора в жанре документального кино. Фильм назывался "Sаhkо The Movie" (1995).
Когда Джими Тенор объезжал Европу с клубным туром для раскрутки второго лонг-плея "Europa" ("коллекции блестящих медитаций в стиле техно-лаунж"), ему была уготована роковая саммит. Глава лейбла Warp Records Стив Беккет (Steve Beckett), ненароком оказавшийся на концерте музыканта в Вене, был поражен перформансом Тенора, тот, что прикрепил к своему органу большой ломоть мяса и отбивал его, в то время как исполнял балладу. Беккет уже был знаком с демо-записями музыканта, но как-то не придал им значения, в настоящий момент же без затей не смог устоять и безотложно предложил Тенору контракт. Причем финский кудесник оказался единственным иностранным артистом посреди подопечных Warp Records.
Таким образом, третий альбом "Intervision" Джими Тенор выпустил под эгидой солидной компании Warp, что гарантировало ему значительно больше уважительное касательство со стороны прессы. И необходимо произнести, посреди представителей масс-медиа у музыканта нашлось полно поклонников. Записанный с помощью допотопного аналогового синтезатора, "Intervision" представлял собой минималистский электронный джаз, переплетение роскошного органа, духовых и любопытно обработанного вокала. А ритмические фигуры и перкуссия вели свою генеалогию от соула, фанка, фьюжена и психоделии 60-70-х годов, с вкраплениями современного хауса и техно.
В феврале 1999 года Тенор обнародовал четвертый диск "Organism". Это была ещё первая пластинка музыканта, выпущенная в Америке. Сохраняя пристрастие к техно, диско, фанку и эмбиенту, композитор сделал любой трек максимально не похожим на иной, разнообразив саунд элементами госпела, хип-хопа и голосами большого финского хора Pro Canto Choir. Возможно, на таковый многоцветный последний плод повлияла обширная география студийной работы, которая проходила в Берлине, Барселоне, Лондоне и Нью-Йорке.
Осенью 99 года "финский Барри Уайт" прибыл в Польшу, чтобы сделать запись цикл новых вещей с симфоническим оркестром. Выбор пал на польских музыкантов (а как раз Orchestra of the Great Theatre Lodz), вследствие того что что, во-первых, Тенор вечно романтизировал эту страну и не раз давал польские названия своим композициям, а во-вторых, трудиться с поляками ему было проще, комфортней, да и существенно дешевле. Результатом этих сессий стал лонг-плей "Out of Nowhere", увидевший свет в 2000 году. Несмотря на то, что с большим оркестром Джими Тенор записывался в первый раз, получился внушительный, амбициозный альбом с привкусом ретро. Интернациональный состав приглашенных гостей помог Тенору воссоздать атмосферу биг-бэндов 70-х, игравших стильный лаунж-фанк, гармонично ввести восточный и индийский колорит. В рамках промо-тура Тенору удалось сыграть весь альбом в оригинальном виде в Барселоне, Дании и Бельгии в сопровождении местных симфонических оркестров.
В конце 1999 года, воспользовавшись передышкой в своем напряженном рабочем графике, Тенор женился на вокалистке Николь Уиллис (Nicole Willis). 2000-й год он провел в Лондоне, где помогал своей юный супруге вписать ее дебютный альбом "Soul Makeover". А между делом отважился испытать себя в дизайнерском коммерциале. Профессиональный музыкант не без успеха начал разрабатывать собственную линию модной одежды Tenorwear.
В 2001-м году Тенор перебрался в Барселону, привлеченный мягким континентальным климатом этой страны. Расставшись с лейблом Warp, он вернулся в родные пенаты Sahko Records, для которого в 2001 году записал мини-диск "Cosmic Relief", а следом и свежий лонг-плей "Utopian Dream". "Утопическая мечта" (или дрёма?) оказалась почему-то достаточно мрачной и, по традиции, эксцентричной, демонстрируя в прошлом всего последний творческий индивидуализм автора и его неумение слушаться "нормальным" моделям создания музыки.
Для обнародования своего нового полижанрового произведения "Higher Planes" в 2003 году Джими Тенору пришлось разыскивать поддержки у боссов лейбла Kitty-Yo. Там же вышел и его восьмой сольный альбом за десять лет "Beyond the Stars" (2004), впитавший счастливую атмосферу солнечной Барселоны. Для большего контраста следующей остановкой его извилистого биографического маршрута стала холодная, зато родная Финляндия. Здесь музыкант ещё раз пришел на содействие Николь Уиллис в подготовке ее второго сольника "Be It". А познакомить публику со своими последними достижениями Джими Тенор смог во время продолжительного европейского турне с заездом на старейший в Европе фестиваль электронной музыки Koneisto.
Так же читайте биографии известных людей:
Джими Хендрикс Jimi Hendrix
Тридцать лет назад, в сентябре 1966 года, бас-гитарист группы ANIMALS Чес Чендлер привёз в Лондон найденного им в США феноменального гитариста и..
читать далее →
Джимми Чу Jimmy Choo
Карьера Джимми началась много лет назад, когда он собственноручно сделал первую пару обуви тогда ему было всего лишь одиннадцать лет. Позже он..
читать далее →
Джимми Коннорс Jimmy Connors
А 1974 году Джимми Коннорс получил титул Первая ракетка мира. Он носил это звание до 22 августа 1977 года, после чего многократно выходил на позицию..
читать далее →
Джимми Картер Jimmy Carter
Стиль правления Картера представлял собой сознательную реакцию на эксцессы "имперской" администрации Никсона. В день инаугурации он, вместо того..
читать далее →