Известные люди
»Евгений Поселянин
Рождение: Россия, 21.4.1870
Русский публицист и духовный писатель. Его перу принадлежат многочисленные статьи и очерки православного характера, книги Старец Иларион Троекуровский (1895), Поэзия веры и А. Н. Майков как поэт Православия и России (1898), Святыни Земли Русской (1899), Константин Николаевич Леонтьев (1900), Сказание о святых вождях Земли Русской (1900), Воины Христовы. Рассказы из жизни святых (1902), Петербургские святыни (1903), Письма о монашестве (1911), Герои и подвижники лихолетья XVII в., Краса русской армии братья Панаевы (1917) и др. Е. Н. Поселянин был репрессирован и трагически погиб в 1931.
Родился в Москве в семье талантливого терапевта Н. А. Поселянина, родом из духовного знания, тот, что немного лет преподавал в Московском университете. Прадедом матери Лидии Николаевны (урожденная Кандалинцева, во втором браке за Абациевым, умерла в эмиграции в Берлине) был сенатор генерал-майор Михайловский-Данилевский, заметный армейский историк. Поселянин получил строгое и размеренное домашнее воспитание в традициях московского благочестия, лето проводил на Оке, под Рязанью. В 1887 он окончил с золотой медалью 1-ю московскую гимназию. Летом 1888 перед поступлением на юридический факультет Московского университета юноша побывал в Оптиной пустыни и стал духовным сыном великого старца Амвросия, тот, что благословил его сочинять в защиту Веры, Церкви и Народности. Уже в следующем году появилась первая публикация Перед годовщиной 17 окт. в Москве по поводу спасения Царской Семьи при крушении поезда в Борках, выдержанная в от души монархическом духе. Учась в университете, юноша избежал влияния нигилистов и атеистов; для меня воспоминания Страстной узко связаны с университетской церковью. В 1892, когда Поселянин завершил обучение в университете, вышли ещё две его книги Ясные дни и Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля. Автор поднес их Государю Александру III, перед чьей памятью позже благоговел. Эти первые беллетристические опыты поддержал вел. кн. Константин Константинович, стяжавший известность в литературе под псевд. К. Р.. Покровительство К. Р. продолжалось и вслед за тем переезда в 1893 начинающего автора в Царское Село, а следом в столицу, где он с 1894 стал служить чиновником канцелярии Сената. В составе этой канцелярии Поселянин в 1896 участвовал в коронации Николая II, за что был награжден серебряной медалью. В 189903 он служил в Министерстве юстиции, в 190312 в канцелярии Академии наук, получив за свою службу ордена свв. Станислава и Анны 3-й степени и ранг статского советника. 1 авг. 1913 Поселянин и его близкие Императорским указом были возведены в потомственное дворянство. В 1905 литератор находился на военной службе как прапорщик запаса, но в боевых действиях не участвовал. В 1913 он поступил чиновником особых поручений Главного управления (позже Министерства) землеустройства и земледелия, и в том же году ему было поручено совершить подробное художественное отображение с иллюстрациями бывшего в мае 1913 Высочайшего путешествия по местностям, связанным с историей воцарения Михаила Феодоровича Романова, в котором он сопровождал Царскую Семью. Личная существование Поселянина не была счастливой. В 1904 он женился на Н. Я. Ггубы, дочери известного филолога, которая была значительно старше его. Из-за различия во взглядах и характерах тот самый брак сквозь полгода распался, церковный суд запретил писателю жениться вторично, и только в 1914 Синод отменил тот самый запрет.
После переезда в столицу Поселянин стал активно заниматься литературным творчеством и сотрудничать в наиболее известных русских духовных журналах. Он невпроворот ездил по святым местам России, собирая материалы о забытых праведниках и преданиях. Из этих поездок и бесед он вынес твердое мнение: Русская суть человеческая, вне сомнения, носит на себе, предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности, какого-то избрания, какой-то ослепительно выраженной небесности. В этом отношении в особенности невпроворот дала Поселянину Оптина пустынь, где с 1888 он систематично бывал у старца Амвросия (он учил постоянно и повсеместно бытъ русским), которому посвятил страсть сколько самых задушевных страниц (Русская Церковь и русские подвижники ХIХ в.; Праведник нашего времени Оптинский старец Амвросий). Сам он так и не решился принять постриг, хотя и писал, что монашество есть та отдушина, сквозь которую смотрится в небосвод жаждущее этого неба человечество. Старец Варсонофий поддерживал труды Поселянина во славу Православной Церкви и говорил, что он художник в душе, и это отражается в его литературных произведениях. Вывод об особом духовном складе Русского Народа литератор сделал, опираясь кроме того на свои впечатления от многочисленных путешествий по Европе, о которой с грустью замечал: Европа перестала быть христианскою. Проповедь успеха, господство грубой силы, провозглашаемое то робко, между строками, то нагло и прямо (как делал Ницше) сменило благовещение нищим, утешение сокрушенных сердцем. Тем не менее, Поселянин любил западную культуру и в своем мировоззрении не избежал влияния христианского социализма, пропагандируемого современными ему европейскими мыслителями, и морализаторства, свойственного протестантскому богословию. Однако значительно большее и плодотворное воздействие оказали на него идеи русских почвенников и выдающихся современников из консервативного лагеря. Поселянин дружил и переписывался с философами П. Е. Астафьевым, К. Н. Леонтьевым и В. В. Розановым, тот, что отзывался о нем, как о замечательной личности. Знал и ценил писателя и критика Ю. Н. Говоруху-Отрока, педагога С. А. Рачинского, вся существование которого проникнута русским духом. Вместе с проф. А. И. Введенским, епископом Вологодским Никоном (Рождественским), В. А. Грингмутом (на его кончина Поселянин написал некролог), М. А. Новоселовым он участвовал в Москве в собраниях у известного теоретика монархизма Л. А. Тихомирова. Правда, он не чурался и умеренно-либерального направления своего времени, в 190910 посещал в Петербурге Религиозно-философское среда, где витийствовали недруги исторической России. Как православный христианин, с детства знавший великую силу веры, молитвы и Церкви (Не было ни одного отъезда из Москвы, ни приезда вслед за тем долгого отсутствия, когда бы я не стоял пред Иверской иконой), беллетрист с горечью говорил о состоянии преобладающего большинства тогдашней русской интеллигенции: Религиозные интересы совсем изгнаны из быта интеллигенции И если б касательство общества к религии было только индифферентизмом! Нет! в нем прямая враждебность. Теряя веру, среда теряло и свои русские свойства, возвратить которые, соответственно Поселянину, могли ему только бытие в Церкви, влияние выдающихся произведений русской литературы и соприкосновение с миром простых русских людей.
Поселянин был, само собой, одареннейшим популяризатором-апологетом, тот, что старался познакомить современников с житиями знаменитых подвижников (он обработал и переложил Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского), святых отроков (Святая юность) и святых воинов (Сказания о святых вождях Земли Русской), изображая их в прошлом всего не со стороны историко-общественного значения, а со стороны их нравственной крепости. Глубоко зная православную духовную литературу и ее жанры, а кроме того неплохо владея церковным стилем, пиcaтeль мог доступно излагать сложные богословские понятия, психологически красочно живописать стародавние события и созидать в импрессионистской манере запоминающиеся портреты своих героев. К сожалению, он в спешке не завсегда отделывал свои произведения, почему в них заметны повторы, риторические штампы и сентиментальные условности. Немало страниц Поселянин посвятил чтимым на Руси иконам, отечественной церковной истории, Православным святыням (Святыни Земли Русской; Герои и подвижники лихолетья XVII века), укрепляя в русских людях влюбленность к своей вере и ее традициям. Он преклонялся перед современными подвижниками, посвятив, помимо оптинских старцев, вдохновенные строки св. прав. о. Иоанну Кронштадтскому, которого знал жутко ладно, Матренушке-босоножке из Петербурга, о. Ионе Атаманскому из Одессы, старцу Варнаве из Выксунского монастыря, кн. М. М. Дондуковой-Корсаковой. Народ льнет к этим славным людям, в которых видит дюжий дух, пренебрежение к плоти, свободу от земных условий. Писатель стал выразительным свидетелем жизни Святой Руси перед ее крушением. На личные наблюдения основывался его крайний вывод: Когда соприкоснешься со стихией народной веры, тогда разом надежно и смирно станет на душе, и с радостью себе говоришь: Народ верует! В своих книгах Поселянин мог откопать тракт к сердцу этого народа, оттого что знал его задушевные мечтания и идеалы вольное мучение во имя пострадавшего на грешной земле Христа и страстное к этим идеалам устремление русская личность тяжко примиряется с земными изъянами, ей необходимо на земле или полного блаженства, или ничего.
Лучшие произведения Поселянина содержат размышления об истинах веры и опыте жизни в Церкви и нравственно-психологическое обоснование Православия, потому что он старался в картинах своих из мирской жизни отражать расположение своей верующей христианской души. И эта благочестивая и искренняя личность самого автора наполняет его книги, в которых великолепно видно, как любит российский джентльмен своих святых и родное Православие, как велика в нем охота вечного спасения и святости жизни духовная охота, охота чего-то высшего н лучшего, больше широкого н больше захватывающего, чем почва с ее радостями, жжет народную душу, не только души великих избранников, но и кроме того души рядовых людей толпы. Поселянин был не только благочестивым верующим, но и эстетически чутким человеком традиционной русской культуры, тот, что приподнято ценил, в частности, творчество поэтов А. К. Толстого и А. Н. Майкова, художников В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. По мнению писателя, высший род искусства это тот, в котором люди отразили свои высочайшие мечты. Он советовал своему знакомому А. Е. Молчанову, известному театральному деятелю, познакомиться в Дивеево со старшею по живописной м. Серафимой. Ей дан дар придавать лику прп. Серафима особое сладостное выражение. Поднесенное Наследнику Цесаревичу в 1912 роскошное издание Собор московских чудотворцев Поселянина было снабжено иллюстрациями В. И. Вашкова, мастера русского стиля. Сам сочинитель признавал, что политикой ни при каких обстоятельствах не интересовался, почему его имя не встречается посреди участников политических событий и споров н. XX в. По своим воззрениям он был монархистом и патриотом, а о социальных вопросах рассуждал с позиции евангельских заповедей. Вопиющая несправедливость, когда человеку не доплачивают достойной цены за его работа, и страшная кара постигнет на Страшном суде тех притеснителей, которые выматывают у людей силы, пользуясь их безвыходным положением и не платя должного.
В 1913, в Великий пост, беллетрист в первый раз поехал в паломничество на Святую Землю и молился у ее святынь. Больше там посетить ему не удалось, потому как разразилась первая мировая махаловка, во время которой он писал репортажи о геройских поступках Русских боец и издавал сборники своих катехизаторских статей (в частности, На молитве в тишине и в буре). По его словам, Русский Народ поднимался на войну, как на геройский поступок во имя Христа. Большевистский переворот обрек церковного писателя на полное безмолвие до конца жизни, если не полагать двух статей: о Пушкине и о св. прав. Иоанне Кронштадтском, вышедшие в малотиражной периодике. Нa существование, начиная с 1922, он зарабатывал частными уроками. Очевидно, с негодованием и скорбью взирал Поселянин на атеистические глумления новой власти над Святой Русью. В темное время суток на 12 апр. 1924 его с группой бывших арестовали и на два года выслали в Ангарский край, обвинив в организации монархической группировки в Ленинграде. Из Канска писателя вскоре отправили в д. Усть-Ямское как ингредиент разлагающий антисоветской агитацией и умелым подходом к невежественной массе. Вернувшись из ссылки, Поселянин, уже сильно болезненный джентльмен, оставался на свободе 5 лет и в дек. 1930 был заново схвачен чекистами по делу Преображенского собора, которое заключалось в обращении прихожан к эмигрантам из Преображенского полка с просьбой о помощи в ремонте храма. Поселянин на допросах держался сильно мужественно и заявил: Гонения советской власти на религию не могли меня, как верующего, радовать. Тройка ОГПУ приговорила его к расстрелу, тот, что произошел за два дня до праздника Сретения. Где погребен расстрелянный в тюрьме на Шпалерной ул., неизвестно.
Согласно устным воспоминаниям, Лидия, неверующая сестра писателя, не стала его заочно отпевать. Через какое-то время о. Борис, духовник Поселянина, служа в храме, вышел кадить и как гром среди ясного неба видит убиенный стоит на клиросе. Когда батюшка подошел поближе, Евгений Николаевич раскрыл свой пиджак, и батюшка заметил на его груди рану от пули. Он спросил: Когда это случилось? В реакция Поселянин кивнул на икону Трех Святителей. Долгое время имя замечательного духовного писателя-новомученика находилось в полном забвении его не было ни в одной литературной энциклопедии, ни в учебниках по истории литературы. Только начиная с 1990 произведения Поселянина начали постоянно переиздаваться.
Антонов В.
Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Стеблов Eugene Steblov
Евгений Стеблов - совесткий и российский актер театра и кино. Родился 8 декабря 1945 года в Москве.На сегодняшний день фильмография актера..
читать далее →
Евгений Замятин Eugene Zamyatin
В 1906 Замятина арестовывают и высылают назад в Лебедянь. В этом же году он нелегально возвращается в Петербург и заканчивает институт.
читать далее →
Евгений Кропивницкий Eugene Kropivnitskiy
Родился 25 (13 по старому стилю) июля 1893 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего, интересовавшейся музыкой и литературой. Отец..
читать далее →
Евгений Лансере Eugene Lansere
С именем Евгения Евгеньевича Лансере связан весомый вклад в различные области отечественной художественной культуры: известный главным образом как..
читать далее →