Известные люди
»Жан РЕНЬЯР
Рождение: Франция, 7.2.1655
Французский комедиограф, ближайший преемник Мольера. Родился в семье богатого торговца. В молодости много путешествовал. Вел рассеянную светскую жизнь. Типичный представитель аристократизировавшейся верхушки торговой буржуазии, беззаботный эпикуреец, кутила, повеса и игрок, Р. смотрел на лит-ую работу как на развлечение.
Р. привлек к себе внимательность общества Satire contre les maris (Сатира на мужей, 1694), написанной в отклик на старческую Сатиру на женщин Буало (см.). Но близкое подлинное призвание Р. нашел в театре. Он начал с сочинения полуимпровизованных фарсов для театра Итальянской комедии с масками commedia dellarte (см.). Параллельно Р. дебютировал в привилегированном театре Французской комедии пьеской La sйrйnade (Серенада, 1694). За Серенадой последовал Le bal (Бал, 1696) одноактная буффонада в манере Скаррона (см.). Постановка Le joueur (Игрок, 1696) выдвинула Р. на первое местоположение посреди французских комедиографов. Комизм пьесы построен на частых переходах героя к любви от карт и к картам от любви, причем переходы эти не мотивированы психологически, а вводятся Р. только для смехотворного эффекта. Столь же поверхностны по обрисовке характеров и блестящи по комической изобретательности пьесы Le distrait (Рассеянный, 1697), Dйmocrite amoureux (Демокрит, 1700) и в особенности маскарадная буффонная комедия Les folies amoureuses (Любовные безумства, 1704).
Не довольствуясь постоянными заимствованиями у Мольера, Р. берет у Плавта (Mostellaria) сюжет одноактного фарса Le retour imprйvu (Непредвиденное возвращение, 1700), а кроме того Les Mйnechmes (Менехмы, 1705), наиболее классической из его комедий. Последняя и популярнейшая комедия Р. Le lйgataire universel (Единственный наследник, 1708).
В истории французской комедии Р. занимает местоположение крупнейшего представителя развлекательной комедии положений (см. Комедия), лишенной серьезных моралистических и сатирических заданий. Глубокой принципиальности, философской глубине, крепкой буржуазной морали Мольера противостоят игривая поверхностность, беспринципность и имморализм Р., циническое пренебрежение к
семье, браку и мещанским добродетелям, философия наслаждения и безотчетного веселья. Все это черты идеологии разлагающегося дворянства. Буржуа по происхождению, Р. является в основном не буржуазным, а дворянским художником, хотя в его комедиях заложено несть числа и буржуазных тенденций. Особенно примечательны в этом смысле его образы слуг и служанок, отличающиеся от мольеровских существенно большей активностью и напористостью. От его наблюдательности не ускользнуло создание нового типа честолюбивого плебея, рвущегося к богатству и положению в обществе и взирающего с презрением на своих господ. Однако как дворянский литератор Р. не развивает этих тенденций. Дворянская установка Р. находит яркое выражение ещё в его приверженности классической доктрине.
Кроме комедий Р. оставил ещё трагедию Sapor, либретто оперы-балета Le carnaval de Venise [1699], автобиографический роман La provenзale (изд. в 1731) и др.
Так же читайте биографии известных людей:
Жан Бабиле Jean Babilee
Я не люблю копировать чужие роли, и мне не нравится, когда кто-то копирует мои...
читать далее →
Жан Алези Jean Alesi
Жан Алези выглядел в Венгрии очень счастливым человеком, вернувшись к Эдди Джордану спустя примерно 12 лет после гонок в "Формуле-3000". Его..
читать далее →
Жан Тодт Jean Todt
Французский спортсмен, конструктор и спортивный менеджер. Главный спортивный директор команды Ferrari Формулы-1.
читать далее →
Жан Тигана Jan Tigana
Дюваль так возненавидел Жанно, что по прошествии двух лет, когда Мишель Идальго впервые назвал его в числе кандидатов в сборную, он послал ему..
читать далее →