Известные люди
»Иван Хлусович
Рождение: Россия
С 0 года по 28 Января 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Летал на И-16. Совершил 174 боевых вылета, провёл 25 воздушных боёв. Награждён орденами Ленина ( 0 года ) и Красного Знамени ( 0 года ).
Родился в 1911 году. Лётчик - истребитель, Генерал - Майор авиации. Был командиром звена 107-й истребительной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
С 31 Мая 1937 года по 28 Января 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Летал на И-16. Совершил 174 боевых вылета, провёл 25 воздушных боёв. Награждён орденами Ленина ( 2 Марта 1938 года ) и Красного Знамени ( 22 Октября 1937 года ).
Летом 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халкин - Гол. Там Старший лейтенант И. М. Хлусович командовал эскадрильей 56-го истребительного авиационного полка.
Великую Отечественную войну Капитан И. М. Хлусович встретил в должности заместителя командира 180-го истребительного авиаполка. Хороший лётчик, дисциплинированный начальник и остроумный участник беседы, Хлусович пользовался всеобщим расположением в любом авиационном коллективе. 180-й ИАП не представлял исключения из этого правила.
Примером мужества и находчивости Хлусовича может случить момент начального периода войны, когда он приземлился на аэродроме, уже занятом противником. Не растерявшись, Иван Михайлович сумел отбиться от врага и умчаться. Известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза А. Ф. Семёнов так описывает тот самый момент в своей книге "На взлёте":
"13 Сентября 1941 года самолёты полка перебазировались на новоиспеченный аэропорт, расположенный на окраине Калинина... Командир полка Капитан А. П. Сергеев покинул местоположение прежнего базирования последним, только в середине дня. Ведомыми у него были Капитан Хлусович и Лейтенант Власов. Над Старицей группа встретила немецкие истребители и вступила в махач. Противнику, имевшему большое численное превосходство, удалось сшибить самолёт Бориса Власова и повредить машину командира полка. Тем не менее Сергеев и Хлусович оторвались от врага и произвели посадку на окраине Калинина. Сергеев тотчас же выбрался из кабины, а Хлусович немного запоздал. Осмотревшись, они отметили, что на аэродроме никого нет. Это показалось им странным и они решили умчаться.
Пока Сергеев проверял колесо своего самолёта, к ним впритирку подкатил грузовик. Из его кузова выпрыгнули... немецкие солдаты. Они мигом набросились на Сергеева, тот более того не успел вынуть наган. Хлусович поспешил запустить движок. Это удалось не тотчас. Пока он возился с насосом, подбежал германский офицер. Размахивая пистолетом, он на ломаном русском языке немного раз прокричал - "Вылазь".
Хлусович не торопился осуществлять команду немца. Тогда тот, ступив одной ногой на плоскость, потянулся к кабине. Но Хлусович выхватил из кобуры свой ТТ и с размаху ударил противника по голове. Немец свалился, уронив свой револьвер в кабину самолёта. В ту же секунду запустился двигатель. Истребитель ринулся с места и пошёл на взлёт. Вслед ему прогремели автоматные очереди, и все-таки было поздненько - он улетел. А начальник полка погиб..."
После трагической гибели Капитана А. П. Сергеева, командиром 180-го ИАП был назначен Иван Михайлович Хлусович. Несмотря на новую место он продолжал хоть отбавляй летать. Вспоминает А. Ф. Семёнов:
"Однажды в конце 1941 года в полк поступило очередное поручение на разведку, а погода стояла окончательно нелётная. Сплошная облачность невысоко нависла над землёй. Временами валил снег. Видимость - меньше дистанции разбега самолёта.
Посылать на поручение любого лётчика было очень угрожающе - он мог разбиться. Но указание нужно было осуществлять и Хлусович решил лететь сам. Едва оторвавшись от земли, самолёт моментально исчез в серой пелене. Каждый понимал, что при таких погодных условиях малейшая обибка в пилотировании грозит катастрофой. Однако Хлусович вернулся вспять удачно, собрав нужные сведения о противнике.
Этот тяжёлый боевой вылет ещё больше укрепил авторитет нашего командира полка. В авиации, пожалуй, как нигде, важен свой образец командира, его профессиональная выучка..."
В Ноябре 1942 года 180-й истребительный авиационный полк был преобразован в 30-й Гвардейский. Большая доля заслуги в этом была и его командира - Ивана Михайловича Хлусовича, сбившего в воздушных боях 12 вражеских самолётов.
Дневник полка, тот, что вёл единственный из его ветеранов Капитан Владимир Андреевич Гайворонский, даёт представление о боевом пути части. Вот одна из выдержек:
6.05.1943 года. В районе Орла проведено 5 групповых воздушных боёв. В результате сбиты 3 ФВ-190 и 1 Ме-109. Сбили: начальник полка майор Хлусович - Ме-109, начальник звена гвардии лейтенант Горголюк - ФВ-190, гвардии меньшой лейтенант Мамонов - ФВ-190, гвардии сержант Ефименко - ФВ-190. В воздушном бою погиб меньшой лейтенант Александров".
Позднее Подполковник И. М. Хлусович был назначен командиром 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизией. Войну он закончил командиром 3-й истребительной авиационной дивизией, вошедшей в состав ВВС Войска Польского. Об этой страничке его деятельности стоит застопориться подробнее.
3-я польская истребительная авиационная дивизия, вооружённая самолётами Як-9, начала создаваться в Сентябре 1944 года. Её костяк составили три полка советских ВВС: 248-й ИАП ( стал 9-м польским ), 246-й ИАП ( стал 10-м польским ) и 832-й ИАП ( стал 11-м польским ). Все эти полки уже обладали боевым опытом. Возглавил 3-ю ИАД Полковник И. М. Хлусович.
Пополнив полки личным составом и техникой, в Октябре 1944 года её перебросили в Харьковский Военный Округ, где пилоты начали к выполнению плана учебно - боевой подготовки со средним налётом по 19 часов на пилота. В отличии от большинства советских истребительных полков того времени, перешедших уже на 40-самолётный штат, части 3-й ИАД на миг отправки в состав Войска Польского ( Февраль 1945 года ) имели по 32 - 35 машин.
Позднее они получили ещё по 3 - 6 истребителей Як-3, предназначенных для звена управления и наиболее опытных пилотов. Лётный состав полков был подготовлен к ведению боевых действий днём в простых, а 40 лётчиков - и в сложных метеоусловиях, большая количество лётного состава дивизии ( до 75% ) обладала боевым опытом.
3-я ИАД, вкупе с двумя другими "польскими" дивизиями, вошла в состав 1-го смешанного авиационного корпуса. Его возглавил бывший начальник 9-й ГвШАД Генерал - Майор авиации Ф. А. Агальцов, ставший попозже Маршалом авиации и заместителем Главкома ВВС СССР.
К боевым действиям лётчики 3-й польской ИАД начали с 24 Апреля 1945 года совместно с пилотами истребительного полка "Варшава", уже довольно что надо знакомыми с обстановкой на фронте. За полторы недели боёв лётчики дивизии сшибли 5 штурмовиков FW-190F-8 и 2 разведчика - Hs-126 и Fi-156. Вскоре после этого окончания боёв за Берлин дивизия получила почётное наименование "Бранденбургской" и была награждена Польскимм крестом "Грюнвальда" III класса.
После окончания войны Генерал - Майор авиации И. М. Хлусович продолжил службу в ВВС. После выхода в отставку, жил в городе Львове.
Так же читайте биографии известных людей:
Иван Холодов Ivan Holodov
Старший лейтенант И. М. Холодов произвёл 225 боевых вылетов, в 21 воздушном бою лично сбил 6 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую..
читать далее →
Иван Цапов Ivan Tsapov
Гвардии Капитан И. И. Цапов совершил 530 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника. 0 года за..
читать далее →
Иван Чернобаев Ivan Chernobaev
В 1944 году Подполковник И. В. Чернобаев был назначен заместителем командира 148-й истребительной авиационной дивизии. К концу войны имел на счету..
читать далее →
Иван Щербаков Ivan Scherbakov
Гвардии Капитан И. И. Щербаков совершил 123 успешных боевых вылета, участвовал в 20 воздушных боях, в которых уничтожил лично 15 самолетов..
читать далее →