Известные люди
»Иосиф Фридляндер
Рождение: Россия, 28.3.1913
Академик Фридляндер всю жизнь работал под дамокловым мечом суровых наказаний, но в любой ситуации оставался неисправимым оптимистом.
Фонд поддержки российской науки присудил академику Иосифу Фридляндеру звание Лучший ученый России. Фридляндер - патриарх материаловедения, автор поколений сверхпрочных алюминиевых сплавов, без которых нельзя создание современных самолетов. Авиация - это техника на пределе возможного. В авиации, как в гигантском вулканическом котле, рождаются самые лучшие в мире материалы. Самые прочные, самые жаростойкие, самые легкие и вязкие. Этих материалов в природе не существует. Каким же должен быть дядя, тот, что совершенствует Природу и дерзко превосходит то, что создано ею за миллиарды лет самостоятельного развития?
В 1960 году Никита Хрущев должен был двинуться на генеральную сессию ООН на новом Ту-114, тот, что был призван аргументировать миру мощь нашей авиационной техники. Пассажирских самолетов, способных произвести беспересадочный перелет сквозь Атлантику, в ту пору ещё не было. Но полет отменили - Хрущев переплыл океан на теплоходе Балтика. Нельзя вытурить, плавание утомило советского лидера и привело к скандальному биению башмаком по дипломатической трибуне. Но отчего в Нью-Йорк не вылетел Ту-114, что могло завернуть колесо истории в другую сторону?
Сильный дураком не бываетВ окончательный миг военпред на заводе обнаружил на тягах управления коррозионные поражения. В Куйбышев отправилась делегация генералов и специалисты по авиационным материалам - будущие академики Сергей Кишкин и Иосиф Фридляндер. (Его поразило, что в салоне Ту-114 была подвешена люлька, чтобы первому секретарю ничто не мешало сладко почивать.) Ученые установили причину дефекта в дюралевых трубах и гарантировали секьюрити полета. Генералы сомневались. Спор был бесконечным. А самолету нужно поспеть в Нью-Йорк, чтобы возвратить домой Хрущева, уже совершившего близкое историческое деяние. И тогда Кишкин, хрупкого сложения и небольшого роста, говорит генералам: Джентльмены, предлагаю один оставшийся у нас академический метод найти решение проблему. А аккурат - побороться на руках. Я буду сражаться на левую руку, а Фрид - на правую. Генералы выставили на поединок двух кряжистых бойцов. Но они не знали, что худенький профессор вертел солнце на турнике, а долговязый Фридляндер в молодости занимался боксом. Тренер говорил: Иосиф, у тебя отменный хук с правой стороны. Брось учебу. Спорт лучше науки. Станешь сильным - никто дураком не назовет.
Слово джентльменов, - напомнил Кишкин, когда соревнование закончилось. - Ставим подписи. Но из поезда ученых попросили, привезли на аэропорт и отправили в Москву в Ту-114. А в Нью-Йорк в качестве заложника полетел основной конструктор академик Туполев.
Представление о том, что ученый живет в башне из слоновой кости и ходит по улицам отрешенным, проваливаясь в ямы, реальности не соответствует. Жизнь академика Фридляндера - подтверждение того, что в тот отрезок времени, когда наука была востребована и решала важные государственные задачи, на недочет адреналина ученому сетовать не приходилось. Ученый не был кабинетным затворником и сухарем, он жил ослепительно, зачастую рискованно, хотя и не вечно радостно.
Отсюда не убежишьБиблейский Иосиф добился успеха на ниве толкования снов фараона. В каком-то смысле Иосиф Фридляндер занимался похожим делом. Его вызывал министр или авиаконструктор и заявлял: Мне привиделся материал с чудесными свойствами. Иначе авиалайнер не полетит. Создай сплав! И Фридляндер начинал колдовать со сплавами. Алюминий, магний, литий, бериллий, медь, марганец - нужно узнать, как поведет себя алхимическая мешанина при разных температурах и напряжениях. Адов работа. Но он должен быть сделан. Потому что авиалайнер из воздуха не построишь. Единственный раз мы украли сплав, когда по приказу Сталина был целиком воспроизведен нелегкий америкосский бомбардировщик Б-29, потерпевший аварию на Дальнем Востоке. С Б-29 были сброшены атомные бомбы на Японию. Времени для поиска своего пути отпущено не было, и наша атомная взрывчатка в 1949 году была сброшена с Ту-4, копии Б-29. Впрочем, взрывчатка также была копией. Потом мы сами пошли вперед с ускорением.
В 1948 году на слитках, которые отливались в Каменск-Уральском для пикирующего бомбардировщика Ту-16, обнаружились странного происхождения трещины. За сплав В95 отвечал Иосиф Фридляндер - легендарный министр авиапрома Петр Дементьев направил его на предприятие. Исследования затянулись, бракованных слитков выявлялось все больше. Вместе с ученым в командировку был послан агент органов, тот, что недавно женился. Незлобивый чувак, он по-дружески просил: Сколько не возбраняется тут торчать? Иосиф, все одинаково ничего у тебя не получится, не тяни волынку. Сознайся, что ты вредитель. Я вернусь к жене, а ты посидишь негусто в Сибири. Чтобы развеяться, Фридляндер по ночам бегал на лыжах по 20 километров, а его товарищь усмехался: Отсюда не убежишь.
В конце концов причина появления трещин была выявлена. Начался серийный выпуск бомбардировщиков Ту-16. Иосиф Фридляндер за создание и освоение высокопрочного сплава В95 получил Сталинскую премию. Через немного лет Туполев использовал крылья Ту-16 для первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104. Из сплава В95 сделаны крылья стратегического бомбардировщика Ту-95 и сверхдальнего турбовинтового Ту-114. В 2004 году по просьбе ВВС России были обследованы все ещё стоящие на дежурстве Ту-16: коррозионных повреждений обнаружено не было, и их ресурс продлили ещё на пять лет.
Энгельс писал: Если у общества появляется техническая надобность, это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов. Несколько десятилетий наша держава испытывала острую надобность в лучших самолетах. В авиации, как в гигантском плавильном котле, рождаются самые лучшие в мире материалы. Сплавы академика Фридляндера применяются и в ракетной технике, в атомной промышленности, то есть во всех областях, где наша держава претендует на мировое лидерство по части высоких технологий.
Зачем шпионы летали на УралВ фильме Мертвый сезон есть сцена, которая вышибает у зрителя слезу. Советского разведчика на мосту обменивают на американского шпиона. Это настоящий эпизод. Рудольфа Абеля, арестованного за ядерный шпионаж, на мосту посредством Шпрее в Западном Берлине обменяли на летчика-шпиона Пауэрса, сбитого над Уралом. Пауэрс летел на высоте 20 км на новейшем У-2 и имел поручение совершить фото завода в секретном городе Новоуральске, где налажено обогащение урана центрифужным методом, которым в США не сумели овладеть до сих пор. В США применяется алгоритм термодиффузионного обогащения, тот, что требует огромных затрат энергии. В Новоуральске сотни тысяч центрифуг вращаются со скоростью 1500 оборотов в минуту в течение 30 лет и не требуют ремонта. Эти удивительные центрифуги сделаны из сплава В96ц, созданного академиком Фридляндером и непревзойденного до сих пор. Работа удостоена Ленинской премии.
Как зачастую бывает в науке, вложения сквозь десятилетия окупились многократно. С 1990-х годов Россия по контракту ВОУ-НОУ поставляет в США низкообогащенный уран, тот, что производится на отечественных центрифугах. Цена контракта примерно 20 млрд долларов - половинка топлива для американских атомных станций делают в России. Стоит ли изрекать, что миллионером академик Фридляндер не является. Как, хотя вообще-то, и никто из его коллег, создавших самое ценное, чем может гордиться наша держава.
Наука с петлей на шееНаука полна парадоксов. Мне думается, узловой парадокс нашей науки состоит в следующем. Если, как считается, для плодотворных занятий наукой необходимо состояние внутренней свободы, то каким образом советские ученые, которые жили, по существу, с петлей на шее и в случае ошибки могли угодить в местах не настолько отдаленных, сумели аккурат в отрезок времени всеобщих репрессий сформировать до того могучий задел, что наша держава, потерявшая заинтересованность к науке, не может растратить его и по этот день? И отчего, как только железная хватка ослабла, задолго до финансового обнищания науки, наша интеллектуальная удаль пошла на убыль? Невозможно разобраться, каким образом большой Туполев был вместе с тем посажен в тюрьму и награжден Сталинской премией? И где черпал мужество большой Ильюшин? Перед первым перелетом посредством Северный полюс Сталин спросил конструктора: Вы гарантируете, что в случае аварии авиалайнер сядет на воду? Ильюшин ответил: Я гарантирую, что авиалайнер сядет в Америке.
Одно из возможных объяснений разрешено отыскать в аналогии с принятой в авиации концепцией безопасной повреждаемости. Самолеты должны летать нередко, без отдыха в аэропортах, из них выжимают все соки. При таких нагрузках без трещин на крыле или фюзеляже не устроиться, и они (до метра длиной) допускаются, но авиалайнер сделан из таких вязких и пластичных сплавов, что трещина не идет дальше. Минимум хрупкости, максимум пластичности. Наши ученые, думаю, были сделаны из таких материалов. Усталость и надломы неизбежны, но их хоронили внутри, а снаружи оставались раскрепощенность и творческая независимость. Гвозди бы совершать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей, - сказал стихотворец Тихонов. Не знаю о гвоздях, а крылья для самолетов метко работать не возбраняется. Академик Фридляндер всю бытие работал под дамокловым мечом суровых наказаний, но в каждый ситуации оставался неисправимым оптимистом.
Молитва о Красной площадиВ апреле 1947 года его отправили в Куйбышев, где на заводе 1 стояла эскадрилья новых МиГ-15, которым посредством неделю предстояло принять участие в первомайском параде на Красной площади. На заседании Политбюро Сталин сказал, что на самолетах обнаружены трещины. Но эти самолеты должны принять участие в параде. Если не примут, то строй людей отправится на Север. Если хотя бы с одним самолетом что-нибудь случится - также Север. Фридляндеру удалось определить, что трещины имеют единичный нрав, и самолету ничто не угрожает. Когда подписал заключение, 30 апреля упал МиГ-15, пилот спасся - это был основополагающий эпизод катапультирования из реактивного самолета. Но ясно: заключение - это вердикт. Вприятель выяснилось, что в аварии повинен мотор. 1 мая, стоя на Трубной площади и глядя в небосклон, Иосиф Фридляндер основополагающий и концевой раз в жизни молился, чтобы самолеты пролетели над Красной площадью, а дальше - хоть потоп. Самолеты пролетели, а его наградили орденом.
С Путиным он говорил только в одно прекрасное время. Несколько лет вспять - в Кремле, где получал очередную Государственную премию. Вниманием президента завладел певец Кобзон. Фридляндер прервал их разговорчик. Сказал, что наша авиапромышленность лежит на дне, Эрбас и Боинг выпускают по 300 больших самолетов в год, а Туполевы и Ильюшины заказов не получают, и это трагедия. Путин вздохнул: Нет лидера. Фридляндер возразил: Лидера нужно найти.
Патриарх получил звание Лучший ученый России. Он решил великое уймище сложных задач. Но как разрешить эту, последнюю, он не знает. Эту задачу предстоит находить решение уже не ему.
***Иосиф Наумович Фридляндер родился в 1913 году в узбекском Андижане. После окончания школы работал корреспондентом Комсомольской правды по Таджикистану. Закончил МВТУ имени Баумана и с 1937 года работает во Всесоюзном институте авиационных материалов, где и по этот день руководит научно-исследовательским отделением. Академик, лауреат Ленинской и двух Государственных премий. Создатель многих поколений алюминиевых сплавов. Из сплавов Фридляндера сделан авиалайнер Ту-4, с которого в 1949 году на полигоне в Семипалатинске была сброшена первая советская атомная взрывчатка, пикирующий бомбардировщик Ту-16, стратегический бомбардировщик Ту-95, все пассажирские самолеты Ту, вплоть до безотказного Ту-154 и современных Ту-204 и Ту-334, здоровый военно-транспортный Антей, гиганты Мрия и Руслан, знаменитые истребители МиГ-23, авиалайнер вертикального взлета Як-38, гидросамолеты КБ Бериева, которые пользуются большим спросом за рубежом. Его сплавы применяются и в других областях, где к металлам предъявляются повышенные требования. Россия - единственная держава в мире, которая овладела технологией центрифужного обогащения урана-235. Центрифуги, без которых был бы невозможен российско-американский контракт ВОУ-НОУ, изготовлены из сверхпрочного сплава Фридляндера В96ц. Из его сплавов сделаны баки самой мощной ракеты в мире Энергия, баки космического грузовика Протон, лопатки турбонасосных агрегатов ракетных двигателей. В последние годы его сплавы прорвались на Запад. Налажено сотрудничество с НАСА, с Боингом и Эрбас, которая использует русский сплав 1933 на аэробусе А-380.
Так же читайте биографии известных людей:
Иосиф Шапиро Josif Shapiro
Иосиф Шапиро - известнейший ученый, физик-теоретик, который в советское время считался одним из самых значимых деятелей науки. Родился 13 ноября..
читать далее →
Иосиф Шкловский Josif Shklovsky
Всю жизнь он искал внеземной разум. Не нашел. Научно доказал, что его нет. И... породил генерацию энтузиастов, которые его до сих пор ищут.
читать далее →
Иосиф Ребельский Josif Rebelskiy
В Российской Еврейской Энциклопедии есть короткая статья о моем отце Иосифе Вениаминовиче Ребельском. В ней, среди прочего, говорится: В 1944 г.,..
читать далее →
Иосиф Гурко Josif Gurko
В 1848 г. окончил Пажеский корпус и был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.
читать далее →