Известные люди
»Исаак Ньютон
Рождение: 4.1.1643
Исаак Ньютон - выдающийся английский учёный, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики. Родился 4 января 1643 года.Исаак Ньютон являлся членом Лондонского королевского общества (1627), президентом (с 1703). Работы Исаака Ньютона относятся к механике, оптике, астрономии, математике. Научное творчество Ньютона сыграло исключительно важную роль в истории развития физики. По словам А.Эйнштейна, "Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности" и "... оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на всё мировоззрение в целом". В его честь названа единица сила в Международной системе единиц - ньютон.
В основе всего описательного естествознания, которого касается и физик, лежит представление о разнородности естественных природных тел и явлений в среде, им изучаемой. Коренное модифицирование произошло в начале ХХ в., в 1905-1915 гг., 37 лет вспять, когда основательный мыслитель и математик А. Эйнштейн, тогда в Мюнхене, а сейчас здравствующий в США, положил начало коренному перевороту нашего понимания окружающей нас действительности.
Этот переворот по своему значению сравним с тем, тот, что произвел британец И.Ньютон (1643-1727) в Кембридже больше 270 лет назад; прошло с тех пор больше 10-12 поколений. Основные ньютоновы достижения сохранились, получили дальнейшее формирование, но разумение их коренным образом изменилось. Ньютон понимал явь в рамках древнего эллинского миропредставления. Нельзя упускать из памяти той исторической научной обстановки, в которой он работал.
В это время впервой на основе открытых в ХVI и ХVII столетиях рукописей эллинских геометров и математиков, их изданий и переводов, творческая идея западноевропейских ученых в этой области знания подняла нить, упущенную немного столетий обратно, и одним духом перегнала достижения древних ученых (ибо они были тогда известны), положив начало новой математике.
Ньютон закончил и математически оформил идею Аристарха Самосского, жившего больше чем за тысячу лет до него, о вращении Земли кругом Солнца, дал научное строение Солнечной системы, точное и с тех пор нерушимое геометрическое о ней представление.
В конце ХVII в. он закончил работу двух веков до него: Коперника, Кеплера и Галилея. После долгой борьбы с картезианством его идеи вошли в существование только во второй половине ХVII в. и решительно овладели наукой только в конце его и в начале ХIХ в., когда создалась небесная механика. Но ещё в ХIХ в. таковый немалый мыслитель и натуралист как Гёте (1749-1832) стоял в стороне от его мировоззрения.
Идеи Ньютона вошли в науку с коренной поправкой физиков: пустое трехмерное эвклидово пространство Ньютона было заменено тем же пространством, заполненным материальным континуумом - световым эфиром ( Гюйгенс).
Говоря о Ньютоне, запрещено упускать из памяти о иной черте его личности и его обстановки, о среде его веры, аналогичной пуританам - его современникам, но другой, чем у них, посреди которой он жил. Ньютон был сильно верующим христианином, занимавшимся не только наукой, но и теологией. Для него одно было неотделимо от другого.
Христианство его было в значительной степени субъективно, как было субъективно христианство его великого современника Мильтона, также сильно верующего христианина и философа-материалиста, считавшего души человека, дьяволов и ангелов материальными.
Ньютон был если не одинок в своем понимании христианства, то принадлежал к ничтожной кучке людей, с ним согласных. Он принимал единого бога и считал Христа только человеком. Но в то же время он принимал Библию как подлинный факт, тот, что возглавлял его жизнью, и невпроворот сил потратил на то, чтобы верно обусловить время создания и конца того временного мира, в котором он жил, для понимания которого он открыл законы всемирного тяготения.
Законы мира, которые он открыл, для него были законами временного, имеющего финал мира. К Апокалипсису он относился как к истине, указывающей ближайшее грядущее. Свое пустое пространство он рассматривал как атрибут Бога и в нем допускал "как бы мгновенное" действо сил тяготения на расстоянии, что казалось для науки его времени невозможным и кажется таким и в настоящее время. В реальности он ввел в науку теологическую дума, допуская "чудо", всю дорогу имеющееся и непрерывно действующее, проявление - атрибут единого Бога.
В среде, где он жил, было самое малое людей, которые могли так основательно доверять, как Ньютон. Вдумываясь в биографию Ньютона и в его работу над Апокалипсисом, воспрещено признать правильным обвинение его Лейбницем в безбожии в печатном памфлете на французском языке, с которым он обратился к одному из членов английской королевской семьи. Ньютон отвечал на это обвинение не сам, а реакция был дан также в виде памфлета, с его согласия, одним из его друзей Кларком, так же, как и он, теологом. Книга эта до сих пор интересна как исторический монумент. Но надобно пометить, что Ньютон не мог примириться с действием всемирного тяготения на расстоянии "как бы мгновенно", как это он принял для своих законов. В течение больше чем двухсот пятидесяти лет блестящее, первое в то время в истории науки, подтверждение природных законов такого масштаба - и с эдакий точностью - и дальнейшее их формирование заставляют считаться с фактом. Сохранились указания, при всем при том, что Ньютон искал объяснения мгновенного действия тяготения в развитии идей Фотье дю Дюийе (1664-1753), швейцарского ученого, объясняющего тяготение давлением мелких двигающихся частиц, заполняющих Космос.
Научная дума пошла по другому пути. Физики и астрономы ХVII и ХVIII столетий не могли следовать Ньютону и заполнили пустое пространство Ньютона физическим пространством - гипотетической всепроникающей всемирной жидкостью (континуумом), световым эфиром ( Гюйгенс). Только при этом условии научное представление о силе тяготения (силах всемирного притяжения материи) могло иметь в распоряжении местоположение.
В конце ХIХ в., когда мысль о свете как волнообразном движении эфира, казалось, совсем вошла в существование, наличие эфира казалось доказанным. Как раз в это время динамическое представление о материи входило в существование, и я помню великолепно единственный из разговоров с моим товарищем по Московскому университету, одним из крупнейших ученых профессоров физики П.Н. Лебедевым, тот, что утверждал, что он уверен только в существовании светового эфира. Мы все не подметили, как стремительно исчезло представление об эфире и заменилось научной атомистикой, расцвет которой мы переживаем. Все попытки аргументировать вещественный эфир экспериментально окончились неудачей. Результаты опытов дали негативный реакция. Научно-математическая критика (главным образом Лоренца в Голландии) нанесла окончательный потрясение в 1906 г.
Так же читайте биографии известных людей:
Исаак Быкадоров Isaak Bykadorov
Окончил 5 классов Ростовской классической гимназии, Новочеркасское казачье училище. Из училища вышел в 30-й Донской казачий полк в 1903 г. хорунжим...
читать далее →
Исаак Кабо Isaak Kabo
Близилась к концу весна 1942 года. В эти дни корабли Краснознаменного Балтийского флота спешно заканчивали ремонт - не за горами было начало..
читать далее →
Исаак Дунаевский Isaak Dunaevsky
В 1950 году Дунаевского ждал грандиозный успех после выхода фильма Ивана Пырьева "Кубанские казаки". Песня "Каким ты был" стала всенародным шлягером..
читать далее →
Исаак Шварц Isaak Shvarts
И.И. Шварц народный артист России, лауреат Государственной премии России, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России..
читать далее →