Известные люди

»

Йорген Лет

Йорген Лет Yorgen Let Карьера: Продюсер
Рождение: Дания, 14.6.1937
Знаменитый датский кинорежиссер и поэт Йорген Лет впервые будет представлен российской публике на этой неделе: сперва в рамках документальной Европанорамы, а затем на регулярных сеансах в кинотеатре Ролан будет демонстрироваться его совместный с Ларсом фон Триером фильм Пять препятствий.

- Наверное, для вас - человека, живущего между Гаити и Данией, достаточно необычно познать, что ваш кино в эти дни выходит на экраны России?

- Пожалуй! Разумеется, я вечно рад познакомиться с новой аудиторией. Я постоянно уважал российскую культуру и русское кино и хотел бы как-нибудь приехать в Россию. Может, снять там фильм Знаете, без затей поездить по вашей стране, ничего не узнавая загодя, произвести кино поверхностный в лучшем смысле слова. Что увидел - то и запечатлел. Пять препятствий - действительный фильм-путешественник, порой я сопровождаю его в странствиях - увы, не в случае России. Но мне уже довелось посетить на премьерах этой картины, в частности, на Тайване, в Аргентине. И повсеместно она шибко нравится. Этот кино по-новому открыл меня публике. В Нью-Йорке, где я жил и работал как собак нерезаных лет кряду и никто меня не знал, ныне меня произвольный день узнают на улице: А, это вы тот чувак, тот, что снялся с Ларсом фон Триером? (смеется). Так и вышло, что Пять препятствий удовлетворили мою влюбленность к перемещениям в пространстве.

- Вы немало ездите?

- Гаити и Данией занятие не ограничивается. Месяц обратно я вернулся из Панамы, где снимал новоиспеченный кино Эротический дядя, а опосля побывал во Франции - комментировал в прямом эфире велогонки для датского телевидения шесть часов кряду. Теперь продолжу работу над фильмом, тот, что, надеюсь, будет готов к концу 2006-го Это, уместно сказать, также будет кино отчасти игровой - в центре там выдуманная фигура антрополога, - отчасти документальный. Правда, покуда у меня не хватает денег, но я надеюсь все одинаково завершить фильм: в такой степени тяжелый план в особенности славно осуществить.

- А не хочется вам сызнова, как в Пяти препятствиях, вкусить себя в качестве актера?

- Эта мысль приходит в голову - истина, не мне. Я недавно сыграл во второй картине Кристоффера Бое, автора Реконструкции. Кажется, сцены с моим участием вырезали, но я все одинаково был польщен его обращением. Он сказал, что для него я - культовая фигура. Хороший чувак.

- Пять препятствий не только кино, но и своего рода академический опыт. Как, по-вашему, удачный?

- Если это и опыт, то психологический. Удачный ли - судить публике. Я-то не чересчур верю в пользу психотерапии. Но для творчества это вещь полезная, как выяснилось в процессе работы. Любопытство Ларса и его стремление провести меня посредством строй испытаний, которые изменили бы мое касательство к творческому процессу, убедили меня и взволновали. В конечном счете это стало только дополнительным стимулом для моего упрямства. Не скажу, что как дядя я изменился затем работы. Но так или по-другому, попытки Ларса привели нас к весьма интересному фильму. В этом смысле опыт удался.

- Вы вправду чувствовали себя рядом с Ларсом как Фауст перед Мефистофелем или играли образ, оставаясь в жизни хорошими друзьями?

- Интересно, как проявляются архетипы. Заранее я ничего не знал о планах Ларса и не мог приготовиться. К тому же на тот миг мы с Ларсом без малого не были знакомы - он несложно уважал меня как режиссера, а я уважал его. Мы подружились и стали значительно ближе уже затем окончания фильма! А во время работы весь надзор над ситуацией был в его руках. Он диктовал условия и правила, я подчинялся. Сценария не было. Наши роли прояснялись во время работы, рождались сами собой. Вскоре стало ясно, и не потрясающе, что Ларс хочет предстать в образе дьявола, Мефистофеля. После работы римейка в Бомбее я реально почувствовал себя так, как будто заключил фаустовский пакт. Ларс сам хотел быть злым и оставил мне право быть добрым.

- Забавная развязка классического сюжета: Фауст и Мефистофель становятся близкими друзьями.

- Да, аккурат так и вышло. А есть и иной архетип - эдиповский. Ларс - наследник, тот, что хочет хлопнуть отца, образ которого я в немалой степени для него представлял. Он сам признавался, что, когда был студентом, считал меня высокомерным, заносчивым сукиным сыном, и на тот самый раз ему хотелось отыграться. Ларс любит припоминать свои личные травмы и превращать их в сюжеты. Особенно ему нравится сюжет, связанный с местью.

- Ваши фильмы крайне немного похожи на фильмы Триера - он идет прямой дорогой, развивает дорогие ему темы в форме притч, а вы пишете вирши, работаете дипломатом на Гаити, снимаете игровое и неигровое кино, комментируете велогонки

- Для меня важен миг игры, причем как не возбраняется больше сложной. Я люблю игру в новое, неожиданное. Я экспериментирую с языком - кинематографическим и литературным, задаю вопросы, ответы на которые не знаю. Всерьез я хочу только одного - познать действительность. Но игры помогают мне в этом и добавляют юмора.

- Разумеется, задавая вопросительный мотив кто эдакий безупречный мужчина?, вы не имеете собственного ответа.

- Конечно нет! Я вечно задаю вопросы, отозваться на которые или чересчур легко, или вообще нельзя. Так, в Жизни в Дании я попытался обрисовать мою родную страну, как чисто изображал другую планету.

- По-моему, в Пяти препятствиях вы задаете следующий безответный вопрос: Кто эдакий идеальный режиссер? Может, это вы? Или фон Триер?

- На тот самый вопросительный мотив не ответствовать по иному, чем мы отвечаем самим фильмом. Знаю одно: безукоризненный режиссер не может снимать мейнстрим. Авторы мейнстримных фильмов интересуются сюжетом, а не тем, как его поведать. Мы же с Ларсом несложно одержимы изобретением новых способов гутарить старые истории. И это - идеальная амбиция для режиссера.

- Вы, будучи документалистом, ни при каких обстоятельствах не хотели подписаться под манифестом догументализма Ларса фон Триером?

- Нет, ни за что. Я - супротив, невпроворот раз ему об этом говорил, а он оправдывается: мол, подобно как более того и не он это написал. Но я ему не верю. Правила там без затей смехотворные, и словечко догументализм - чистый идиотизм. И с какой стати нужно величать героя документального фильма жертвой? Глупость. Пусть телевизионщики под этим манифестом подписываются.

- Жизнь на Гаити помогает вам справляться с вечными европейскими вопросами: что есть добро и зло и так дальше?

- Живя на Гаити, я узнал немало нового о жизни и смерти и о самом себе. Пусть я остаюсь наблюдателем, но я и обитатель этой страны, я - ее доля. Жизнь на Гаити - мой опыт над собственной жизнью. Здесь не прекращаются политические бури, тут находится источник необъяснимой витальной силы. И я черпаю из него - учусь, всегда учусь.

Дело было Летом

Выдающийся режиссер Йорген Лет родился 14 июня 1937 года в Дании. Дебютировал в кино в 1963 году, будучи непрофессионалом. Так и не получив кинематографического образования, стал в 1970-х профессором Киношколы в Копенгагене. Снял возле сорока фильмов. Автор нескольких поэтических сборников. Самые известные фильмы: Жизнь в Дании (1971), Добро и зло (1975), 66 сцен из Америки (1982), Гаити. Без названия (1996).

Так же читайте биографии известных людей:
Йорис Ивенс Yoris Ivens

Ярким событием стал фильм Песня великих рек (Lied Der Strome, 1954). Вместе с А. Кавальканти режиссер руководит съемками игрового фильма о судьбе..
читать далее

Йорн Утзон Jorn Utzon

Датский современный архитектор, автор известнейшего ансамбля Сиднейского Оперного зала.
читать далее

Йос Стеллинг Jos Stelling

Он - режиссер кинофестивалей, а его зрители - люди размышляющие, предпочитающие арт-хаус основному потоку выходящего в прокат кино. Каждой его новой..
читать далее

Йосеф Добровский Josef Dobrovsky

Чешский филолог (лингвист, литературовед, фольклорист), историк и просветитель, одна из важнейших фигур Чешского национального возрождения. Обычно..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий