Известные люди
»Леонид Белоусов
Рождение: Украина, 3.3.1909
Гвардии Майор Л. Г. Белоусов произвёл 300 боевых вылетов, лично сбил 3 самолёта противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 3 Марта 1909 года в Одессе, в семье рабочего. В 1925 году окончил школу ФЗУ ( в настоящий момент СПТУ 2 Одесского областного управления профтехобразования ), работал слесарем. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году окончил Одесское военное пехотное училище, в 1935 году - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
С началом Великой Отечественной войны на фрронте. В Декабре 1941 года при выполнении боевого задания повредил ноги, которые пришлось ампутировать. В 1944 году возвратился в свой полк, научился летать с протезами.
К Февралю 1945 года помошник командира по лётной подготовке и воздушному бою 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) Гвардии Майор Л. Г. Белоусов произвёл 300 боевых вылетов, лично сшиб 3 самолёта противника. 10 Апреля 1957 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1945 года Гвардии Майор Л. Г. Белоусов - в запасе. Работал на речном транспорте. Жил в Ленинграде. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями. Мемориальная доска установлена на здании завода имени Январского восстания в Одессе. Имя Героя носит средняя учебное заведение в Санкт - Петербурге. Его имя носила пионерская дружина средней школы в Минске. Автор книги: "Веление долга". Умер 7 Мая 1998 года.
* * *
Прощаясь с лётчиками, Майор Белоусов обещал быстро возвратиться в полк. Собственно говоря, он и не хотел отъезжать. Пока на этом настаивали врачи, Белоусов отказывался, но указание командира дивизии пришлось претворить в жизнь. Если произносить начистоту, то распоряжаться полком на самом деле стало весьма нелегко. Не только летать, более того бродить по аэродрому подчас было невмоготу. Подводили ноги.
Лётчики знали: не этакий джентльмен Майор Белоусов, чтобы согнула его скорбь. Поэтому верили - пройдёт негусто времени, и Майор, подлечившись, вновь вернётся в полк. Вернулся потому как он, когда никто в это уже не верил.
Всё началось ещё до войны. Зимой 1938 года Леонид Белоусов взлетел по тревоге, чтобы отогнать посторонний самолёт, нарушивший нашу рубеж. Нарушитель почувствовал угроза и тут же скрылся. Повернул к своему аэродрому и Белоусов. Неожиданно испортившаяся погода усложнила полёт и тем больше посадку. Самолёт Белоусова потерпел аварию: взорвались бензобаки, кабину охватило полымя. Сбежавшиеся бойцы и техники потушили пожар. В лазарет лётчика привезли чуть-чуть живым. Лицо, руки, грудь представляли собой сплошную рану.
Лечение потребовало не только длительного времени, но и невероятного терпения. Белоусову сделалж возле 30 пластических операций ! Никто и не думал, что он будет служить, летать. А он вернулся в полк. Вернулся драться. Даже не отдохнув как следует от мучительно долгого и тяжёлого лечения, он добился отправки на фронт. Шла махаловка с белофиннами...
Зимой 1939 - 1940 годов Леонид Белоусов совершил десятки боевых вылетов, выполняя задания командования. В Январе 1940 года он был награждён орденом Красного Знамени, а вскоре получил новое направление - командиром авиационной эскадрильи на Ханко.
С первых дней Великой Отечественной войны, сообща со своими подчинёнными, он зорко стережёт небеса Балтики. На самолётах И-153 и И-16 отважные лётчики под артиллерийским обстрелом поднимались в воздух и вели разведку, бомбили аэродромы и корабли противника, поддерживали штурмовыми ударами передний край обороны, прикрывали базу с воздуха. К концу боёв за полуостров ( 7 Ноября 1941 года гарнизон Ханко начал эвакуацию ), советскими лётчиками и зенитчиками было уничтожено больше 50 самолётов врага.
2 Декабря 1941 года, уже в сумерках, все исправные самолёты были до предела заправлены горючим: дальность перелёта до ближайшего аэродрома составляла больше 400 км. Сняв с машин всё, что только вероятно было, и взяв дополнительные баки с топливом, произвольный лётчик посадил за бронеспинку своего одноместного истребителя техника. В это нелегко уверовать, но долетели и лётчики и техники. Все самолёты, помимо одного, удачно приземлились в Кронштадте. На аэродроме их встречали члены Военного Совета флота...
Вскоре Майор Л. Г. Белоусов был назначен помошником командира авиаполка, оборонявшего Дорогу жизни. Леонид Георгиевич продолжал летать, хоть отбавляй раз отражал налёты авиации противника, штурмовал его передний край, вёл разведку, уничтожал мотоколонны на дорогах. В Декабре 1941 года при выполнении очередного задания он был тяжко ранен. Обострившаяся немочь ног, сызнова уложила его в лазарет.
То, что из блокированного Ленинграда Белоусова отправили в далекую Алма - Ату, никого не смущало. Туда ибо эвакуировалась семейство Белоусова. Близкие будут ухаживать за ним, и тогда врачевание, может быть, пойдет быстрей.
Но вскоре из Алма - Аты пришла тяжёлая весть: у командира началась газовая гангрена, ему ампутировали левую ногу. Когда он уже собирался выписываться из госпиталя, на него обрушилась ещё большая беда: пришлось ампутировать и правую ногу. Где уж тут было дожидаться возвращения командира !
426 дней провёл Белоусов в госпиталях. Воля, мужество, возделение отомстить врагам преодолели все недуги. Усилия и многодневные тренировки дали свои результаты - в Апреле 1944 году, Леонид Георгиевич вернулся в полк. На протезах, с палочкой. Лётчики не знали, куда усадить Майора. Наперебой просили погостить подольше.
Погостить ? Белоусов с недоумением оглядел товарищей. Не для этого он сбежал из Алма - Аты. Не в гости приехал он сюда, а летать, биться.
Лётчики молчали. Бывают такие моменты, когда лучше смолчать. Зачем перечить человеку, с которым судьбина обошлась так сурово. Он говорит о полётах, а сам потому что лучше других понимает, что джентльмен без обеих ног не может летать. Тем больше на истребителе.
Когда Белоусов начал настаивать на этом, пришлось прямо отозваться, что он уже отлетал своё. Стараясь угомонить его, кто - то сказал:
- Вы, приятель Майор, ни перед кем не в долгу.
- Не в долгу, говорите ? - переспросил Белоусов. - Если хотите располагать информацией, то мне вовеки не расплатиться. Почему ? А вот послушайте. Родился я в Одессе в 1909 году, а в 1915 году мой папа погиб в Карпатах. На шее матери осталось четверо - я, братишка, сестренка и ещё старенькая бабуля. Я не знаю, сколь зарабатывала матушка. Знаю только, что шибко самое малое - она была мойщицей бутылок на винном заводе. Помню, мне вечно хотелось есть. Как что ни на есть старшой, я попробовал пособлять матери, ловил рыбу. Потом махнул рукой на это дело и перешёл на "вольные хлеба" - проще говоря, беспризорничал. В общем, стал на дорогу, которая до времени или поздненько приводит в тюрьму. А меня уберегли от этого, помогли вылезти на справедливый тракт.
Не всё у Леонида Белоусова было, разумеется, безупречно гладко на этом пути. Особенно в самом начале. Став воспитанником 151-го стрелкового полка 51-й Перекопской дивизии, он в мечтах уже видел себя красным командиром. А его зачислили в музыкантскую команду. Музыкант из него не получился, и, прослужив 2 года, в 1925 году Леонид демобилизовался. Потом не раз жалел об этом. Всё, что он имел сейчас, - это 10 рублей пособия по безработице. Полгода он отмечался на бирже труда, покуда, в конце концов, не получил ориентация в паровозный цех Одесского завода имени Январского восстания. Здесь Белоусов стал слесарем, потом сварщиком. Здесь в 1926 году вступил в комсомол, а в 1929 - в партию.
Завод был шефом пехотного училища, и при встречах с курсантами у Леонида ещё раз пробудилась греза сделаться командиром.
В 1933 году он уже заканчивал военное училище. Заканчивал пехотное, а мечтал о лётном. Сбылась и эта греза - его направили в авиационное училище. Бывший беспризорник стал лётчиком.
Рассказав об этом, Леонид Георгиевич внимательным взглядом обвёл товарищей:
- Теперь вы видите: всё, к чему я стремился, мне стало доступно, всё, что я хотел, получил. А за это нужно расплачиваться, тем больше когда идёт махаловка. Короче говоря, за пенсионную книжку благодарю, но я лично буду хлопотать о самолёте.
Начал Белоусов с малого: попросил разрешения посидеть в самолёте. Не без труда, с помощью механиков, забрался в кабину. Посидел, примерился. Поставив протезы на педали, подвигал рулём поворота.
Потом попросился в воздух. Разумеется, на маленьком учебном По-2 и, конечно, с инструктором. Ведь управление в этом самолёте спаренное - и в первой и во второй кабине. Случись что - нибудь, инструктор не даст машине свалиться в штопор.
Должности инструктора в боевых частях нет. По штату они положены только в лётных училищах. Зато в всякий части много опытных лётчиков, способных с успехом заместить самого требовательного инструктора. Таким наставником для Белоусова стал Подполковник Борисов. На земле он предупредил друга, что взлетать будет сам.
Стартёр взмахнул флажком, и агрегатина помчалась по аэродрому. Белоусов глядел на приближавшуюся к нему ручку управления. Когда самолёт оторвался от земли, ручка начала отдаляться, как будто хотела избавить Майора от соблазна приняться за неё. Потом, метко испытывая его, вновь приблизилась, - Борисов набирал высоту.
Земля была уже вдалеке внизу, когда ручка управления малость качнулась из стороны в сторону. Это был знак.
Белоусов ухватил рукоятку, стойко сжал её и также качнул, давая быть в курсе, что он взял управление на себя. Подтянул ручку - самолёт исправно полез вверх. Впрочем, в этом Леонид Георгиевич не сомневался. С ручным управлением всё и должно было обстоять удачно. А вот как поведут себя ножные педали ? Сможет ли он двигать ими так же несложно, как ручкой ?
Отклонив ручку налево, Белоусов тут же стал нажимать на педаль. Ссовершать это оказалось не нетрудно. Разворот получился неуклюжий. Белоусов более того подумал, что Борисов заберёт в текущий момент управление, и на этом всё закончится. Но Подполковник не прикоснулся к ручке, вроде его и не было в соседней кабине.
Белоусов решил свершить правый разворот. Он получился ещё больше топорным - правая нижняя конечность была ампутирована выше колена... Раньше за час полёта, да ещё сопровождавшегося боями, он уставал меньше, чем за эти немного минут.
Ещё тяжелее оказалось взлетать и усаживаться. На земле необходимо вынести ориентация самолёта самым точнейшим образом. Чуть вильнёшь, и агрегатина может угодить на боку. Добиться же необходимой прямолинейности не возбраняется только ногами. Они должны как бы чувствовать педали. А тут протезы...
И всё - таки настал день, когда Белоусов получил позволение вылететь независимо, без инструктора. Радовался этому весь полк. Теперь Майор сможет отводить душу хоть на маленьком По-2. Но Леонид Георгиевич решил перебраться в кабину истребителя. Получилось то же самое: безногий лётчик справился с боевым истребителем Ла-5. Майора Белоусова, назначенного помощником командира по лётной подготовке 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка, включили в боевой расчёт.
Правда, он безотлагательно почувствовал, что его стараются давать в воздух пореже и задания подбирают полегче. Белоусов понимал, что товарищи поступают так из самым лучших побуждений. Но он сурово - настрого запретил совершать ему поблажки. Надо лететь на разведку - он готов. Сопровождать штурмовиков - в любое время. Никто из лётчиков не скажет, что он им в тяюсть. Когда пришлось известия воздушный мордобой с вражескими истребителями, лётчики видели, что сражался он наравне со всеми.
Добившись возвращения в строй, Леонид Белоусов повторил геройский поступок Алексея Маресьева, - больше года он, безногий инвалид, совершив возле 40 боевых вылетов, участвовал в самых ожесточённых воздушных сражениях, лично сшиб ещё единственный вражеский самолёт. Правда бывший начальник 4-го ГвИАП Василий Фёдорович Голубев в своих мемуарах описывает 2 победы Леонида Белоусова потом его возвращения в полк:
"Майор Белоусов по прибытии в полк оказался вместе с тем "старым" и "молодым" лётчиком. Пока он лежал в госпиталях, изменились не только техника, средства управления боем в воздухе и на земле, но и тактика, методы ведения боя. Леонид Георгиевич скоро разобрался в накопленном опыте и в теории, и на практике. Он был готов к вылету на первое боевое поручение.
Когда - то он впервой затем тяжёлой аварии в 1938 году, обмотанный бинтами, вылетал на разведку, штурмовку, участвуя в воздушных боях с белофинской военщиной. Он начальный поднял эскадрилью "Чаек" на отображение фашистских "Юнкерсов" 22 Июня 1941 года. В числе первых насмерть сражался в самые трудные дни на Ханко, под Ленинградом, на Ладоге. И вот сызнова настал день первого вылета на прикрытие боевых кораблей в бухте Гаково. Два с половиной года Леонид Георгиевич ждал этого дня. Сотни дней и ночей, тысячи часов до изнурения готовил себя к нему.
В таковый сложной обстановке хотелось, чтобы за его парой была не одна, а две. Ни единственный "Фокке - Вульф" не должен был попасть в хвосте у Белоусова. Это превосходно понял и Леонид Георгиевич. Пара Ла-5, с номером "03" на борту ведущего, нырнула вниз и в красивом боевом развороте устремилась вверх в атаку на четвёрку истребителей, летевшую слева от "Юнкерсов".
Суматошно завертелись под облаками вражеские истребители прикрытия. Их вдвое больше, чем нас, но, проглядев начало нашей атаки, противник поплатился двумя самолётами. Белоусов, сблизившись на малую дистанцию, без малого в упор расстрелял "Фокке - Вульф - 190", а снайпер Карпунин, не желая в отдалении отрываться, с здоровенный дистанции длинной очередью сшиб Ju-87..."
Этот махач, в котором Леонид Белоусов одержал свою первую вслед за тем возвращения в полк воздушную победу, произошёл летом 1944 года. Вторая виктория, по воспоминаниям В. Ф. Голубева состоялась уже осеню:
"На войне, как и в жизни, другой раз бывают вдруг счастливые совпадения. В это тихое Сентябрьское начало дня мощной артподготовкой как раз и началось атакование 2-й ударной армии из района Тарту на север. Командование группы "Нарва", видимо ожидая конца артподготовки, привело в подготовленность авиацию на аэродромах для удара по нашим войскам, чтобы упредить переход в атаку. Вот в это время мы подлетели на бреющем к аэродрому. Когда, охватывая его с двух сторон, начали горкой набирать высоту, перед взором открылось редкое представление. По краям бетонной полосы стояли наготове, без всякой маскировки, немного десятков бомбардировщиков и истребителей, на высоте возле 4000 метров патрулировали три четвёрки...
48 фугасных бомб горохом высыпались на готовые к взлёту самолёты и на среднюю доля полосы. Вести пушечный жар, мнить число горящих машин времени не было. Мы так же дружно взмыли вверх, где наша шестёрка завязала махач с патрулями.
Первой подоспела на поддержка группа Леонида Георгиевича. С ходу с большущий дистанции он срезал "Фокке - Вульф". Потом, кем - то сбитый, штопором завертелся ещё единственный FW-190, из которого вывалился тёмный комочек. Позже, без малого у земли, он превратился в белый купол. Так закончился недлинный воздушный махач.
Вечером на разборе боёв попросил словечко Белоусов. И, мне кажется, не без основания заметил:
- Такое чувство - трусоват стал германский лётчик, более того над своим аэродромом уклоняется от настоящего боя. Я в текущий момент вспоминаю Ханко, мы же дрались до последнего, на тараны шли..."
Вэтого Гвардии Майор Л. Г. Белоусов, совершив больше 300 боевых вылетов, лично сшиб 4 вражеских самолёта и ещё немного в группе с товарищами ( по некоторым источникам имел 7 воздушных побед ).
После окончания войны, по состоянию здоровья, Леонид Белоусов уволился в припас. Работал на речном транспорте. Затем, несмотря на ранения и болезни, стал начальником аэроклуба - небосклон, о котором он мечтал ещё мальчишкой, длительно не отпускало. Многие питомцы Ленинградского аэроклуба помнят, что как раз он поднял их в небосвод. Позднее - возглавил 1-й таксопарк.
В 1957 году за мужество и воинскую доблесть, проявленные в отрезок времени Великой Отечественной войны, Л. Г. Белоусов был награждён орденом Ленина и удостоен звания Героя Советского Союза.
Более 30 лет выступал Леонид Георгиевич с лекциями, в качестве одного из самых активных сотрудников общества "Знание". За это время он объездил всю страну - от Калининграда до Камчатки. Кстати, все эти 30 лет самоотверженной работы в его рабочий стаж не вошли - инвалида 1-й группы воспрещено было зачислить в штат. В последние годы, Л. Г. Белоусов жил в Петроградском районе города Ленинграда. Написал книгу воспоминаний: "Веление долга".
Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Борисов Leonid Borisov
Младший лейтенант Л. И. Борисов на подступах к Киеву на истребителе И-16 двойным таранным ударом сбил бомбардировщик противника. Совершил посадку на..
читать далее →
Леонид Быковец Leonid Bykovets
Гвардии старший лейтенант Быковец совершил 200 боевых вылетов, лично сбил 16 и в группе 4 самолёта противника. 0 года за мужество и воинскую..
читать далее →
Леонид Гальченко Leonid Galchenko
Капитан Л. А. Гальченко совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее →
Леонид Горегляд Leonid Goreglyad
Гвардии Подполковник Л. И. Горегляд совершил 132 боевых вылета, провёл 53 воздушных боя, лично сбил 15 и в составе группы 6 самолётов противника...
читать далее →