Известные люди
»Лидия Драновская
Рождение: Россия
Она сыграла в комедии, которая не понравилась Сталину. И кинематограф забыл эту актрису на 50 лет...
Она пришла в кино в пятнадцать лет. Яков Протазанов - классик русского кинематографа, создатель знаменитой "Бесприданницы", за три года до войны снял "Семиклассники" - ленту, в особенности полюбившуюся молодому зрителю. В одной из главных ролей - Лидия Драновская. Это было шумное начало.
Потом уже затем войны она снималась у Пудовкина в "Жуковском", у Рошаля в "Римском-Корсакове", но имя принесла ей изысканная комедия Юлия Райзмана "Поезд идет на Восток". Фильм вышел на экран в 1948 году, в самое, казалось бы, неподходящее время для любовных историй. Но расклад о романе, возникшем между морским офицером и очаровательной выпускницей биофака в поезде по дороге во Владивосток, притягивал к себе зрителей. Толпы осаждали кинотеатры. Лидия Драновская имела громадный счастливый момент, она пленяла искренностью, чистотой и редкой прелестью.
Однако лента вызвала гнев Сталина и была грубо обругана официальной критикой.
Не прошло и трех лет со дня победы в Отечественной войне, люди ещё славно помнили жар минометов, бомбежки, прожитые всеми жестокие годы. "Поезд идет на восток" был отдушиной, его смотрели по десять раз кряду. Особенно вследствие того что, что около полыхало безумие.
Кампания космополитизма была в разгаре. Люди боялись приятель друга, прислушивались к лифту и ночным шагам за дверью; газеты всю дорогу сообщали о раскрытии заговоров антипатриотических сил. Уже были унижены Зощенко и Ахматова, круг "космополитов" ширился: к театральным критикам присоединили поэтов и кинорежиссеров, процветал антисемитизм, начали разоблачать "безродных космополитов", скрывающихся под псевдонимами. Арестовывали людей, оказавшихся в плену, не успевших эвакуироваться, вернувшихся добровольно из эмиграции, репрессированных в 30-е годы, имеющих родственников за рубежом. Произвол был воистину всеобъемлющий...
Как рассказывал потом Райзман, Сталин во время просмотра картины раздраженно заметил: "Я сойду на следующей станции" - и ушел из просмотрового зала. Фильм изничтожили. Молоденькая Лидия Драновская была подвергнута оглушительной критике. Спустя 50 лет, в наши дни лента была показана по шестому каналу телевидения. Мне довелось глянуть ее снова в ЦДРИ на вечере, посвященном Лидии Драновской. Фильм нисколько не кажется устаревшим. Игра Лидии Драновской и Леонида Галлиса полностью современна и точна. Идеологические приметы времени выглядели наивно, но это не помешало зрительному залу взирать кино с видимым наслаждением.
Картина представляет собой идеальную комедию, Драновская принесла в нее редкую художественную правду, трогательную чистоту чувств. И она, и сегодня уже покойный Леонид Галлис (он долгие годы играл на сцене Театра имени Ермоловой) были живыми, искренними людьми.
Лицо Лидии Драновской стало знаком наступления новой эпохи в кинематографе. То было время, когда эталоном женской красоты считались Любовь Орлова и Марина Ладынина, снимавшиеся в лентах о том, чего не бывает на свете. Может быть, как раз это и раздражило "вождя и учителя всех времен и народов". Кто знает?
Но кинематографическая судьбина Драновской была сломлена. Ее редко ещё снимали: то в "Нахлебнике" по Тургеневу, то в фильме "В мирные дни", но зловещая тень уже преследовала ее. Человек потрясающе скромный, добрый, как ныне бы сказали, непробивной, она снималась в массовках, в мелочах, дублировала западные ленты. И долгие годы числилась в труппе многострадального Театра киноактера, никому не досаждая, не надоедая и ничего не требуя. Ее громкая слава в конце 40-х годов со временем погасла и отошла в прошлое.
В 1993 году в Нью-Йорке в Музее современного искусства проводили неделю русского кино. Помню, как шел по Пятой авеню и, повернув к Шестой, увидел на фронтоне колоссальный портрет Лидии Драновской. В трогательном беретике, в локонах по-домашнему взбитых волос, лик человеческий ее было близким, родным, а точка зрения - естественным и понятным. Шел кино "Поезд идет на восток", билета достать было нельзя. Толпы американцев осаждали кинозал. В то время я работал в Нью-Йоркском университете, и друзья с факультета кино спрашивали о Лидии Драновской. Но я о ней тогда ничего, к сожалению, не знал: ее имени нет в энциклопедическом словаре, она не имеет никаких званий, не выступает со сцены с воспоминаниями, не пишет мемуаров. Она давнехонько привыкла к невниманию к своей судьбе и не имела никакого понятия о том, что в Нью-Йорке в журналах подчас печатают ее лик человеческий как символ нового времени, наступившего в России, несмотря на свирепый сталинский порядок.
В 1997 году режиссер Игорь Апасян решил снять кино по повести Рея Брэдбери "Вино из одуванчиков" с Лидией Драновской в главной роли старой мадам Бентли. Режиссером был задуман панегирик в защиту детства, гимн человечности, доброте, любви и добросердечию. Решить эту задачу и был призван образ бабушки, юных персонажей фильма.
Драновская через полвека сызнова появилась на экране и ещё поразила прелестью и чистотой, безупречным мастерством. Миссис Бентли когда-то была юной, сейчас она показывает детям колечко, которое носила в детстве, маленькую гребенку, которой когда-то расчесывала волосы, свою детскую фотографию... И понимает: рассудок детей сковано, они не могут представить себе, что также станут стариками. Рано или поздненько юность освобождается от собственных иллюзий. Но в этом освобождении неизменно заключена какая-то хандра, неболтливая боль - неболтливая в силу того что, что у юности ещё нет слов для выражения этой боли, и высшая мудрость взрослых - испытать молчаливое терзание взросления. Лидия Драновская играет конец мадам Бентли с невероятной силой, в основе мастерства - интенсивность тонов, градация оттенков. Она изумительный аналитик самых иррациональных состояний.
Когда она вышла на сцену ЦДРИ на вечере, устроенном в ее честь впервой в ее нелегкой и совершенно несчастливой кинематографической жизни, зал длительно аплодировал ей. Каким-то таинственным образом она сберегла близкое очарование и свои жизненные силы. Прирожденная кинематографическая актриса, в сущности, прожила бытие без кино, но в различие от других - талантливых и удачливых своих коллег, снимавшихся без остановки, Лидия Драновская останется в истории мирового кино как актриса, чей экранный вид как бы возвестил в нашей стране, что внутреннюю свободу чувств и игру жизненных сил погасить запрещено.
Мы немало лет восхищались, восхищаемся и поныне Одри Хепберн, которую "создал" Голливуд. Лидия Драновская по природному дару могла сделаться советской Одри Хепберн, только у нее не было Голливуда и не было никого, кто был бы заинтересован в ее судьбе. Ей пришлось немало претерпеть, хотя ее дарование никем не оспаривалось. Лирическое творчество было ненужным в сталинские времена, и акварельные краски актрисы вызвали только раздражение диктатора, привыкшего к кинематографическим сказкам, которые он поощрял.
Но гений выжил, это доказал кино "Вино из одуванчиков". И разрешено разобраться собравшихся на творческом вечере Лидии Драновской, когда они устроили овацию скромной, уже немолодой женщине, вышедшей на сцену позже стольких лет забвения, подарившей им веселье встречи с талантом в ее молодости и в наши дни.
Так же читайте биографии известных людей:
Лидия Смирнова Lidia Smirnova
Лидия Смирнова народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Знак..
читать далее →
Лидия Федосеева-Шукшина Lidia Fedoseeva-Shukshina
Простодушная наивность Федосеевой, ее безыскусная игра, скромная и в то же время запоминающаяся внешность позволили ей стать равноправной партнершей..
читать далее →
Лидия Вележева Lidia Velezheva
Лидия Вележева широкому зрителю до сих пор была неизвестна, хотя уже давно играет в кино и Театре им. Вахтангова. Ее фамилия зазвучала, как только..
читать далее →
Лидия Коренева Lidia Koreneva
Ее отличало чувство стиля и редкий артистизм. Период с 1904 по 1920 год - время ее невероятной славы. В те годы Лидия Михайловна Коренева, красавица..
читать далее →