Известные люди
»Лидия Мастеркова
Рождение: Россия» Москва, 8.3.1927 - 12.5
Судьба художницы сложилась довольно необычно. Родилась Лидия Алексеевна в Москве в 1927 г., во Франции живет с 1975 г., почти добрую половину жизни. Но французским художником она не стала. В душе, в сердце Л. Мастеркова всегда оставалась русским человеком, ибо ее творческие корни тесно связаны с русской культурой. Поэтому мы не будем противопоставлять русский и французский периоды творчества или рассматривать жизненный и творческий путь художницы под знаком аутсайдерства, т.к. искусство Л. Мастерковой уже заняло определенную нишу в мировой художественной культуре и без него не может быть подлинной истории отечественной живописи.
Если учитывать, что многие работы Л. Мастерковой, в особенности поздние, на практике неизвестны широкому зрителю, да и профессионалы также знают ее творчество, в основном, по произведениям 60-70-х годов, показ ее работ на АРТ-МАНЕЖЕ представляется настоящей сенсацией.
Галерея Кино в лице директоров-кураторов П. Лобачевской и Е. Юреневой как бы заново открывает искусство Лидии Мастерковой, демонстрируя только небольшую доля наследия автора.
Лидия Мастеркова - яркая, незаурядная персона, сильно одаренная природа. С детства она страстно любила театр, музыку, поэзию, пела, брала уроки драматического искусства у самого К.Станиславского. Эти увлечения всецело поддерживали и разделяли ее родители, о которых художница хранит светлую память.
Интерес к занятиям живописью возник в сер. 40-х годов. В 1943 г. в Москве на Чудовке открылась художественная учебное заведение, и первым педагогом начинающей художницы стал Михаил Перуцкий, тот, что входил в объединение НОЖ (Новое среда живописи) и непочатый край сделал для становления творческой личности Мастерковой. В 1946 г. открылось Московское городское художественное училище под руководством Нины Кофман, которое просуществовало недолго: в 1950 году оно было закрыто за левый уклон.
Период ученичества и последующие годы были временем познания, обретения собственного лица. Особый импульс творчества получила она в атмосфере выставки 6 Всемирного фестиваля молодежи, устроенной в Москве летом 1957 г. Здесь открылась панорама невиданных до этого времени возможностей живописного выражения.
В те годы Мастеркова прошла искус самых разных увлечений - от Сезанна и новой французской живописи до Эль Греко, от Эль Греко - к абстрактной форме.. Даже в текущее время, будучи опытным и зрелым мастером, художница в открытую, без малого ученически, восхищается творениями великих мастеров прошлого - Рембрандта, Леонардо до Винчи. Но превыше всего почитает она искусство Дионисия, которое сильно запало в душу и до сих пор сохраняет значимость непревзойденного образца. Важно, чтобы произведение захватывало своим исполнением, глубиной чувств, более того некоторой тайной, которая манит ещё больше. Важно, чтобы в произведении жила личность художника, - таково одно из суждений автора об искусстве.
В конце 50-х годов Л. Мастеркова начала разрабатывать личный нефигуративный манера, созидать произведения в новой манере абстрактного экспрессионизма. В числе первых в среде московского андеграунда она последовательно работала с чистой абстракцией, была членом лианозовской группы.
В Лианозово тогда стягивались подпольные художники и поэты, все те, кто хотел быть приобщен к миру другого искусства. Вместе с Лидией Мастерковой туда входили Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Николай Вечтомов. В это время Мастеркова делает коллажи, применяя старые ткани, кружево, парчу, находя это в заброшенных храмах. Ей казалось, что эти вещи пропитаны мистикой веков.
В конце 60-х- н. 70-х годов Мастеркова сделала ещё единственный шаг в сторону создания произведений с преобладанием четкого конструктивного начала. Она экспериментирует ещё с тканевыми коллажами, проявляя заинтересованность к рельефному изображению, образуемому коллажной поверхностью. Это было время, когда творческая зрелость совпала со зрелостью теоретической. Художницу постоянно отличала аккуратность и последовательность принципов, она не терпела никакой двойственности, компромиссов.
Л. Мастеркова любит действовать циклами, сериями. К числу наиболее известных и значительных относятся такие как Планеты (1976 г.), Триптихи и несчетные Композиции, которые художница нередко посвящает какому-то конкретному лицу. Серия Метеориты (1981-82 гг.), представляющая инсталляцию большого размера, во всю стену, состояла из 9 композиций, скомпонованных по 3, и производила весьма сильное ощущение.
Художница зачастую прибегает к форме круга, чисто решает задачи на равновесие и завершенность пластической формы. Плоскость картины - это ограниченное пространство, в котором я выстраиваю свой мир, - говорит она. Выполненные на бумаге, эти изображения создают чувство космичности, они загадочны и полны мистической силы. Порой кажется, что так могут глядеться фото неведомых планет, сделанные из далекого космоса. Характер рисунков в этих композициях крайне своеобразен. Тушь по мокрому создает ощущение активный вибрирующей поверхности, обладающей без малого осязаемым эффектом.
Лидия Мастеркова до срока начала участвовать в художественных выставках. Ее первая персональная экспозиция состоялась в 1961 г.. в доме искусствоведа И. Цирлина. Она была участницей нашумевших экспозиций - выставки 1967 г. в клубе на шоссе Энтузиастов, которая была закрыта посредством два часа потом вернисажа и знаменитой бульдозерной выставки под открытым небом в лесопарке Измайлово в 1974 г.
В 1975 г., как уже было сказано, Мастеркова сообща с сыном уезжает в Париж. Она выбрала для себя тракт личной независимости как непременное обстоятельство творчества. Желание воротить себя искусству без остатка, действовать одержимо, увлеченно, самоотверженно стало смыслом всей ее жизни.
Порой тяжело понять, отчего идешь таким путем и не по-другому. Художник одинок в своих устремлениях. И зачастую он делает геройский поступок, и никакие силы, помимо оков, не смогут застопорить в нем этого устремления, - эти слова звучат как кредо всей жизни автора, а оно - в вечном служении Искусству.
В настоящее время Лидия Алексеевна живет в живописной деревне Сан-Лоран в 300 км от Парижа, заботясь о своих многочисленных домашних животных. В то же время она продолжает интенсивно трудиться, делая, в основном, графические серии в технике коллажа.
Работы Лидии Мастерковой многократно эсконировались как в нашей стране, так и во многих странах мира - Италии, Франции, США, Германии, Польше, Австрии, Швейцарии. Они являются собственностью крупных отечественных и зарубежных музеев, галерей,частных коллекций - Государственной Третьяковской галереи, Музея современного искусства (США),Zimmerli Art Museum (США ), коллекций Дины Верни, Нортона Доджа и др.
Так же читайте биографии известных людей:
Лидия Скоробогатова Lidia Skorobogatova
В соавторстве с Эдуардом Иодынисом Лидия Скоробогатова создала мозаичные панно в Пензе: В. И. Ленин на пр. Победы (1972), Пензенский политехнический..
читать далее →
Лидия Драновская Lidia Dranovskaya
Она сыграла в комедии, которая не понравилась Сталину. И кинематограф забыл эту актрису на 50 лет...
читать далее →
Лидия Смирнова Lidia Smirnova
Лидия Смирнова народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Знак..
читать далее →
Лидия Федосеева-Шукшина Lidia Fedoseeva-Shukshina
Простодушная наивность Федосеевой, ее безыскусная игра, скромная и в то же время запоминающаяся внешность позволили ей стать равноправной партнершей..
читать далее →