Известные люди

»

Марк Копытман

Марк Копытман Mark Koputman Карьера: Музыкант
Рождение: 6.12.1929
Молдавско-израильский композитор, музыковед и педагог. Профессор (1972) и ректор (19741994) Академии музыки и танца имени Р. Рубиной в Иерусалиме. Лауреат премии имени С. А. Кусевицкого за произведение Голоса памяти (1986).

Марк Копытман родился в 1929 году в Каменец-Подольском в семье врача. В 1950 году окончил Черновицкое музыкальное училище по классу фортепиано и в 1952 году Черновицкий врачебный институт. Работал врачом вo Львове и вместе с тем занимался в Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко по классу композиции и теории музыки у профессора Р. Симовича. После окончания консерватории в 1955 году поступил в аспирантуру при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в класс композиции профессора С. С. Богатырёва. Защитил кандидатскую диссертацию О канонической имитации по теории композиции в 1958 году и был направлен преподавателем композиции и теории музыки в Алма-Атинскую консерваторию. С 1963 по 1972 год преподавал композицию и теорию музыки в Кишинёвском институте искусств имени Г. Музическу.

Из ранних произведений М. Р. Копытмана выделяются симфоническая поэма Предания старой крепости (1954), симфония в 4-х частях (1956), Песни о заточении и борьбе на вирши Николаса Гильена (1957), хоровой цикл За далью даль на вирши А. Т. Твардовского (1960), цикл детских песен (19591964), вокальный цикл на вирши Сильвы Капутикян Песни трудной любви (1964), пьесы для квартета на основе буковинского украинского (1956) и казахского (1962) фольклора. За годы жизни в Кишинёве на молдавском языке М. Р. Копытманом были созданы оратория Песни кодр на слова Виктора Телеукэ (1965), хоровая композиция Сорок лет на слова Виктора Телеукэ для смешанного хора (1964), опера Каса маре (гостинная) в двух актах для солистов, хора и оркестра на либретто Виктора Телеукэ по пьесе Иона Друцэ (1966-1968, переработана в виде двух сюит из оперы в 1980 и 1999 годах), хоровая композиция Десять молдавских народных песен (19661972). В 1972 году им была написана симфоническая поэма Soare cu dinţi (соаре ку динци) на вирши молдавского поэта Михая Чиботару, которую он переработал уже в Израиле в 1994 году. По мотивам молдавской народной музыки созданы Шесть молдавских мелодий (1965). В 19641965 годах был написан Второй квартет на еврейскую тематику памяти отца, в 1968, 1981 и 1992 годах переработанный для виолончели и струнного оркестра под названием Кадиш (поминальная молитва), синфониета и концертино. С конца 1960-х годов М. Р. Копытман начал сочетать традиционные элементы с авангардистскими средствами композиции (алеаторика, сонористика), что нашло отображение уже в его Концерте (1970) и Незаконченных стихах (1969) на тексты М. Геловани, В. Занадворова, Х. Калоева и Н. Майорова.

В эти годы на русском языке были изданы теоретические работы М. Копытмана О канонической имитации (Советская музыка, 2, 1958), Множественные каноны и канонические последовательности (Вопросы музыкознания, 3, 1961), Симфоническая музыка (в сборнике Очерки по истории казахской музыки, 1962), Теоретические работы С. С. Богатырёва (Москва, 1972), учебник Хоровая композиция (Москва: Советский композитор, 1965), книги Музыкальные формы и жанры (Алма-Ата, 1959), О полифонии (Москва: Советский композитор, 1961), Хоровое письмо (Москва, 1971).

В Израиле

В 1972 году М. Р. Копытман переехал в Израиль, где был назначен профессором композиции в Академии музыки и танца имени Р. Рубиной в Иерусалиме. В 1974 году М. Р. Копытман был избран заведующим кафедрой теории музыки и композиции и ректором Академии, оставаясь в этой должности до 1994 года. В 1991 году он создал камерный ансамбль Дорон для исполнения произведений композиторов XX столетия.

В Израиле им были написаны Октябрьское солнце для меццо-сопрано и оркестра на вирши Иегуды Амихая (1974), Голоса для сопрано, фортепиано и оркестра (19741975), балеты Монодрама для труппы Бат-Шева (1975) и Призма для труппы Бат-Дор (1976), музыка к спектаклю о герoине Сопротивления в Венгрии Ханне Сенеш Крылья (1979), вокализ для меццо-сопрано и оркестра Ротации (1979); цикл Cantus (IVII, 19842002) для струнного трио, для виолончели с оркестром, для альта с оркестром и других инструментов; Голос памяти на основе фольклора йеменских евреев (1981, премия имени С. А. Кусевицкого, 1986), камерная опера Камерные сцены из жизни Зюскинда из Тримберга (19821983) о похождениях еврейского миннезингера, поэта и врача первой половины XIII столетия из Баварии на либретто Рехи Фрайер (18921984) для солистов, хора, танцоров и оркестра; серия хоровых произведений на вирши Йехуды Амихая (Врата без стен, 1975; Рассеянные рифмы, 1988; Помни о любви, 1989) и на вирши еврейских поэтов древности и средневековья, а кроме того Эдмона Жабе (Письма о Сотворении, 1987; Из еврейской поэзии, 1996); вокальные циклы на вирши средневекового каббалиста Авраама Абулафии (12401291) Круги (1986), Эдмона Жабе Восемь страниц (1989), Йонатана Ратоша Уйти (1989) и Если есть седьмые небеса (2001), Давида Фогеля Три ночи (1996).

На английском языке были опубликованы работы Pitch Graph (пособие по анализу и композиции на основе симметричных вариантов додекафонических и вольносочинённых, Иерусалим: Unipress, 1974; второе издание Иерусалим: Jerusalem Academy of Music and Dance, 2000), Rotations Transformations and Pitch Graph (Ротации, 1975), Bach's Secret Counterpoint (тайный контрапункт Баха, 1985), четыре тома этюдов по композиции Studies in Composition IIV (19822002): About Heterophony (о гетерофонии), Symmetrical Modes (симметричные лады), Composition with Blocks (композиция блоками), About Melody Writing (о сочинении мелодии).

Так же читайте биографии известных людей:
Марк Минков Mark Minkov

В 6 лет Марка отдали в музыкальную школу, в центре города, рядом с редакцией "Известий". Его учительница поняла, что концертирующего пианиста из..
читать далее

Марк Минковски Mark Minovsky

Триумфатором нынешней "Золотой маски" по части музыкального театра абсолютно заслуженно стала постановка оперы Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда",..
читать далее

Марк Нопфлер Mark Knopfler

Если вам посчастливилось побывать на концерте Notting Hillbillies вы, должно быть, слышали, как Брендан Крокер представляет песню Марка Нопфлера..
читать далее

Марк Пекарский Mark Pekarsky

В эти дни в Культурном центре Дом проходит трехдневный фестиваль Музыкальные ландшафты, посвященный 65-летию Марка Пекарского - уникального..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий