Известные люди
»Михаил Каченовский
Рождение: Россия, 12.11.1775
Во имя авторитета седой старины должен был замолкнуть свободный голос критики. Замена научного вопроса вопросом о благонадежности отразилась на самом положении Каченовского в университете: при введении нового устава министр Уваров перевел Каченовского на кафедру славянских наречий, а кафедру русской истории отдал Погодину.
Каченовский (Михаил Трофимович) - газетчик и профессор, родился 1 ноября 1775 г. в Харькове. Отец его, Трофим Демьянович Качони, был грек, выселившийся из Балаклавы и приписавшийся к мещанскому обществу города Харькова. Рано лишившись отца, Каченовский, при помощи добрых людей, был пристроен в Харьковский коллегиум, 13 лет кончил вектор движения в этом среднем учебном заведении и поступил урядником в Екатеринославское казачье ополчение. Пять лет через он перешел в Харьковский губернский магистрат канцеляристом, но посредством два года (1795) вновь вернулся в военную службу. Получив (1798) пост квартирмейстера, Каченовский попал под суд по обвинению в недочете казенного пороха, но был оправдан. В 1799 и 1801 годы он выступил в журнале "Иппокрена" с несколькими оригинальными и переводными статьями, написанными в духе тогдашнего сентиментализма. Сидя под арестом во время следствия, Каченовский прочел сочинения Болтина, возбудившие в нем идея о критической разработке источников русской истории. Вскоре по оставлении военной службы (1801) Каченовский сделался известен графу Алексею Кирилловичу Разумовскому и резво поступил к нему библиотекарем. Получив местоположение попечителя Московского университета, граф Разумовский привез с собой Каченовского в Москву и сделал его правителем своей личной канцелярии. С этих пор Каченовский начинает усиленно действовать для журналов. Из "Новостей русской литературы" (1803) он переходит в "Вестник Европы" (1804), только что оставленный Карамзиным для исторических занятий. Фактически, а с 1805 г. и формально, Каченовский становится редактором-издателем "Вестника Европы", которым и заведует до его прекращения в 1830 г. (о Каченовском, как журналисте, см. "Вестник Европы"). В 1805 г. отставной квартирмейстер получает ученую уровень магистра философии, в следующем году становится доктором философии и изящных искусств, в 1810 г. экстраординарным, а в 1811 г. - ординарным профессором. До 1821 г. Каченовский преподавал теорию изящных искусств и археологию, после этого перешел на кафедру истории, статистики и географии и оставался на ней до введения устава 1835 г. (в 1830 - 1831 гг. преподавал, сверх того, российскую словесность, а кроме того всеобщую историю и статистику). Последние семь лет своей жизни Каченовский занимал кафедру истории и литературы славянских наречий. Ясный и тверёзый естественный ум и деловитость, приобретенная на службе, не могли сменить Каченовскому школьной подготовки. При всей своей разнообразной начитанности он не мог заделаться самостоятельным ученым ни в одной из тех отраслей знания, которых ему так полно пришлось переменить в течение своей профессорской карьеры. Тоже приходится проговорить и о занятиях Каченовского русской историей, его любимым предметом, к которому он всего охотнее возвращался. До назначения на кафедру русской истории его исторические статьи не носят никаких следов самостоятельного изучения предмета; он легко популяризирует Шлёцера и прилагает его общую точку зрения к суждениям о частных вопросах. Как последователь критического направления Шлёцера, он является противником националистического взгляда Карамзина и восстает супротив изображения прошлого в чертах современности. В 20-х годах Каченовский начинает нарочно заниматься источниками русской истории. Под влиянием Нибура, он ставит своей целью избавить историю от тех бес, которые внесены в источники позднее изображаемого в них периода и потому недостоверны. Древний отрезок времени истории представляется Каченовскому состоянием полной дикости. Вслед за Шлёцером, он подозревал и раньше, что древнейшая Русь не знала ни письмен, ни торговли и денежных знаков; но, исходя от этой мысли, Каченовский идет ныне значительно дальше Шлёцера. Свои собственные оригинальные рассуждения он основывает на неудачной догадке, что денежные знаки, упоминаемые в наших древних юридических и исторических памятниках ("Русская Правда" и "Летопись"), перешли на Русь только в XIII в., от больше цивилизованной Ганзы ("О кожаных деньгах"). Из этой догадки Каченовский делает дерзкий вывод, что и самые источники, употребляющие эту денежную систему, составлены не раньше XIII в.
Попытку обосновать тот самый вывод ученым образом Каченовский сделал в другом своем исследовании, о "Русской Правде". Здесь он доказывает, что ни законов, ни городских общин, которые могли бы издавать законы, не существовало до XIII - XIV в. не только в России, но и в другой Европе. Окончательных своих заключений Каченовский не решался договорить в названных ученых работах; но он излагал эти заключения на лекциях студентам. Вся древняя русская история баснословна, вследствие того что что источники этой истории подделаны не прежде XIII в. Выводы Каченовского совпали с новыми идеями исторической и философской критики. Молодое поколение с жадностью ухватилось за эти выводы; слушатели развили его положения в ряде статей, напечатанных Каченовским; имя Каченовского на немного лет сделалось весьма популярным (см. Скептическая школа). Популярность эта, при всем при том, резво прошла, так как по форме лекции Каченовского были достаточно сухи и монотонны, а по содержанию вдали не были тождественны с философскими идеями, которыми увлекалась молодая поросль. Наиболее талантливые из временных последователей Каченовского печатно отметили разницу между "формальной" критикой Шлёцера, на которой остановился их преподаватель, и "реальной" критикой, вытекавшей из современного им мировоззрения. С той и иной точки зрения летопись разрешается было признать недостоверной; но "формальная" критика Каченовского доказывала это тем, что летопись есть подлог, сделанный в XIII столетии, а "реальная" критика лучших последователей Каченовского выводила недостоверность памятника из самых свойств младенческого миросозерцания его автора. Летописные легенды они считали не "выдумкой", которую надобно обличить, а "мифом", тот, что требует объяснения. Одновременно с философской несостоятельностью основных принципов Каченовским была обнаружена и научная ошибочность его ученых выводов - Погодиным и Бутковым. Некоторые из противников Каченовского отвергали его выводы не только во имя науки, но и во имя патриотизма. В глазах Каченовского составитель летописи был обманщиком; Погодин приглашал студентов читать молитву ему, как святому. Во имя авторитета убеленный сединами старины должен был замолкнуть вольный звук критики. Замена научного вопроса вопросом о благонадежности отразилась на самом положении Каченовского в университете: при введении нового устава министр Уваров перевел Каченовского на кафедру славянских наречий, а кафедру русской истории отдал Погодину. Такой разворот дела обеспечил Каченовскому покровительство просвещенного попечителя Московского университета, графа Строганова ; молодые профессора 30-х годов кроме того относились к нему с почтительным сочувствием, но сочувствие это оставалось платоническим. Служебные привычки Каченовского делали его абсолютно неподходящим к общественной атмосфере 30-х годов, а по складу своих воззрений он оставался чужд новым литературным и философским идеям. Каченовский умер 19 апреля 1842 г., весьма опустившийся и без малого одинокий.
Биографические и библиографические сведения о Каченовском см. в некрологе И.И. Давыдова, ("Московские Ведомости", 1842, 37, 9 мая); Геннади, "Справочный словарь о русских писателях" (том II); Н.П. Барсуков, "М.Т. Каченовский" ("Русская Старина", 1889, октябрь); "Вл. Мих. Каченовский" (сынуля М. Т.), "Мих. Троф. Каченовский" ("Русская Старина", 1890, июнь); его же (больше подробные данные), в "Библиографических Записках" (Москва, 1892, 4 и 5); В.С. Иконников, "Скептическая учебное заведение в русской историографии и ее противники" ("Киевские Университетские Известия", 1871, 9 - 11); А.А. Кочубинский, "Начальные годы русского славяноведения" (стр. 40 - 50, занятия Каченовского славянством); Н. Барсуков, "Жизнь и труды М.П. Погодина" (passim). П. Милюков.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Любимов Mihail Lubimov
Он хорошо знал крупного разведчика Кима Филби и агентов, работавших на идеологической основе, написал о них много доброго. Характерно, что герои..
читать далее →
Михаил Пиотровский Mihail Piotrovsky
Есть такие вещи, которые не нуждаются в пояснении, потому что само их название звучит как пароль: Лувр, Эйфелева башня, статуя Свободы, Британский..
читать далее →
Михаил Покровский Mihail Pokrovskiy
Окончив с золотой медалью московскую гимназию, 1887 году поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета,..
читать далее →
Михаил Пуцилло Mihail Pucillo
Пуцилло (Михаил Павлович, 1845 - 1889) - историк. Служа в канцелярии генерал-губернатора Восточной Сибири, Пуцилло, при участии ссыльных..
читать далее →