Известные люди

»

Михаил Плоткин

Михаил Плоткин Mihail Plotkin Карьера: Герой
Рождение: Россия, 2.5.1912
Герой Советского Союза (13.08.41). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени.

Родился в семье служащего. Еврей. Окончил семилетку и школу фабрично-заводского ученичества. Работал на Московском автозаводе.

В РККА с 1931 г. Окончил Школу морских летчиков и летнабов им. Сталина в г. Ейске.

Член ВКП(б) с 1939 г.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром звена 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского флота. Награжден орденом Ленина.

30.11.39 г. участвовал в бомбардировке Хельсинки в составе эскадрильи под командованием капитана Токарева.

Вэтого совершил больше 50 боевых вылетов.

В 1940 г. был назначен командиром 3-й Краснознаменной эскадрильи 1-го мтап.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром 3-й Краснознаменной эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС БФ.

30.06.41 г. участвовал в уничтожении немецкой переправы посредством Даугаву.

29.07.41 г. по приказу Ставки ВГК на базе 1-го мтап ВВС БФ была создана авиагруппа особого назначения в составе двадцати экипажей. Основной задачей авиагруппы являлось нанесение бомбового удара по столице фашистской Германии.

Капитан Плоткин был назначен командиром звена управления авиагруппы.

В темное время суток с 7 на 8.08.41 г. участвовал в первом налете на Берлин.

13.08.41 г. капитану Плоткину Михаилу Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

20.08.41 г. капитан Плоткин чуть не погиб.

Рассказывает сочинитель Виноградов: Он ещё с утра почувствовал легкое недомогание, и все-таки врачу при медосмотре об этом не сказал. Его авиалайнер был готов к вылету, и он не мог и раздумывать о том, что кто-то прочий поведет его машину. Кружилась башка, ему было горячо, хотя в кабине 32 градуса ниже нуля. Мешала кислородная маска, так и хотелось ее скинуть с горячего лица. Но запрещено, задохнешься, высота больше 6000 метров, а низойти ниже нельзя - над морем кучевые облака. Самое разумное было бы возвратиться в Кагул, заранее сбросив бомбовый груз на запасную мишень. Но что подумают о нем друзья? Нет, необходимо во что бы то ни стало достичь Берлина, а на обратном пути разрешено будет передать управление штурману лейтенанту Рысенко, самому же негусто передохнуть.

Полчаса полета в огне от Штеттина до Берлина требовали от летчиков предельного напряжения. Тут не зевай, по-другому собьют. Помнил это и Плоткин. Голова крутиться перестала, хотя по-прежнему было знойно. Все чуткость - на приборы. Нервы натянуты, как струны: в всякий миг может повстречаться германский истребитель, и необходимо маневром молниеносно оставить от его щупалец-фар.

- Под нами Берлин! - доложил Рысенко.

Кольцо огня сзади, над городом зенитки не стреляли. Рыскали одни истребители-перехватчики, но во тьме им было шибко нелегко схватить советские бомбардировщики.

Напряжение спало. И чудно, ещё закружилась башка, перед глазами завертелись бессчетные стрелки на приборной доске, слились деления на картушкё компаса. Не хватало воздуха, под маской пот покрыл все лик человеческий. Ох как хотелось скинуть ее, набрать полные легкие воздуха!

Рысенко ввел поправку в боевой вектор движения. Его звук показался Плоткину далеким и чужим. И все же он инстинктивно сделал доворот направо, хотя уже и не различал деления на компасе.

- Цель! - громко сказал штурман.

Дошли все же,- с облегчением подумал Плоткин, начав разворот на попятный вектор движения. Дальше он ничего не помнил, вроде бы сгинул в глубокую яму...

Рысенко сначала не понял, отчего как гром среди ясного неба ДБ-3, переваливаясь с крыла на крыло, стал беспорядочно валиться на затемненный городок. Ясно, что агрегатина потеряла управление. Но зачем? Зенитки не стреляли, ночных истребителей рядом нет.

- Командир, начальник, мы же падаем! - закричал он в микрофон. Ответа не было.

- Командир, что с вами? Вы живы?! Команди-и-ир!

Ответа нет. А авиалайнер падал, моторы работали приглушенно, на малых оборотах. Вот-вот агрегатина могла зайти в штопор, и тогда финал, ее не вывести.

- Командир! - ещё раз крикнул Рысенко, предполагая, что Плоткин, видимо, убит. Надо забирать управление на себя. Лейтенант схватился за штурвал, пытаясь вывести авиалайнер из падения. Безуспешно. Он все быстрее и быстрее устремлялся к земле. Рысенко выбивался из сил, но авиалайнер его не слушался. Стрелка высотомера скатилась к цифре 4500. Они уже снизились без малого на два километра!..

Очнулся Плоткин от тупого удара в голову. Вмомент сообразил, что он следом сброса бомб потерял рассудок и неуправляемый авиалайнер стал валиться на землю.

Надо сразу вывести машину из падения. Он сбросил кислородную маску, схватился за штурвал. Скорость! В ней избавление. Полный газ. Двигатели взревели, заработали привычно. Хорошо, что ни единственный из них не успел заглохнуть. Высота 3000 метров. Где-то рядом аэростаты заграждения. Не напороться бы на них.

Падение прекратилось, авиалайнер снова стал послушен рукам опытного пилота, агрегатина перешла в горизонтальный полет. Теперь следует поскорее набрать высоту, чтобы вылезти из зоны аэростатов заграждения.

- Штурман, вектор движения на Кагул! - запросил Плоткин.

- Командир, вы живы?! - удивился обрадованный Рысенко.- А я... я подумал...

Весь задний полет по маршруту болезненное состояние не покидало Плоткина. Усилием воли он держался, понимая, что от него зависят жизни членов экипажа.

В августе - сентябре 1941 г. капитан Плоткин бомбил Берлин пять раз.

6.09.41 г. три уцелевших самолета авиагруппы вернулись на аэропорт Беззаботное.

1-й минно-торпедный авиаполк включился в боевую работу по защите Ленинграда.

Летные экипажи наносили удары по обстреливавшим град артиллерийским батареям противника, уничтожали его живую силу и технику на линии фронта, топили боевые корабли и транспорты в Финском заливе и Балтийском море, ставили мины на морских фарватерах.

7.03.42 г. майор Плоткин погиб в авиакатастрофе.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Хохлов: Обстановка в 1942 году требовала от нас всячески усиливать минирование водных фарватеров, которые, использовал в своих целях супостат, и становить мины в свое время всего на подходах к военно-морским базам и портам. Ибо со стороны финских шхер шла опасность кораблям и транспортам Краснознаменного Балтийского флота на всем протяжении Финского залива.

Постановка мин с воздуха - занятие не простое и не легкое. Оно требует от летных экипажей высокой выучки, сноровки, слаженности действий. Особая образ в этом месте принадлежит штурманскому составу.

Надо, раньше всего, отвлечь внимательность противника от мест падения мин на воду. Для этого немного экипажей с больших и средних высот наносят бомбоудары по объектам и районам минирования. Эти удары являются отвлекающими. Тем временем действуют самолеты-миноносцы. Они летят на планировании, с приглушенными моторами и с малой высоты сбрасывают мины в заданных координатах.

Минные постановки, которые проводили мы, подразделялись на демонстративные и скрытные. Первые преследовали мишень уговорить противника в том, что минируется аккурат данный участок. А на самом деле скрытному минированию подвергался прочий участок водного фарватера.

Демонстративные постановки мин производились, как правило, в светлое время суток, и для этого использовались старые образцы авиационных мин - якорных, парашютных. Они кроме того создавали определенную угрозу для противника и отнимали у него полно времени и средств для разминирования, а главное, отвлекали его чуткость от мест скрытного минирования. А последнее имело своей целью преступить морские сообщения противника в шхерных районах, затруднить выход его кораблей с военно-морских баз и из портов в Финский залив. Производились такого рода минирования в основном в темное время суток, небольшими группами, а то и одиночными самолетами. Беспарашютные донные мины сбрасывались с высоты 50150 метров, а парашютные - с 500 метров и выше.

Летный экипаж должен был иметь высоким мастерством самолетовождения и пилотирования. Имея координаты, куда следует определить мину, экипаж рассчитывал, в зависимости от высоты и скорости полета, точку начала планирования. Войдя в нее, пилот приглушал работу моторов и на планировании ложился на боевой вектор движения. В расчетном месте штурман сбрасывал мину, и тогда пилот давал совершенный газ моторам, резво уводя авиалайнер из района постановки. При этом неприятель не имел возможности более того приблизительно обусловить местоположение падения мины...

Командир 3-й эскадрильи капитан Михаил Николаевич Плоткин был непревзойденным на Краснознаменном Балтийском флоте мастером по минированию рейдов немецких и финских военно-морских баз. Незаметно ночью он выводил свой ДБ-3 точь-в-точь на вражеский порт, на предельно малой высоте сбрасывал на фарватеры плавающие морские мины и успевал покинуть раньше, чем прожекторы начинали полосовать небосклон, а зенитные установки новости пламень.

В конце февраля 1942 года ставший уже майором Плоткин выполнял очередное поручение по минированию одного из отдаленных портов Финляндии, на рейде которого скопилось полно немецких военных кораблей.

Экипаж вылетел темной зимней ночью, осуществил постановку морских мин в акватории порта и повернул на задний вектор движения. Наводящие станции в тылу противника специальным шифром сообщали на командный пункт о возвращении дальнего бомбардировщика. В пять часов утра ДБ-3 пересек линию фронта. Оставалось меньше двадцати минут лета до аэродрома, как вахтенный радист командного пункта услышал в эфире взволнованный звук стрелка-радиста сержанта Кудряшова: Прощайте, друзья-гвардейцы! Мы сделали все, что могли...

Группа экипажей удачно произвела минирование вблизи военно-морской базы противника. Самолеты возвращались на аэропорт. Стрелком-радистом в экипаже капитана М.А. Бабушкина был гвардии старшой сержант В.А. Лучников...

Уже совершенно кот наплакал оставалось до аэродрома, когда стрелок-радист стал оживлять аэровокзал. Увы, рация вышла из строя В тесном отсеке стрелку-радисту неуклюже валандаться с радиоаппаратурой, когда на груди парашют. И Лучников отстегнул его. Тут же он нашел неисправность в радиостанции. Устранил ее. Бросил точка зрения на приборную доску. Стрелка высотомера, заметил он, колеблется у отметки 1200 метров. Часовая показывает 5 утра.

И в эту минуту страшной силы потрясение сотрясает авиалайнер. Он рушится, разваливается на части.

Не успев додуматься, что же произошло, Лучников оказался в открытом воздушном пространстве. По привычке грубо рванул руку к груди, чтобы ухватить вытяжное парашютное колечко, и только тут вспомнил: на нем нет парашюта.

Нашли Лучникова в глубоком снегу на скосе оврага без малого посредством сутки затем катастрофы. Нашли с едва уловимыми признаками жизни. Врачи установили двоякий перелом правого бедра, обморожение верхних и нижних конечностей. Руки и ноги пришлось тотчас же ампутировать...

В воздухе столкнулись два самолета ДБ-ЗФ. При этом капитан Бабушкин успел выброситься с парашютом и остался невредимым. Штурман старшой лейтенант Надхе погиб... Катастрофа стала роковой для второго нашего экипажа. Он всецело, во главе с Героем Советского Союза М.Н. Плоткиным, погиб...

Эта утрата была в особенности тяжелой, невосполнимой для полка. Михаил Николаевич Плоткин по праву являлся не только незаурядным летчиком и отличным командиром эскадрильи, но и на редкость чутким, душевным человеком. Его называли в полку экстра-летчиком, с него забирали образец хладнокровия и смелости. Все эти качества проявились в Михаиле Николаевиче ещё в дни боевых действий супротив белофиннов. Тогда он за геройские подвиги был награжден орденом Ленина. А за полеты на Берлин в августе сентябре 1941 года удостоен звания Героя Советского Союза. Где только не побывал Плоткин со своим отважным экипажем! Бомбил Кенигсберг, Данциг, Штеттин, Мемель... Защищая Ленинград, обрушивал торпедно-бомбовые удары на корабли и транспорты противника в море, уничтожал фашистские артиллерийские батареи, с большим мастерством минировал вражеские водные фарватеры.

Вместе с Плоткиным до того же умело, мужественно и слаженно действовали лейтенант В.П. Рысенко, зарекомендовавший себя одним из лучших штурманов в полку, и стрелок-радист старшина М.М. Кудряшов - оба награжденные орденами Ленина и Красного Знамени.

Похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской Лавры.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Стариков Mihail Starikov

Уже в сентябре нередко можно было услышать от некоторых горожан Немцы скоро придут, мы с вами рассчитаемся!. И все равно, у многих евреев, инстинкт..
читать далее

Михаил Степанищев Mihail Stepanishev

В годы Великой Отечественной войны сражался в небе Москвы, Сталинграда, над горами Кавказа, на Украине, в Крыму, Белоруссии, Литве, в Германии...
читать далее

Михаил Трусов Mihail Trusov

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
читать далее

Михаил Тюрин Mihail Tiurin

Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден орденом Ленина.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий