Известные люди
»Михаил Ульянов
Рождение: Россия с.Бергамак, 20.11.1927 - 26.3
Михаил Ульянов - советский и российский актер театра и кино. Родился 20 ноября 1927 года. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Член ВКП(б) с 1951 года.Помимо амплуа актера, Михаил Ульянов являлся так же режиссёром, художественным руководителем Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова с 1987 по 2007 год.
Популярный кино Дмитрия Астрахана 'Все будет хорошо' снимали под Питером, в старом доме, большинство обитателей которого были законченными алкоголиками. Присутствие съемочной группы волновало выпивох меньше всего - возлияния продолжались и днем, и ночью. И только один раз вечновеселая фирма воздержалась от выпивки - в день, когда на съемки приехал исполнитель одной из главных ролей - Михаил Ульянов. Ради любимого артиста обитатели коммуналок скинулись и купили то, на что в другое время потратить финансы было для них равносильно просмотру балета 'Щелкунчик', - циклопический букет цветов. А следом подошли к режиссеру и спросили: 'Нам бы это... ну, к Ульянову на секундочку. Можно, а?'
20 ноября Михаилу Александровичу исполнилось 75 лет. Знакомая преподавательница рассказала мне, что десятиклассники одной из подмосковных школ свои сочинения на тему 'Человек, которому я верю' посвятили Ульянову. А в Интернете какой-то юный дядя ведет виртуальный дневник, в котором рассказывает о девушках своей жизни. Так вот одну из своих подруг он охарактеризовал так: 'Она не знает, кто таковой Михаил Ульянов!'
ДРУГОГО такого артиста, которого бы знали и любили все без исключения, очевидно, и не сыскать. Разве не так? Знают Ульянова, конечно же, благодаря кино. 'Добровольцы', 'Дом, в котором я живу', 'Председатель' и 'Простая история', 'Тема', " Бег', 'Братья Карамазовы', 'Сочинение ко Дню Победы', 'Самозванцы', 'Ворошиловский стрелок', 'Антикиллер'- для молодежи.
Говорим 'Жуков' - подразумеваем...НО если вещать открыто, то для большинства из нас Ульянов - в первую очередность это Жуков. В общей сложности образ прославленного полководца он играл в течение двадцати пяти лет. Дошло до того, что ныне лик человеческий Ульянова считают больше 'жуковским', чем лик человеческий самого маршала. А в одном из городов России, когда возникла мысль определить Жукову монумент, тутошний скульптор не придумал ничего лучшего, чем лепить военачальника с... Михаила Ульянова. Так и стоит в настоящее время на центральной площади бронзовый Ульянов, у подножия которого выбито золотом: 'Великому полководцу Георгию Жукову'.
Когда я рассказал об этом самому артисту, он удивился.
- Ни о чем подобном не слышал,- говорит Михаил Александрович. - Хотя уже привык к тому, что, приезжая за рубеж - в Аргентину или более того Китай - слышу: 'О, Жуков приехал'.
Кстати, как это ни покажется странным, личного знакомства между артистом и маршалом не было. Хотя на образ Жукова утвердил Ульянова... сам Жуков.
- Когда был готов сценарий, - рассказывает Михаил Александрович, - Георгий Константинович поинтересовался, кто будет игрывать его. 'Артист Ульянов', - ответили полководцу. 'А-а, Ульянов, знаю-знаю. Я не против', - согласился Жуков. Он ибо был большим театралом и реально знал меня. А вот познакомиться нам так и не довелось. До сих пор шибко жалею, что не воспользовался естественным правом актера, тот, что играет живущего героя, на знакомство с ним. Когда начинали снимать 'Освобождение', Жуков был сильно болен. Потом из-за потока дел я откладывал встречу с ним, да и, открыто говоря, боялся его тревожить. Я так несладко сожалею, что жил рядом с легендой, мог подступить к ней рядом и не решился этого изготовить!
Но я был на похоронах Жукова. Гроб с телом маршала установили в Центральном доме Советской Армии. Шел проливной дождина. Но никто из пришедших проститься с Жуковым не обращал на это внимания. Очередь стояла огромнейшая! Я ехал в машине, и милиционеры, находившиеся в оцеплении, узнавали меня и пропускали.
В августе 46-го...В ДЕТСТВЕ об актерской профессии Михаил Ульянов, как это нередко водится, и не мечтал. В небольшом сибирском городке Тара, где он рос, и театра-то своего не было. Так что лет до пятнадцати мыслей о театре более того не возникало. А следом... Потом в Тару приехал на гастроли тобольский театр, побывав на спектаклях которого, Ульянов подумал: 'Может, стоит познать?' Тем больше что кое-какой 'опыт' у молодого человека уже имелся: сообща с друзьями Михаил участвовал в художественной самодеятельности, играя в школьных постановках.
Но началась махаловка. Ульянов, родившийся в 1927 году, не подлежал призыву на фронт. В городишко Тара был эвакуирован львовский Театр им. Заньковецкой, режиссер которого Евгений Просветов и посоветовал Михаилу поступить в омскую театральную студию. 'Стопроцентной гарантии, что вас туда примут, я не даю. Но постараться стоит',- сказал он шестнадцатилетнему юноше.
- Особого стремления в актеры у меня не было. Люди этой профессии казались мне капельку ли не иноземцами. Во время войны мать посылала меня на рынок, где я торговал морковкой. И когда за покупками приходили находящиеся в эвакуации артисты, они выделялись из обычной толпы - и внешне, и более того одеждой, которая, как и у всех, была штопаная-перештопаная, но я этого не замечал. И вот я решился поехать в Омск. Во что бы то ни стало на сцену не стремился. Поэтому, видимо, и решился съехать из дома, так как вопросительный мотив 'поступлю - не поступлю' не был для меня судьбоносным. Когда мамаша услышала о моих планах, то безмятежно сказала: 'Если ты так решил, я мешать не буду'.
Отучившись немного лет в Омске, Ульянов решил испытать поступить в Москве. В августе 1946 года с небольшим чемоданом он приехал в столицу. Первым делом отправился выискивать студию Алексея Дикого, в которую хотел поступить. Не в силу того что, что мечтал обучаться аккурат у этого актера. Просто это была единственная студия в Москве, о которой Ульянов слышал. Но оказалось, что ее давнехонько не существует. В растерянности младой артист попытался поступить в Театральное училище им. Щепкина, но прошел только два тура. Бросился поступать в студию при МХАТе - та же история.
Полностью отчаявшись, Михаил брел по Арбату и нежданно нос к носу столкнулся со знакомым парнем, тот, что также приехал из Омска. Он-то и посоветовал будущему художественному руководителю Театра им. Вахтангова познать свои силы в театральном училище при Вахтанговском театре, о котором (училище, разумеется) юный джентльмен тогда и понятия не имел. Роман с театром начался: Ульянов был принят и вот уже 56 лет выходит на сцену Вахтанговского.
Первой серьезной работой молодого артиста стала образ Кирова в спектакле 'Крепость на Волге'. В Москве представления прошли удачно, и было принято вывод явить спектакль в Ленинграде - городе, которым Киров возглавлял в 30-е годы и где его почитали и любили.
- Меня вызвал шеф театра и сказал, что необходимо раскинуть умом о гриме. 'Киров должен быть как реальный. Ты выходишь, а по залу прокатывается: 'Похож!' А дальше уж само пойдет', - говорил он. Однако гример 'Ленфильма' действовать со мной отказался. Я впрямь был нимало не похож на своего героя - худющий после этого голодного студенчества, шея мальчишеская, длинная. Но главное - лицо: лоб, скулы, подбородок ну никак не тянули на кировские. Тогда мы обратились к гримеру с телевидения, и тот согласился. Из пропитанных специальным клеем слоев ваты он нарастил мне 'мясо': скулы, щеки, лоб. В конечном счете я был похож на бурундука из папье-маше: круглые щечки, запрятанные в них глазки.
И вот мой выход на сцену. И нежданно все мои наклейки отходят от лица в разные стороны и встают в виде больших ушей. Я не сгинул на месте, по-видимому, только благодаря своим сибирским нервам. За кулисами шеф, говоря весьма неинтеллигентные слова, сорвал с меня все эти бурундучины, зачем и мой следующий выход, судя по всему, произвел эффект: вместо полнощекого человека, покинувшего сцену немного минут обратно, изумленному залу явился, пускай таковый же дюжий духом, но с изможденным лицом юноша.
Потом в ленинградской газете я прочитал рецензию, где говорилось, что М. Ульянову, по причине его молодости, ещё не все удается в роли такого масштаба.
Почему Ульянов боялся Ленина?Актеру следом зачастую приходилось игрывать роли сильных мира этого - и Сталина, и Наполеона, и, разумеется, Ленина в спектакле 'Человек с ружьем'. На одной из встреч кто-то из зрителей спросил Ульянова: 'Вас в Кремле консультировали, как игрывать Ленина соответственно партийности в искусстве?'
- Нет, единственный раз только было, - ответил Михаил Александрович. - Когда в те годы театр выезжал за рубеж (а тогда поехать за рубеж -это как в рай угодить!), то вызывали к представителю министерства, а подчас и к самому министру, и настраивали. Перед отъездом в Австрию, где мы должны были игрывать свойский репертуар, в том числе пьесу 'Человек с ружьем', министр культуры Фурцева вызвала коллектив, тогдашнего руководителя Рубена Симонова и сказала: 'Вы понимаете, како-ое это ответственное поручение! Вы едете в самое логово врага, в средоточие капитализма! 'Принцесса Турандот' - это бессмыслица, игрушки, а вот 'Человека с ружьем' надобно приподнимать на недосягаемую высоту! Мы должны выказать превосходство нашей жизни'. И так дальше. 'А кто играет Ленина?' - спросила она. А меня не было, я был на съемке. 'Как? - узнав, что это я, она закричала, говорят, не своим голосом. - Как он смеет игрывать такие роли, играя Ленина?' А занятие в том, что я до того снялся у Басова в 'Тишине', в роли этакого стукача, мерзавца. Ну увлекательно же! И вот Фурцева была категорически супротив, чтобы я смел игрывать низких персонажей.
Я видел, как погиб таковой отменный артист, как Смирнов. Он играл во МХАТе и пришел к такому состоянию, что стал испытывать себя Лениным. Входил и говорил, картавя: 'Здравствуйте, товарищи!' Он же неживой был. 'Упаси меня Бог', - думал тогда я. И кинулся игрывать стукача! Я играл немало отрицательных ролей. И ещё боялся. Боялся Жукова, Ленина - боялся, что с ними я окаменею. Одна из моих любимых ролей - это необычно, но это так! - образ, которую я играл с Ирой Купченко в фильме 'Без свидетелей'. Персонаж омерзительный, он приходит к своей бывшей жене выпрашивать некую индульгенцию, чтобы ее теперешний супруг, оказавшийся начальником моего героя, не прищучил его... И занятно, как он юлит, крутится, будто уж на палке! Кого затем только не играл Михаил Александрович! Одна из его последних работ - двухсерийная лента Валерия Ахадова 'Подмосковная элегия', в которой Ульянов играет образ народного артиста СССР Черкасского. И хоть и уверяет он, что Черкасский не имеет с ним ничего общего, почему-то не до конца в это верится. Московскую квартиру, в различие от своего экранного героя, Ульянов, к счастью, вправду не сдает. Но в волнении перед премьерой или взаимоотношениях с внучкой что-то общее наверное есть. 'Вы как с внучкой-то, Михаил Александрович, - спрашиваю, - групповой язык находите?' 'Да когда как, - улыбается Ульянов. - Бывает, она меня жизни учит. Говорит мне: 'Ничего ты, дедушка, не понимаешь. Сейчас все нимало по-другому'. Кстати, взаимоотношения со временем- это отдельная предмет. Может, не вовсе уместно произносить так применительно к мужчине, но Ульянов изумительно прекрасно постарел. Наверное, мысль о 'годах, которые богатство' - это о нем. Лет немного вспять в одной из газет я прочитал слова Михаила Александровича, обращенные к журналисту: 'Вы что думаете, я за прожитые годы каяться буду? Не дождетесь. Каяться нужно, если бы я лгал. А я не лгал'. А от него ибо вправду многие ждали покаяния. Как же - и членом ЦК партии был, и на съездах заседал, и звание Героя Соцтруда имеет. Все словно бы так. Вот только каяться-то в чем? В том, что завсегда был любим и востребован?
А во верх Ульянов, по его словам, попал невзначай. 'Когда был XXV съезд партии, - говорит Ульянов, - я был рядовым членом партии, в составе делегации районной партийной группы сидел на съезде. Втоварищ секретарь нашего райкома говорит мне: знаешь, тебя выдвигают в ревизионную комиссию! Думаю, занятие было так. Сидят они кружком и размышляют: доярка у нас есть, слесарь есть, артиста нет! А вот Ульянов - он прославленный, давайте его. Так я абсолютно невзначай попал в номенклатуру.
Улыбка невеселого человекаКАК это ни банально прозвучит, но у каждого из нас - свой Ульянов. Дочери актера, главному художнику приложений нашего Издательского Дома Елене, к примеру, больше всего папа нравится в фильме 'Бег' по роману Булгакова.
Самому Михаилу Александровичу наиболее дорог его Егор Трубников из картины 'Председатель'. 'Жаль только, что в последнее время тот самый кино нечасто показывают', - говорит он.
- А ностальгия по тому времени у вас есть?
- Есть, конечно. И не только у меня. Она от испуга. Мы же жили подпольной жизнью - мясцо подпольно по знакомству получали и разговаривали подпольно. Тогда оттого что была организация кухонных разговоров, все было в тайне.
Мне тут единственный артист сказал недавно: 'Слушай, как уныло в театре существовать стало. Ни партсобрания нет, ни товарищеского суда. Поговорить негде'. Раньше истинно такие громы-молнии метали, такие крики. Сейчас никто не кричит. Шипят в основном.
Об Ульянове говорят, что мужчина он угрюмый и невеселый. И когда я во время нашей встречи увидел на его лице улыбку, то более того зажал перст - надобно же, подумал, стоит запомнить: Ульянов улыбнулся. А Михаил Александрович сквозь какое-то время взял и улыбнулся ещё раз, а следом и нисколько рассмеялся. Однако окрестить актера весельчаком было бы, пожалуй, перебором. Слишком славно, по-видимому, знает Ульянов бытие, и знание это, как говаривал кто-то из великих, приумножает печали.
- А себе цену вы знаете, Михаил Александрович?
- Знаю. Должен вымолвить, что оцениваю себя не на пять с плюсом. Я же активный джентльмен, у меня немало недостатков.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Бабаханов Mihail Babahanov
В 90-е продюсер Михаил Бабаханов снимал эротику. Сейчас он выпускает Попсу ленту об изнанке шоу-бизнеса с Лолитой Милявской и Татьяной Васильевой...
читать далее →
Михаил Калатозишвили Mihail Kalatozishvili
На экраны страны выходит новый широкомасштабный фильм Михаила Калатозишвили "Первый после Бога". Он - внук замечательного режиссера Михаила..
читать далее →
Михаил Калатозов Mihail Kalatozov
Советский кинорежиссёр, народный артист СССР.
читать далее →
Михаил Ромм Mihail Romm
Родился в Иркутске. Почетный член-корреспондент Академии искусств ГДР (1967). В 1925 окончил скульптурное отделение Высшего..
читать далее →