Известные люди

»

Муаммар Каддафи

Муаммар Каддафи Muammar Kaddafi Карьера: Правители
Рождение: Ливия» Сирт, 7.6.1942 - 20.10
Муаммар Каддафи - ливийский государственный и военный деятель. Родился 7 июня 1942 года.С 1 сентября 1969 годa по 20 октября 2011 года Муаммар Каддафи занимал пост Братского вождя и руководителя революции. 27 июня 2011 года во время гражданской войны в Ливии Международный уголовный суд выдал санкцию на арест Муаммара Каддафи по обвинениям в убийствах, незаконных арестах и заключениях под стражу. Убит 20 октября 2011 года в ходе взятия Сирта силами Переходного национального совета.

Имя Муаммара Каддафи (Muammar Kaddafi) не сходит со страниц ливийских газет и журналов. Оно является неотъемлемой частью художественных фильмов и театральных постановок.

Когда иностранные журналисты спросили полковника-бедуина, как он относится к фактическому обожествлению своей особы, тот скромно ответил:

- Что я могу свершить?! Мой население настаивает на этом...

Ливийский вождь лукавил. Покрасоваться он любит, и все время озабочен тем, как выглядит со стороны. Когда югославы снимали о нем короткометражный кино, полтора часа ушло только на отбор наиболее удачного ракурса съемки. Да и сам я обратил внимательность на склонность полковника к эффектным жестам и позам, когда в апреле 1986 года находился в Ливии и хватал беседа у этого сына пустыни.

ИЗ ШАТРА НА ВЕРШИНУ ВЛАСТИ

Его полное имя - Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи. Точная дата рождения продолжает оставаться загадкой. Многие его биографы заявляют, что предводитель Ливии родился в 1940 году. Сам Каддафи повсюду пишет, что появился на свет весной 1942 года в бедуинском шатре в 30 километрах южнее города Сирт.

Его папа - выходец из племени аль-каддафа - кочевал с места на местоположение, пас верблюдов и коз. Мать с тремя старшими дочерьми занималась домашним хозяйством.

Но ныне наследник простого бедуина утверждает (за ним, разумеется, повторяют средства массовой информации), что он потомок древних благородных бедуинских племен, пришедших из Ирака. Впрочем, стоит ли изумляться?! Особенно следом того, как немного лет вспять он объявил себя "мессией арабского мира, продолжателем дела и Пророка Мухаммеда, и Иисуса, и Моисея".

Вспоминая родное малолетство и молодость, он признался как-то раз...

- Я вырос в чистом окружении, не зараженном инфекциями современной жизни. Я уяснил условия, в которых жил мой народонаселение, и перенес страдания, которые он испытывал под гнетом колониализма. Молодежь в нашем обществе уважала стариков, мы умели отличать добро от зла.

Когда Муаммару исполнилось девять лет, родители отдали его в начальную школу. Он закончил ее сквозь четыре года и поступил в среднюю, которая находилась в городе Себха. В школьные годы он полюбил книги о героях, жертвовавших собой во имя свободы. Кто знает, может быть, аккурат эти книги подтолкнули Каддафи к тому, что он ещё в школе создал подпольную молодежную организацию.

Надо заявить, что годы учебы будущего полковника совпали по времени с периодом зарождения оппозиционного движения в Ливии. Тогда же начало зреть недовольство королевским режимом посреди городской и сельской бедноты, средних слоев, студенческой и учащейся молодежи. В крупнейших городах и провинциальных центрах стали являться оппозиционные королевскому режиму группы. Одной из них в 1956-1961 годах возглавлял Муаммар Каддафи.

В начале октября 1961 года в городе Себха началась молодежная демонстрация в поддержку алжирской революции. Она сию минуту же переросла в массовое антимонархистское выступление. Организатором и руководителем демонстрации был Каддафи. За это он был арестован, а потом выслан из города. Продолжать учебу пришлось в Мисурате. Там он поступил в здешний лицей, тот, что благополучно закончил в 1963 году.

- По прибытии Каддафи в Мисурату, - рассказывал позднее единственный из его сподвижников Мухаммед Халиль, - мы решили продолжить то, что начали в Себхе. То есть, притянуть на свою сторону большое цифра единомышленников, сыскать посреди молодежи тех, кто верил в арабское единство, в принципы свободы, в надобность радикальных перемен в стране.

В 1963 году на встрече трех подпольных групп из Себхи, Триполи, Мисураты было решено сформировать единую нелегальную организацию, включающую две секции - военную и гражданскую. Члены первой группы, которую возглавил Муаммар Каддафи, уехали в Бенгази для поступления в боевой колледж. Участники второй поступили в различные высшие учебные заведения.

С первых дней учебы Каддафи зарекомендовал себя самым примерным курсантом. Никто в колледже не мог заподозрить в нем врага режима. Он ни разу не выдал себя ни словом, ни поступками. Поэтому занятие, заведенное на него ещё в Себхе, так ни чем и не пополнилось. А его вечерние посещения лекций по истории в Бенгазийском университете воспринимались как причуды...

В 1964 году у небольшого селения Тельмейта, в нескольких десятках километрах от Бенгази, состоялся основополагающий съезд организации. По предложению Каддафи, ее девизом стал выдвинутый египетской революцией 1952 года призыв "Свобода, социализм, единство!" Группа молодых, революционно настроенных военных, стала именоваться "Организация свободных офицеров юнионистов-социалистов" (ОСОЮС). На съезде был разработан кодекс поведения и избран Центральный комитет. Его членам "во имя осуществления революционных идей" запрещалось игрывать в карты, пить винцо, посещать увеселительные заведения, предписывалось сурово соблюдать все религиозные обряды. Центральному комитету было поручено новости целенаправленную подготовку восстания.

Члены комитета собирались вначале ежемесячно. Затем, в целях конспирации, он был разделен на группы, которые действовали автономно. Состав групп и их задачи знал только Каддафи.

Разумеется, "Свободные офицеры" не имели ни опыта политической работы, ни определенной программы социальных преобразований, не говоря уже о твердых идеологических убеждениях. Тем не менее, они поставили перед собою толково сформулированные цели: свержение монархического режима, искоренение вековой отсталости, отбояривание от военно-политического и экономического господства империализма, достижение подлинной национальной независимости, установление социальной справедливости широких народных масс, битва за арабское единство, за обеспечение законных прав арабского народа Палестины.

После окончания членами ОСОЮС военного колледжа связь между подпольными группами осложнилась. Вчерашние курсанты были направлены в войска для дальнейшего прохождения службы. Руководителем и координатором подпольщиков остался Каддафи, тот, что начал службу в войсках связи в военном лагере Гар Юнес, в четырех километрах от Бенгази. К нему поступала инфа о деятельности групп, о положении в войсках, от него - указания по нелегальной работе, определение мест явок, встреч. Фактически уже в 1966 году начался период непосредственной подготовки военного переворота.

Влияние офицеров-подпольщиков росло не только в сухопутных войсках, но и в других видах вооруженных сил. Хуже обстояло занятие с работой посреди интеллигенции, чиновничества и в деловом мире. Значительную доля местной буржуазии, не говоря о феодальных и высших чиновничьих кругах, целиком устраивал королевский порядок.

Июньская битва 1967 года стала своеобразным катализатором революции. Поражение арабов в этой войне, вызвавшее во всем арабском мире спонтанный прилив патриотических настроений и националистических эмоций, имело просторный социальный резонанс в Ливии. Недовольство зрело и в армии. Патриотические чувства военнослужащих, в особенности офицеров, были уязвлены тем, что монархическое руководство не разрешило армии принять участие в отражении израильской агрессии.

Однако, при общем недовольстве королевским режимом и переходе в оппозицию большинства офицерского корпуса, в армии существовали и другие течения, выражавшие интересы различных социальных сил. В том числе и феодальных кругов. Наиболее правое из них возглавлял полковник Абдель Азиз Шелхи, брат советника короля. В 1969 году он был назначен заместителем начальника генерального штаба и председателем комитета по реорганизации королевской армии. Последняя пост, как выяснилось позднее, была придумана как ширма для прикрытия подготовки военного переворота.

Лидеры "Свободных офицеров" решили перехватить инициативу. К тому времени они имели уже довольно своих сторонников не только в армии, но и посреди гражданского населения, чтобы рискнуть на упредительную акцию. Курс был взят на свержение королевского режима с помощью военного контрпереворота. Был разработан детальный проект вооруженного военного выступления. При этом учитывались не только внутриполитические факторы, как писал позже Каддафи, но и иностранное военное наличие в Ливии.

Планировавшееся ещё до сентября 1969 года вооруженное выступление с целью свержения королевского режима отменялось немного раз. Каддафи и его сподвижники считали, что поспешные действия таили в себе сверх меры немалый риск и непредсказуемые последствия.

Летом 1969 года в армии началась очередная кампания перемещений офицерского состава. Она коснулась и Каддафи, получившего команда сразу двинуться для дальнейшего прохождения службы в Триполи. Эти перемещения потребовали внесения необходимых корректив в планы "свободных офицеров". Напряжение достигло кульминации...

Во второй половине августа стало известно, что король Идрис отправляется на врачевание за рубеж. В армии поползли слухи, что полковник Шелхи решил послать на стажировку за рубеж большую группу офицеров. Среди них было несть числа членов подпольной организации, в том числе и Каддафи.

Поступавшая инфа свидетельствовала о том, что полковник Шелхи совместно со своими сторонниками - группой старших офицеров - намеревались 15 сентября завладеть политическая элита и провозгласить республику с парламентской формой правления.

Руководство "свободных офицеров" назначило вооруженное восстание на 1 сентября.

Для осуществления давнехонько разработанного плана восстания Каддафи счел необходимым спешно оставить Триполи и возвратиться в Бенгази, где находился генеральный штаб и размещались основные военные учреждения.

Ранним утром 1 сентября 1969 года отряды членов ОСОЮС под руководством созданного в ходе подготовки к восстанию Совета революционного командования (СРК) в составе 12 офицеров во главе с Каддафи в то же время начали выступления в Бенгази, Триполи и других городах страны. Они скоро установили надзор над основными государственными и военными объектами. Все подъезды к американским базам были заблаговременно блокированы.

В тот самый же день Каддафи, выступив по радио, объявил о свержении монархии в стране.

- Революция, - заявил он, - будет руководствоваться принципами свободы, единства, социальной справедливости и равноправия всех граждан.

Тогда же было сообщено, что временно верховную верх будет осуществлять СРК. Однако его количественный и поименный состав длительно не объявляли. Никому ещё не было известно, кто возглавляет тот самый высший орган власти.

Лишь посредством две недели потом революционного переворота 27-летний Муаммар Каддафи был объявлен руководителем революции и председателем СРК. Одновременно было сообщено о присвоении ему звания полковника (в дни переворота он был капитаном войск связи).

Погоны полковника он носит до сих пор, хотя по сути дела является главнокомандующим. Генеральские звания он раздает жутко неохотно, оттого что убежден, что это "не самое главное для революционной армии".

Имена других членов СРК были объявлены только 10 января 1970 года.

В течение нескольких недель, в то время как укреплялся свежий порядок и не объявлялись имена его руководителей, аккредитованные в Ливии дипломаты, журналисты, а ещё представители иностранных деловых и военных кругов, выдвигали самые различные версии и догадки (одна фантастичнее другой) сравнительно "подлинных покровителей" организаторов революционного переворота. Называли русских, ЦРУ, насеристов...

Здесь необходимо выделить, что Вашингтон и его союзники видели в Каддафи и его соратниках провинциальных офицеров, не имевших ни серьезной долгосрочной программы, ни широкой социальной базы внутри страны, ни политического авторитета в арабском мире. США и Англия намеревались применять эти переходящие, временные факторы наряду с военным и экономическим присутствием в Ливии для оказания давления на молодых неопытных ливийских руководителей. Именно на этой основе они надеялись нарыть затем с ними "групповой язык".

Но эти расчеты оказались несостоятельными.

Антиимпериалистическая направленность ливийской революции проявилась достаточно явственно уже в первые месяцы существования нового режима.

7 октября 1969 года на 24-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН непрерывный агент Ливии заявил о намерении ливийцев ликвидировать на своей земле все иностранные базы. Вслед за этим ливийское руководство информировало послов США и Англии о расторжении соответствующих договоров. Почти вместе с тем началось атакование и на позиции иностранного капитала в экономике страны.

Первые итоги и ближайшие задачи ливийской революции были закреплены в обнародованной 11 декабря 1969 года Временной конституционной декларации. Ислам объявлялся официальной государственной религией. Одной из главных целей революции провозглашалось построение социализма, основанного на "религии, морали и патриотизме". Добиться этого Каддафи и его соратники намеревались путем "обеспечения социальной справедливости, высокого уровня производства, ликвидации всех форм эксплуатации и справедливого распределения национальных богатств".

Совет революционного командования наделялся функциями главного звена политической организации общества с правом назначать офис министров, объявлять войну и заключать договоры, издавать имевшие силу законов декреты, которые касались основных аспектов внутренней жизни и внешней политики государства. Председатель СРК Каддафи был назначен главой Ливийской Арабской Республики.

ОТЕЦ ДЖАМАХИРИИ

Сегодня идеологию и политическую структуру Ливии определяет своеобразная концепция общественного развития, выдвинутая Каддафи и сформулированная в его "Зеленой книге", первая количество которой вышла в свет в начале 1976 года. Она называлась "Решение проблемы демократии (политическая элита народа)" Книга разом же была объявлена (послушным Каддафи пропагандистским аппаратом) "главным идеологическим документом" государства.

Сам полковник считает, что его произведение представляет собой "окончательное теоретическое заключение человеческих проблем". Мне в далеком 1986 году он говорил...

- Я хочу, чтобы "Зеленая книга" стала Евангелием современного человечества.

Согласно замыслам Каддафи, социалистическое среда Джамахирии (в переводе с арабского - "народовластие") должно базироваться на трех принципах.

Первое. Осуществление народными массами власти сквозь народные собрания, где любой участвует в принятии решений и реализации власти.

Второе. Обладание народом общественным богатством, которое рассматривается как достояние всех членов общества.

Третье. Передача народу оружия и обучение его применению с целью разделаться с монополией на оружие со стороны армии.

Отсюда и лозунг: "Власть, состоятельность и оружие - в руках народа!"

Хочу освежить память, что начало периода "народной революции" типично связывается с программной речью ливийского лидера, которую он произнес в Зуваре в мае 1973 года. В ней он в первый раз выдвинул идею о передаче всей полноты власти народу.

- Всякие иные системы правления, - говорил он, - недемократичны. Только народные конгрессы и народные комитеты представляют собой последний итог борьбы за демократию.

Это были не без затей слова. В конце 1975 года состоялись выборы народных комитетов, сформированы руководящие органы народных конгрессов. В январе 1976 года был создан Всеобщий всенародный конгресс (ВНК). Республиканский период развития Ливии вступил в стадию завершения. Началось его перерастание в принципиально свежий "джамахирийский", тот, что изменил не только нрав власти в стране, но и ее философию, социально-политическое и экономическое формирование.

В марте 1977 года на чрезвычайной сессии ВНК, проходившей в Себхе, была принята Декларация, которая провозгласила новое наименование страны "Социалистическая Народная Ливийская Джамахирия" (СНЛАД), что ее законодательство основывается на Коране, а ее политический строй на прямом народовластии. Совет революционного командования и руководство распускались. Вместоположение них создавались новые институты, соответствующие "джамахирийской" системе. Всеобщий всенародный конгресс объявлялся высшим органом законодательной, а образованный им вместо правительства Высший всенародный комитет - исполнительной власти. Министерства заменялись народными секретариатами, во главе которых создавались органы коллективного руководства - бюро. Посольства Ливии в зарубежных странах ещё преобразовались в народные бюро.

В соответствие с популистским принципом прямого народовластия, образ лидера страны формально как бы выводилась за рамки политической системы. Кстати, ещё в 1974 году Каддафи был освобожден от "политических, протокольных и административных обязанностей", чтобы целиком посвятить себя "идеологической и теоретической работе в деле организации масс". Однако, вплоть до 1977 года он оставался главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. С провозглашением Джамахирии он формально уже не мог реализовывать какие-либо государственные функции. Ведь "джамахирийская" организация официально отрицала держава как форму политической организации. Отныне Каддафи объявлялся только лидером ливийской революции. И этим якобы определялась его подлинная образ в политической системе страны.

Тем не менее, реальное идеологическое и направляющее влияние не только Каддафи, но и других бывших членов СРК на дальнейшее формирование и функционирование новой системы власти ещё больше возросло.

Разъясняя сущность происшедших в политической системе Ливии изменений, Каддафи в марте 1977 года на массовом митинге в Триполи указал на все время сохранявшуюся угроза завоеваниям ливийской революции. В связи с этим он призвал, чтобы ее защиту осуществлял весь "вооруженный народ". Однако, провозглашенная мишень "замены армии вооруженным народом" оказалась на практике неосуществимой.

Себхская декларация 1977 года фактическим заменила прежнюю конституцию 1969 года, хотя сама по себе не носила конституционного характера, ибо "Зеленая книга" вообще отрицала образ конституции как основного закона общества.

- Подлинным законом общества является ритуал, либо религиозная вера, - говорит Каддафи и непременно уточняет: - Религия включает в себя ритуал, а ритуал есть выражение естественной жизни народов. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, нарочно создаются человеком супротив человека. И в силу этого неправомерны, потому что они не основываются на естественном источнике - обычае и религии.

Политическое и законодательное оформление "джамахирийской" системы создавало только надстройку нового здания на старом фундаменте. Экономическая архитектура оставалась в своей основе той же, что существовала до провозглашения Джамахирии. Ливийское руководство осознавало это довольно явственно и вело активную подготовку для наступления и на экономическом фронте. Внедрение "джамахирийских" принципов в этой сфере проводилось длинным путем сложных опытов, сопровождавшихся не менее длинным рядом проб и ошибок.

В сентябре 1977 года Каддафи выдвинул в качестве основы развития хозяйственной жизни принцип "самоуправления в экономике" В соответствие с этим принципом предусматривался переход предприятий в коллективное управление тех, кто там работает. Провозглашенный им потом призыв "Партнеры, а не наемные работники", нашел теоретическое обоснование во второй части "Зеленой книги" и с ноября того же года начал внедряться на ряде производственных предприятий.

В формирование той же популистской идеи Каддафи выдвинул свежеиспеченный лозунг: "Жилище - достояние его обитателя". То есть, мужчина, живущий в доме, собственник, а не его арендатор. В мае 1978 года был принят закон, в соответствии с которым сдача жилых помещений в аренду запрещалась, а бывшие арендаторы становились собственниками арендуемых квартир и домов.

Проводя в бытие призыв "Партнеры, а не наемные работники", рабочие и служащие под руководством народных комитетов захватывали предприятия и учреждения в сфере не только производства, но и торговли, а ещё различных служб обслуживания. Бывшие обладатели получали вкупе с компенсацией и вероятность участвовать в управлении этими предприятиями, но на правах "равного партнерства с производителями". Эта кампания "народного захвата", как ее назвали в Ливии, стала своеобразной формой ликвидации частной имущества крупной и средней буржуазии.

Функционирование политической системы "Джамахирии" на местах и в особенности на производстве затруднялось как из-за саботажа буржуазных слоев, так и по причине недостаточной подготовленности осуществляемых мероприятий, неспособности нового управленческого аппарата стоять во главе хозяйством. Все это вызвало недовольство и брожение посреди части населения. Против политических и экономических новаций ливийского руководства выступила и некоторая количество мусульманского духовенства. Она обвинила Каддафи в "отступлении от положений Корана".

В реакция власти пошли на серьезные меры, направленные на ограничение влияния духовенства. Оппозиционно настроенным "хранителям чистоты ислама" Каддафи устроил по телевидению публичный экзамен на знание Корана. Богословы не смогли ответствовать на вопросы лидера ливийской революции, и были скомпрометированы в глазах верующего населения. Это дало Каддафи основание лишить позднее некоторых из них права известия религиозную службу.

В марте 1979 года Каддафи выдвинул новую идею - "отделение революции от власти". Было образовано Революционное руководство СНЛАД, которое стало основываться на сеть революционных и народных комитетов. По мысли Каддафи, создание новых комитетов должно было вовлечь в функционирование "джамахирийской" системы на местах как разрешено большее цифра граждан. Популистский принцип прямого народовластия, таким образом, приобрел всеохватывающий размах.

Формально Революционное руководство СНЛАД не участвовало в управлении государством. Фактически оно стало игрывать ещё больше важную образ в политической системе Ливийской Джамахирии. Каждый член Революционного руководства имел установленный круг обязанностей. Например, Каддафи, сохранив за собой пост верховного главнокомандующего вооруженными силами, являлся вместе с тем и генеральным секретарем Всеобщего народного конгресса.

Не находя в так называемом "исламском социализме" конкретных рецептов преобразования общества, Каддафи всегда вносил поправки в свою теорию. Если до "Зеленой книги" ислам считался одним из идейных источников официальной идеологии, то в вышедшей летом 1979 года третьей части этой книги "истинность третьей важный теории" уже не измерялась постулатами ислама. Напротив, "истинность" самих исламских положений стала оцениваться с точки зрения их соответствия самой этой теории. Движущей силой истории объявлялась национальная и общественная схватка. Вместе с тем, уточнял Каддафи, "если бы мы ограничились только поддержкой мусульман, то показали бы образец фанатизма и эгоизма: Истинный ислам - тот, тот, что выступает в защиту слабых, более того если они не мусульмане".

В последующих пояснениях и комментариях к "Зеленой книге" многие ее положения подвергались значительной корректировке. Но эта книжка по-прежнему остается как бы основополагающим катехизисом официальной идеологии в Ливии.

Трансформация ливийского общества в современную политическую систему, названную Джамахирией, сопровождается многими зигзагами и проходит медленнее, чем того хотел бы Каддафи. Но созданная им организация, вне сомнения, пробудила ливийский население к политической активности. Однако, как он вынужден был признать, "участие народа в управлении страной было не полным".

Поэтому на состоявшейся 18 ноября 1992 года в городе Сирт сессии ВНК было принято вывод о создании в Ливии новой политической структуры. Она предполагала переход страны на высшую ступень народовластия - образцовой Джамахирии. Речь идет о создании вместо первичных народных собраний полутора тысяч коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, охватывая распределение бюджетных средств.

Необходимость реорганизации прежней политической системы, как пояснил Каддафи, объяснялась, раньше всего тем, что она "не смогла снабдить подлинного народовластия в силу сложности структуры, что создало разрыв между массами и руководством, страдала излишней централизацией".

В целом Социалистическая Народная Арабская Джамахирия продолжает вектор движения на построение нового "исламского социалистического общества", где господствует призыв - "Власть, обеспеченность и оружие - в руках народа!"

ДЕМОКРАТ И ПРИМЕРНЫЙ СЕМЬЯНИН

Когда Каддафи пришел к власти, он ездил без охраны на скромном "фольксвагене" и вкупе с женой закупал продукты в местном супермаркете. Однако, затем нескольких покушений на его существование (в результате одного из них он был ранен в руку) образ жизни ливийского лидера грубо изменился. Каддафи свел до минимума прямые контакты с массами и избрал местом своего постоянного проживания Азизию - военную базу, где размещается главное руководство и палаточный бедуинский городишко, тот, что служит ему резиденцией.

Только весьма узкий круг ливийцев видит своего лидера. Усиленные посты контролируют любые подходы к месту, где в данный миг находится Каддафи. В свою очередность, и за каждым из охранников ведется постоянная персональная слежка. Когда он выезжает из Азизии в Триполи, в то же время трогаются две-три колонны автомашин в сопровождении бронетранспортеров. Никто не знает, в какой аккурат колонне едет вождь ливийской революции Муаммар Каддафи. Этот же принцип распространяется и на полеты полковника: если ему нужно лететь в другое страна, в воздух поднимаются два самолета. Причем, перед вылетом они в течение нескольких часов кружат в воздухе, проверяя, не заложена ли взрывчатка.

Журналисты до сих пор вспоминают парадоксальную ситуацию в диспетчерской международного аэропорта Туниса, куда должен был прийти из Триполи с официальным визитом ливийский вождь. На запрос с земли оба пилота ответили, что на борту находится "крайне важная персона". Причем, оба были уверены, что говорят правду...

Однако, несмотря на затворнический образ жизни, Каддафи настойчиво навязывает всему миру свой имидж простого человека, демократа и примерного семьянина.

Кстати о семье. Первый брак Каддафи был неудачным. Он женился на Фатиме - дочери генерала Халида, заместителя начальника генерального штаба королевской армии, одного из приближенных бывшего ливийского монарха Идриса. После переворота сию минуту же расторгнул брак, оставив себе сына, тот, что сегодня работает инженером.

Одиночество полковника длилось краткосрочно. Холостяцкая существование закончилась посредством два месяца потом развода, когда он женился на Сафие - медсестре из военного госпиталя, с которой он по этот день. От этого брака у Каддафи пять мальчиков и девчонка. Еще одна дочка (приемная) погибла в апреле 1986 года во время налета американской авиации на Триполи.

Западная сми утверждает, что за Каддафи длинным шлейфом тянется репутация "изрядного повесы и дамского угодника". Из представителей средств массовой информации он предпочитает вести разговор в первую очередность со слабым полом. Тем самым он стремится выказать миру, что дама в Ливии занимает равное с мужчиной положение в обществе.

Как бы то ни было, но Каддафи не раз заявлял, что "мужик должен довольствоваться только одной женой". И хотя ислам разрешает располагать четырех, полигамные браки в Ливии без малого не практикуются. Может быть, ливийцы берут образец со своего лидера?

Журналисты, общавшиеся с ним в последнее время, рассказывают, что со своими домочадцами Каддафи крайне строг. Например, он уступил настойчивым просьбам дочки Айши и разрешил ей обучаться игре на фортепиано. Однако, инструмент так и не купил. Сыновей полковник также воспитывает в строгости, но без излишних нравоучений и ограничений.

Рабочий день ливийского лидера длится 16-18 часов. Но пара часов сна и немного материальный упражнений делают диковинка - он бодр и свеж.

Причем, в течение дня Каддафи занимается не только "джамахиризацией" Ливии, но и самообразованием. Злые языки говорят, что его настольной книгой является "Хижина дяди Тома". А он, между тем, славно знает (и это признают его оппоненты) историю стран Старого и Нового света, любит цитировать мировых классиков литературы, в том числе и русских - Л.Толстого и Ф.Достоевского. По его указанию, в конце 70-х годов были переведены на арабский язык сочинения известных русских теоретиков анархизма М.Бакунина и П.Кропоткина. Больше того, он с карандашом в руках проработал собрание сочинений В.И.Ленина и многие идеи использовал при написании "Зеленой книги".

В быту Каддафи неприхотлив, ведет существование аскета. Одно время более того увлекался вегетарианством. Он не пьет кофе, чая и алкогольных напитков, не курит, ест крайне немного, в основном простую пищу.

Он не занимается накопительством, его семейство не владеет недвижимостью. Даже его папа (по настоянию сына) до конца жизни жил в бедуинской палатке. Впрочем, и сам Каддафи часто месяцами живет в бедуинском шатре.

И все-таки у Каддафи, как у любого человека, есть свои слабости. Он любит пригоже облекаться и нередко меняет наряды. В основном это национальные одежды. Но его самая большая тяга - мундиры. Он появляется на людях то в кителе морского офицера, то в погонах полковника ВВС, то в форме сухопутных войск. При этом экипировку неизменно дополняют темные, стопроцентно скрывающие глаза, очки.

Каддафи шибко набожен, исправно отправляет все мусульманские обряды, следует всем заповедям Корана, тот, что ещё в детстве выучил наизусть. Совершил паломничество в Саудовскую Аравию и в Мекке поцеловал священный Черный булыжник. Но он крайне своеобразен в трактовке ислама.

В Ливии пять раз в день звучит призыв муэдзина на молитву. Введен сухой закон, запрещены азартные игры. Театров в стране нет, а в кинотеатрах крутят в основном нравоучительные арабские картины и индийские мелодрамы. Концерты и спортивные соревнования не проводятся. Жизнь на стадионах оживает только во время военных парадов.

С некоторых пор действуют законы шариата: "всем ворам и бандитам" Каддафи взял обязательство "отрубать руку и ампутировать ногу".

По свидетельству что надо знающих Каддафи людей, он обладает феноменальной памятью на лица, имена, цифры. Досконально знает все подробности о людях из своего окружения, об их детях, родственниках, друзьях. Но наряду с незаурядным природным умом, огромной волей и трудолюбием в нем уживаются такие черты, как высокомерие, излишняя эмоциональность и вспыльчивость. С иной стороны, при встрече он первым подает руку, без малого по-детски приветливо улыбается и тут же становится серьезным, как только разговорчик приобретает деловой нрав. Принимая гостей, он ни в жизнь не отвлекается на посторонние дела. В это время его никто не тревожит, как и он сам никого не вызывает к себе.

Каддафи - тяжелый участник беседы, не любит пустословия. Он любит послушать все, что говорят ему, но ещё любит, чтобы слушали и его, причем, не перебивая.

Считая себя "отцом нации", Каддафи весьма любит выступать перед своим народом. Как правило, его речи длятся 2-3 часа. Причем, всем заблаговременно известно, что как раз он скажет, какой проблемы коснется, на какую тему пошутит. Западные дипломаты в Ливии, неизменно присутствующие на всех публичных выступлениях лидера Джамахирии, заключают пари, пытаясь распознать, сколь раз в своей речи Каддафи проклянет США или Израиль.

Впрочем, ненависть ливийца номер единственный, которого Запад считает "костью в горле", к оплоту "мирового империализма" выражается не только в его пламенных выступлениях перед экзальтированными массами. Нет эдакий террористической группировки, действующей супротив Израиля, которой неистовый полковник не помог бы деньгами и оружием. Каддафи превратил Ливию в огромный тренировочный лагерь для террористов со всего света.

Завоевать благосклонность Каддафи нетрудно. Достаточно только аргументировать ему свою ненависть к государственным структурам Запада и подготовленность сражаться супротив них с оружием в руках. Отсюда и настолько пестрая мешанина деструктивных сил, проходящих в Ливии специальную диверсионно-террористическую подготовку.

Известно ли все это простым ливийцам? Разумеется! Но они выбирают прикрывать глаза на "проделки" своего лидера в награду за достаточно рослый порядок жизни. К чести Каддафи нужно признать, что немалую количество нефтедолларов он воистину расходовал на нужды своего народа. И добился того, что в таком социально-экономическом показателе, как среднегодовой барыш на душу населения (минимальная заработная плата простого рабочего составляет 6 тысяч фунтов стерлингов, а доходы руководителей предприятий достигают 30 тысяч), Ливия сумела объехать более того Великобританию.

В стране на практике нет безработицы, большинство граждан имеет свои квартиры, телевизоры, видеомагнитофоны. Построены университеты и больницы, отвечающие мировым стандартам.

В числе последних популистских акций Каддафи - закупка в Южной Корее дорогих автомобилей и продажа их ливийцам за четверть цены. Он объявил о своем решении по новому распределять получаемые страной доходы от нефти, которые составляют примерно 10 миллиардов долларов в год. Половина этой суммы идет на нужды государства, друга - распределяется между ливийцами. В результате примерно 600 тысяч семей получили от 7 до 10 тысяч долларов. По мнению Каддафи, это позволяет, во-первых, реализовать на практике выдвинутый им призыв "Богатство - в руки народа!", а, во-вторых, уравнять доходы бедных и зажиточных граждан. Правда, Каддафи предупредил, что семьи, получившие гроши, не могут распоряжаться ими по своему усмотрению: они могут расходовать их только на самые необходимые нужды, а не на приобретение дорогих импортных потребительских товаров.

Судя по тому, что ныне Ливия занимает первое местоположение посреди арабских стран по количеству спутниковых антенн на душу населения, ливийцы игнорировали предупреждение своего лидера. Больше того, в последнее время ливийцы стали переводить дух на людях: выезжать семьями на пикник, к морю или в чаща...

Из увлечений Каддафи известны его слабость к лошадям и охоте (последняя - плод общения с бывшим румынским диктатором Чаушеску), заинтересованность к различным видам оружия и средствам спецсвязи.

* * *

О полковнике Каддафи рассказывают разные небылицы. Называют его, кто гением, кто демоном, а кто и сумасшедшим. Распускают слухи, что он-де постоянно консультируется у психиатров Египта, Югославии и Швейцарии. Но он - неординарная персона в постмонархической Ливии, альтернативы которой в Ливийской Джамахирии покуда нет...

Так же читайте биографии известных людей:
Мубарак Ситдиков Mubarak Sitdikov

Мой дедушка, Мубарак Ситдикович Ситдиков, родился в сентябре 1920 года в деревне Тоштоял Параньгинского района Республики Марий Эл. В 1929 году при..
читать далее

Муза Крепкогорская Muza Krepkogorskaya

Заслуженная артистка РСФСР.
читать далее

Муин Бсису Muin Bsisu

Телеграмма исполкома Организации освобождения Палестины, поступившая на корпункт "Литературной Газеты" в Беруте, была короткой. Она гласила: "Борец..
читать далее

Мукаи Чиаки Mukai Chiaki

За два рейса в космос налетала 23 дня 15 часов 38 минут 57 секунд.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий