Известные люди
»Мэри Шелли
Рождение: 30.8.1797
Да так оно и было на самом деле. Поэзия и трагедия в равной степени отмечали их реальную жизнь. После побега из родительского дома доброе имя Мэри было полностью скомпрометировано, ходили сплетни о том, что Годвин просто продал дочь и падчерицу Шелли. Их не принимали в свете. Даже близкая подруга Мэри отказалась от неё. Симпатии публики были на стороне законной жены Шелли - Херриет, оставшейся без средств с двумя детьми на руках. Шелли как только мог помогал ей, но они сами еле сводили концы с концами, постоянно преследуемые кредиторами. К тому же в начале 1816 года у Мэри родился сын Уильям, молодой матери был необходим хотя бы относительный покой, ведь первого ребёнка она потеряла и очень тревожилась за жизнь сына. Ситуация была настолько тяжёлой, что они решили уехать на некоторое время из Лондона. В начале лета семья Шелли отправляется в Швейцарию к ним присоединилась и Клер.
История литературы на практике не знает примеров, когда первое серьёзное произведение начинающего автора, написанное в девятнадцать лет, становится частью национальной классики и приобретает народную известность. Именно так сложилась судьбина первой книги Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей", необычной, как и вся существование этой женщины, писавшей в своём дневнике, что история её жизни "романтична превыше всякой романтики".
Мери Шелли родилась 30 августа 1797 года в Лондоне, в семье известных английских писателей Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт. Мать Мэри умерла посредством немного дней позже её рождения, насовсем оставшись для дочери предметом поклонения.
Уильям Годвин успел испытать свою славу, многие из самых ревностных его учеников, такие как поэты Вордсворт и Кольридж, для которых он был одно время поистине "властителем дум", - отступились от его взглядов и публично осудили их. Потеряв жену, он женился во второй раз. Ему приходилось заниматься изматывающей литературной подёнщиной, чтобы прокормить многочисленную семью - детей от первого и второго брака. Но его заработка катастрофически не хватало. В доме, как вспоминала позже Мэри, было не принято калякать о еде. С мачехой у Мэри сложились плохие отношения, но по-другому и быть не могло. Эта напыщенная мещанка, с мелочными интересами и тупым деспотизмом была вопиющей противоположностью одухотворённому образу её матери. Мэри с раннего детства привыкла существовать мечтами и книгами, пробовала сочинять.
"Нет ничего удивительного в том, что я, дочка родителей, занимающих видное местоположение в литературе, сильно до времени начала помышлять о сочинительстве, - отмечала позднее Мэри. - Я марала бумагу ещё в детские годы, и моим любимым развлечением было сочинять разные истории".
Знакомство с Перси Шелли открыло шестнадцатилетней Мэри тот мир благородных стремлений, помыслов и чувств, которые прежде существовали только в её воображении. А произошло это знакомство следующим образом.
Шелли зашёл в гости к Уильяму Годвину, идеями которого он так восхищался. Там он и увидел впервой бледную, хрупкую блондинку с пристальным, "пронзительным" взглядом тёмных око, поразившую его фантазерство.
Забытому всеми Годвину бесспорно было славно такое касательство к нему со стороны Шелли, к тому же Перси был аристократом и наследником крупного состояния. Правда написанная Шелли брошюра "Необходимость атеизма" привела к исключению его из Оксфордского университета. А необдуманный брак с Хэрриет Вестбрук, хорошенькой дочкой трактирщика, которую Шелли, в порыве юношеского максимализма, решил "спасти" от домашней тирании, совершенно рассорил его с родителями. Но Годвин, повинуясь горькой необходимости, сумел вытянуть пользу более того из отдалённых имущественных прав своего юного друга. Шелли занимал и занимал капиталы под ростовщические проценты, в счёт состояния, которое ему предстояло унаследовать следом смерти отца и деда, чтобы пособить непрочный бюджет семьи Годвинов. Шелли стал частым гостем в этой семье. Он имел вероятность что надо познать Мэри. В ней он нашёл то, чего не хватало ему в Хэрриет. Они полюбили дружбан друга. Вот что пишет Перси Шелли в своём философском этюде "О любви". "Найти своё соответствие; повстречать ум, способный дать оценку твой; фантазерство, способное урузуметь тончайшие неуловимые оттенки чувств, которые ты втайне лелеял; стан, чьи нервы вибрируют вкупе с твоими, аналогично струнам двух лир, сопровождающих отменный звук певца; разыскать всё это в том сочетании, какого жаждет наша душа:" Эти строки он посвятил Мэри. Да, он был женат и более того успел сделаться отцом, но он не мог разлучиться с ней, своей единственной любовью оттого что без любви "дядя превращается в живую гробницу, от него остаётся только обшивка того, чем он был прежде". Они решили мчаться. Клер, сводная сестра Мэри упросила их забрать её с собой.
В романтических иллюзиях, с какими юная пара начала свою совместную бытие, было полно наивного, более того детского. Дневник, тот, что Перси и Мэри вели во время своего путешествия летом 1814 года, трогает своим простодушием и юмором. Волнующее начало дня тайного побега из родительского дома. Переправа сквозь Ла-Манш в утлом судёнышке. Ночлег в Кале. Странствия по горам и долам, которых не могло омрачить более того постоянное безденежье.
Но иллюзии влюблённых, были омрачены столкновением с суровой реальностью повседневной жизни. Отец Мэри не только не одобрил поступка дочери, он более того не желал её видать. Двери отцовского дома для Перси ещё были закрыты навечно. В то время как Шелли затравленный и собственными заимодавцами, и кредиторами своей законной супруги, метался по Лондону, скрываясь от ареста за долги и стараясь изготовить свежеиспеченный заём, Мэри одна, беременная, без денег, ютилась в жалких меблированных комнатах, обмениваясь с мужем отчаянными записками или видясь с ним урывками. Её начальный ребёнок, девчонка, родилась недоношенной и вскоре умерла. Но несмотря на трагическую утрату и тяготы быта Мэри, привыкшая с детства выискивать отраду в том, чтобы добывать "познания из запретных рудников" как собак нерезаных работает. Списки книг, прочитанных ею в первые годы замужества, превосходили объём программы полного университетского курса. Она изучает многотомные труды по истории древнего и нового мира, трактаты философов и социологов, читает сочинения античных классиков и современных поэтов. Великолепно образованный и эрудированный Перси был её помощником и наставником.
"Прощай любимая: тысяча сладчайших поцелуев живёт в моей памяти, - пишет Шелли семнадцатилетней жене, добавляя тут же. - Если ты расположена заняться латынью, почитай "Парадоксы" Цицерона".
Кроме латинского языка, с которым Мэри была уже знакома прежде, она с первых же месяцев замужества принимается за греческий, опосля учит итальянский язык.
Шелли приподнято ценил дарования Мэри и относился к ней как к равной в их трудах и планах. Нередко, считая, что ей в особенности удаётся изображение трагического, он убеждал её приняться за разработку той или другой темы, с которой, он был уверен, она справится лучше, чем он. Так было с "Ченчи" и "Карлом I", и только когда она категорически отказалась, он стал чиркать эти трагедии. Иногда они пользовались одной записной книжкой: сохранился рукописный томик, где наброски повести Мэри "Матильда" соседствуют с "Одой к Неаполю" и черновыми набросками "Освобождённого Прометея", вписанными рукой Шелли.
"Дитя любви и света" - так назвал он Мэри в обращённых к ней строфах посвящения "Восстания Ислама". Она рисовалась его воображению как участница их общего жизненного подвига:
"Есть веселье не склоняться пред судьбой,
Ту веселье мы изведали с тобой."
Да так оно и было на самом деле. Поэзия и драма в равной степени фиксировали их реальную бытие. После побега из родительского дома доброе имя Мэри было на все сто скомпрометировано, ходили сплетни о том, что Годвин легко продал дочка и падчерицу Шелли. Их не принимали в свете. Даже близкая подружка Мэри отказалась от неё. Симпатии публики были на стороне законной жены Шелли - Херриет, оставшейся без средств с двумя детьми на руках. Шелли как только мог помогал ей, но они сами чуть сводили концы с концами, все время преследуемые кредиторами. К тому же в начале 1816 года у Мэри родился наследник Уильям, юный матери был необходим хотя бы относительный спокойствие, потому как первого ребёнка она потеряла и крайне тревожилась за бытие сына. Ситуация была до такой степени тяжёлой, что они решили съехать на некоторое время из Лондона. В начале лета семейство Шелли отправляется в Швейцарию к ним присоединилась и Клер.
В Швейцарии их соседом оказался лорд Байрон. Между Шелли и Байроном возникла тесная приятельство. А Клер, как оказалась, стала любовницей Байрона ещё в Лондоне и в Швейцарию направилась не невзначай.
Почти всё лето стояла дождливая ненастная погода, лодочные прогулки по озеру пришлось отсрочить, да и нетрудно на улицу вылезать не хотелось. Поэтому молодые люди проводили время беседуя о поэзии, философии, делились творческими планами. Однажды, чтобы развлечься, Байрон предложил сочинить каждому из присутствующих какую-нибудь страшную историю. Мэри отнеслась к этому предложению шибко серьёзно. О том, как у неё возник проект романа "Франкенштейн" она рассказала пятнадцать лет через, готовя книгу к изданию в серии "Образцовые романы".
"Лорд Байрон и Шелли нередко подолгу беседовали, а я была их прилежным, - но безмолвным слушателем. Однажды они обсуждали различные философские вопросы, в том числе секрет зарождения жизни и вероятность когда-нибудь раскрыть его и воспроизвести": ":было уже за полночь, когда мы отправились на тишина. Положив голову на подушку я не заснула, но и не легко задумалась. Воображение властно завладело мной, наделяя явившиеся мне картины яркостью, какой не обладают обычные сны. Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное созданье прежде лежало недвижно, а вслед за тем, повинуясь некой силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось..."
В течении нескольких вечеров Мэри рассказывала своим друзьям страшную и трагическую историю. Байрон был поражён необыкновенным литературным талантом этой девятнадцатилетней женщины и посоветовал ей всенепременно вписать свой вымысел. Так родился "Франкенштейн" отличный роман об учёном, тот, что во многом предвосхитил научную фантастику XX века.
В той творческой атмосфере, которая создалась в тесном швейцарском кружке летом 1816 года, более того секретарь и домашний эскулап Байрона Джон Полидори написал страшную романтическую повесть "Вампир", которая была опубликована и имела счастливый момент. А.С. Пушкин упоминает эту повесть в "Евгении Онегине", характеризуя круг чтения образованной русской девушки:
"Британской музы небылицы
Тревожат дрёма отроковицы,
И стал в настоящее время её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга угрюмый..."
Для Байрона и Шелли это был также необычайно плодотворный отрезок времени. Но главное, вслед за тем общения их творчество броско обогатилось. Поэмы Байрона приобрели большую философскую глубину, образы стали многогранней, задача богоборчества, богоискательства выступила на основополагающий проект. В поэмах Шелли появились новые сюжеты, его творчество стало конкретней, земная тяга звучала в речах его героев.
Но время шло и расставание было неизбежным. В августе семейство Шелли вернулось в Англию. Месяцы последовавшие за их возвращением были омрачены печальными событиями. В октябре отравилась Фанни, сестра Мэри, "чтобы никому не быть в тягость", как написала она в предсмертной записке. В декабре покончила с собой Хэрриет Шелли. Как это было не нерадостно, но её- кончина освободила влюблённых и позволила Мэри и Перси наконец-таки обвенчаться. Мэри уже готовилась принять в свой обиталище, как родных, осиротевших детей Хэрриет, но родительские права Перси Шелли были оспорены в Канцлерском суде. Как опасного вольнодумца, открыто проповедующего "безнравственные принципы", его лишили права взращивать своих детей. Шелли болезненно переживал это заключение суда. Мэри утешала его как могла. В это же время у неё появились и другие проблемы. Клер родила от Байрона дочка, чтобы уберечь репутацию сестры, Мэри оставила маленькую Аллегру у себя и заботилась о ней до тех пор, в то время как Байрон не поместил её в монастырскую школу в Италии, где несчастная девчурка и умерла. Несмотря на всё это трагическое стечение обстоятельств Мэри как раз в тот самый отрезок времени пишет свой именитый роман и заканчивает его в мае 1817 года. В октябре она ещё становится матерью, у неё родилась дочка Клара.
Постоянная схватка с нуждой, поиски средств к существованию, заключение суда, с которым он не смог смириться до конца своей жизни, надломили самочувствие Шелли. Он захворал. К тому же его всю дорогу тревожила мысля о том, что у него могут отобрать и детей Мэри. Всё это побудило семью Шелли оставить Англию. Весной 1818 года они уехали в Италию. Именно в это время вышел в свет роман Мэри Шелли "Франкенштейн".
Долгожданный отбытие в Италию не изменил их кочевого образа жизни. Им не было места на этой земле. Куда бы они не последовали скорбь подстерегала их везде. Казалось, что чудовище Мэри Шелли, её нематериальный гомункул, созданный в реторте высшей тайной науки - алхимии слова, воплотился и преследовал её, отнимая самых близких людей, тех, кого она так любила, отметив её судьбу печатью обречённости. В Венеции умерла Клара. В Риме - Уильям. Отчаянье Мэри было беспредельным. Спасло её только появление четвёртого ребёнка, сына, Перси Флорен.
В начале июля 1822 года фатум нанесла Мэри свой самый-самый изуверский потрясение. Яхта, в которой Шелли с двумя спутниками возвращался из Ливорно, была застигнута внезапным шквалом. Выброшенные на берег изуродованные тела были обнаружены только 18 июля. Шелли опознали по находившимся в карманах его одежды томикам Эсхила и Китса. После того, как было получено дозволение властей, 13 августа туловище Шелли было сожжено на костре на берегу моря в присутствии Байрона и нескольких друзей. Пепел был захоронен на Английском кладбище в Риме рядом с могилой погребённого незадолго до того Д.Китса. А обугленное сердце Шелли Мэри носила с собой до самой смерти. Перси Шелли, родившийся 4 августа 1792 года, не дожил всего немного дней до своего тридцатилетия.
"Восемь лет, которые я провела с ним, - писала Мэри посредством месяц после этого смерти мужа, - значили больше, чем рядовой совершенный срок человеческого существования."
Бурная, романтическая драма её жизни была закончена; прочее было только эпилогом, затянувшимся на немного десятилетий. Все её заботы сейчас были отданы сыну, маленькому Перси Флоренсу, единственному, кто у неё остался. Начались многолетние конфликты с сэром Тимоти Шелли, тот, что сначала требовал, чтобы Мэри отнюдь отказалась от своих прав на трёхлетнего ребёнка, а позже назначил внуку скудное содержание, поставив условием, чтобы Мэри не смела ни сочинять о Шелли, не издавать его рукописи. Когда она рискнула преступить тот самый запрет, опубликовав "Посмертные стихотворения" Шелли, сэр Тимоти сразу прекратил выплату денег на содержание внука.
Чтобы вручить сыну достойное образование Мэри Шелли неустанно зарабатывала на бытие литературным трудом. Она занималась редактурой, писала биографические очерки об иностранных писателях, переводила, рецензировала. Она написала ещё пять романов, которые были изданы и вызвали определённый заинтересованность читателя, но "Франкенштейн" оказался единственным романом Мэри Шелли, тот, что даровал ей бессмертие.
Тимоти Шелли дожил до девяносто одного года. Когда в 1844 году Перси Флоренс Шелли унаследовал фамильный титул и состояние ему было уже двадцать пять лет.
Мери же до конца жизни занималась литературным трудом неизменно подписывая свои произведения "Автор "Франкенштейна". Умерла она 1 февраля 1851 года, пережив своего любимого мужа без малого на тридцать лет.
Так же читайте биографии известных людей:
Мэри Кассат Mari Cassatt
Знаменитый американский график и художница, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром..
читать далее →
Мэри Мастрантонио Mery Mastrantonio
Ее дебют в роли сестры гангстера в фильме Лицо со шрамом (Scarface, 1983) Б. Де Пальмы вызвал хорошие отзывы. Исполнение роли подружки двух..
читать далее →
Мэри Пикфорд Mary Pickford
Мэри Пикфорд - известная канадская актриса, легенда немого кино. Родилась 8 апреля 1893 года.Мэри Пикфорд является соосновательницей кинокомпании..
читать далее →
Мэри Квант Mary Quant
К тому времени, как родилась английский дизайнер Мэри Квант, физики уже изрядно потрудились над созданием квантовой теории поля - релятивистской..
читать далее →