Известные люди

»

Николай Егоров

Николай Егоров Nikolay Egorov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Москва, 28.1.1921
Гвардии Старший лейтенант Н. С. Егоров совершил 109 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 1 самолёт противника. 19 Февраля 1944 года тяжело ранен в воздушном бою и потерял ногу. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 28 Января 1921 года в Москве в семье служащего. Образование среднее, окончил аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов.

С Мая 1943 года в действующей армии. Сражался на Воронежском и 2-м Украинском фронтах.

К Маю 1945 года начальник эскадрильи 150-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 13-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный остов, 5-я Воздушная вооруженные силы, 2-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Н. С. Егоров совершил 109 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сшиб лично 15 и в составе группы 1 самолёт противника. 19 Февраля 1944 года тяжко ранен в воздушном бою и потерял ногу. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. С 1966 года Подполковник Н. С. Егоров - в запасе. Работал преподавателем в Московском авиационно - технологическом институте. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

* * *

- Николай Сергеевич !

Егоров остановился, оглянулся. Высокий розовощёкий Капитан с улыбкой смотрел на него. Что - то знакомое было во всём облике офицера, но вспомянуть, кто он, Егоров не мог.

- Николай Сергеевич, здравствуйте ! Очень рад вас лицезреть. Ведь я, разрешается вымолвить, благодаря вам в армию пошёл вслед за тем института. Вспомните ваши рассказы о полётах, фронтовых товарищах...

И Егоров вспомнил. Да, как раз тот самый мужчина, тогда студент, немного лет обратно при первой встрече с преподавателем спросил: "Вы что, физкультуру будете у нас новости ?" - "Нет, радиолокационное оборудование самолётов и... правила хорошего тона", - ответил Егоров.

...Студенты. Сколько их было ! И вот единственный из них уже Капитан. Идёт время... Попрощавшись и пожелав успехов в службе бывшему своему воспитаннику, Егоров ускорил шаги: не припоздниться бы. Ведь нынче знаменательный день - начало занятий.

Первый день занятий в институте. Долгожданное событие, когда ты уже по - настоящему почувствовал себя студентом высшего учебного заведения. Бывшие 10-классники, гордые и счастливые, но и настороженные: как - то всё сложится спереди ? - с любопытством смотрят на каждого нового преподавателя...

В аудиторию вошёл сухощавый, подтянутый, выше среднего роста мужик с добрым лицом. Представился:

- Доцент, кандидат технических наук Николай Сергеевич Егоров.

Студенты зашептались:

- Вроде прихрамывает.

- Может, на фронте был ?

- Спортсмен. Я его зимой на лыжне видел. Может, бегал, ногу повредил.

Преподаватель подошёл к столу, и первокурсники замолчали. Началась лекция.

Каждый из студентов был прав: и на фронте Егоров был, и прихрамывает с тех пор, и по воскресным дням любит гулять на лыжах.

В школе Николай увлекался лёгкой атлетикой, боксом, гимнастикой. Занимался в кружке планеристов. 14-летним летал на планере. В 1940 году следом аэроклуба поступил в военную школу лётчиков - истребителей, которую окончил в 1942 году. С Мая следующего года он уже был в боевом полку.

К каждому вылету Егоров скрупулезно готовился, используя и свободное время. Старался как разрешено лучше исследовать действия на этапах полёта, чтобы ничего не выпустить, не перепутать. Внимательно слушал рассказы больше опытных лётчиков, тренировался в кабине самолёта, отрабатывал глазомер, запоминал наиболее выгодные дистанции открытия огня, выполнения маневра. Тщательно изучал свой самолёт, его приборное оборудование и вооружение, чтобы не возбраняется было на сто процентов применять боевые возможности техники. Вместе с тем с не меньшей тщательностью старался познать боевые характеристики вражеских самолётов, их сильные и слабые стороны, наиболее уязвимые места.

Росло мастерство, расширялся тактический кругозор молодого лётчика. Вскоре его назначили командиром звена, а потом и эскадрильи. Первое, чему учил подчинённых, это постигнуть основу боевой деятельности, главную задачу:

- Уничтожить вражеский истребитель, а самому спастись - об этом нужно завсегда раздумывать в бою. Но главное - исполнить поручение, которое тебе дано. Скажем, разведка. Собрал данные - должен их принести командованию. Не имеешь права на ненужный риск. Или: летят бомбардировщики, тебе поставлена проблема их ликвидировать, не вручить свалить бомбы на наши войска. Здесь не увлекайся боем с истребителями прикрытия, твоя проблема - бомбардировщики.

Личным примером подтверждал Егоров правоту своих слов. В бою действовал дерзко, смело, совершенно, но ни в жизнь не поддавался азарту, не забывал о выполнении задания.

Запомнилось Егорову 21 Августа 1944 года. Под Яссами шли ожесточённые танковые бои. Видимость плохая, хотя облачность небольшая. Жёлтая пылища, клубясь над полем боя, поднималась приподнято в небеса. Две четвёрки истребителей во главе с Егоровым прикрывали наземные войска.

- Внимание, подходит большая группа с запада, - передали с пункта наведения.

Действительно, быстро лётчики увидели целую армаду вражеских самолётов: три девятки пикировщиков Ju-87, а над ними прикрытие - 12 истребителей FW-190.

Первой четвёрке Егоров приказал штурмовать "Юнкерсы", во главе второй устремился навстречу истребителям. 4 супротив 12 ! Ведущий верно оценил обстановку и принял дерзкое, но верное заключение. После первой атаки, когда боевой строй врага был расстроен, он скомандовал второй паре: штурмовать бомбардировщики, а сам с ведомым врезался в группу "Фокке - Вульфов". Теперь уже не 4, а только 2 супротив 12! Но он рассчитал верно. Ведь главная проблема советских лётчиков - не вручить возможности противнику причинить бомбовый потрясение по нашим войскам. Значит, основные силы - супротив "Юнкерсов". Его же пара должна задержать вражеские истребители. У немцев главное - закрыть бомбардировщики, оттого им нужно в первую очередность избавить дорога, истребить те самолёты, что им угрожают.

Пара Егорова нарушила планы врага. И немцы все усилия направили на то, чтобы в первую очередность расправиться с нею. Это было ошибкой. Их оказалось излишне навалом для боя. Егоров же с ведомым сию минуту устремился в атаку.

Резкий маневр - и мишень в перекрестии прицела. Истребители несутся на встречных курсах. Мгновение - и противник не выдержал, нос самолёта приподнялся. Залп ! И "Фоккер" окутался дымом, через тот, что проблесками замелькало полымя. Опять разворот. Трассы мелькнули рядом. Враги мешали товарищ другу, опасаясь огорошить свои самолёты. А Егоров пользовался растерянностью, замешательством противника, смело атакуя, в то же время умело уходил от ударов.

Вот с правой стороны показалась пара вражеских истребителей. Николай грубо взял ручку на себя, с набором высоты стал разворачивать самолёт. Немцы, видимо, решили совместно причинить потрясение. Ведомый сегодня рядом с ведущим. Машины сближались на здоровый скорости. Ближе, ещё ближе. Длинная очередность, но магистраль прошла выше советского самолёта. Отворот - и вторая не задела. А ныне, когда оба проскочили вперед, нужно употребить этим. Резко завернуть истребитель и в миг, когда вражеская пара его не видит, изловить её на развороте. А ворочаться она будет: при таком численном преимуществе немцы действуют нахально.

Пора ! Нет, шибко вдалеке, не рассчитал. Увеличил прыть, стал забредать в хвостище ведомому, но тот резкими маневрами самолётом не давал прицелиться. А увлекаться запрещено - вон сколь врагов около, на прямой немедленно собьют. Наконец улучил миг, поймал противника в перекрестие прицела. Короткая очередность - и второй "Фоккер", задымив, пошёл к земле.

Горючего осталось в обрез, на исходе боеприпасы, а вылезать из боя в то время как не разрешено - собьют. Егоров пошёл в лобовую на следующую машину, и супостат не выдержал - отвернул в сторону, едва не столкнувшись при этом со своим напарником. Замешательством воспользовались Егоров и его ведомый, тот, что также сшиб единственный истребитель. Потом, оба ушли в сторону солнца, опосля со снижением к своему аэродрому. Уничтожены 3 вражеских истребителя. Остальные советские самолёты не только рассеяли группу "Юнкерсов" и не дали отбомбиться по нашим танкам, но и сшибли 5 машин.

После боя Егоров начал его разбор с анализа своих действий.

- На встречных испугался на секунду, немного раньше дал ручку, а германец тёртый, видно, да и не трусишка. То бы отвернул, а увидел, что я дрогнул, и пошёл дальше. Потом, конечно, понял, что я не сверну... Второй уж целиком мой. Как ни вертел, ни крутился, а не ушёл ! Мне ещё помогло то, что перед взлётом сумел от всего лишнего, земного отключиться. Сами знаете, бывает, уже взлетел, а всё ещё на земле: кто что сказал, что нужно свершить... Вот вы, товарищи, те, что недавно у нас. Люди в этом месте для нас новые, порядков наших, района полётов как следует не знаете. Иной раз и подумаете: "Стоит ли вопросить ненужный раз, повиниться, что растерялся, струсил, не сумел, не рассчитал ?" Нет, пацаны, обо всём надобно прямо изрекать. Обязательно. Потому что не только вас это касается, а всех. Один скажет что - то полезное, прочий добавит - быстрее научимся наверно ударять противника.

Своё мастерство Егоров старался передать подчинённым. Обучая, внушал, что основа знаний - в отношении к учёбе.

- Как бы любопытно ни было внимать, и как будто всё ясно, а покуда не поставишь себя на местоположение действующего, не вживёшься, всецело не убедишься, что нужно мочь работать, располагать информацией, истребителем не станешь. В бою подсказки не жди, - не раз повторял он.

Егоров ни в жизнь не считал, что все подчинённые должны быть похожи дружбан на друга, не обезличивал их. Наоборот, старался, чтобы при подготовке к воздушному бою каждый мог и стремился привнести что - то близкое, индивидуальное, отвечающее его стилю, образу мыслей. Поощрял розыск, инициативу. Потом сообща разбирали, отбрасывали лишнее или в данном случае неприемлемое. Он приучал мыслить, разыскивать, творить, завсегда полагаться на себя, не теряться в всякий обстановке. Воспитание, а не подавление личности в каждом молодом воздушном бойце приносило свои плоды. Недаром лётчики эскадрильи резво входили в строй, становились мастерами своего дела. Безукоризненная исполнительность, дисциплинированность сочетались у них с умением стремительно и точно дать оценку обстановку, принять неожиданное, дерзкое вывод и вылезти победителем из сложного положения.

Основным правилом, которого придерживался Егоров при обучении в особенности молодых, недавно пришедших в летный коллектив офицеров, было наглядно представить самому, как необходимо делать. В одном из его наградных листов, в частности, указывалось: "В быту является скромным товарищем. При выполнении задания в воздухе, горя жгучей ненавистью к врагу, становится грозной силой для противника, показывает высокую уровень упорства и мужества воздушного бойца и командира - руководителя, обеспечивающего победу. Своим личным примером, хладнокровием и выдержкой воспитывает подчинённых..."

В Ноябре 1944 года на аэродроме Кечкемет, в Венгрии, шестёрка "Яков" вырулила на старт. Но вылет задерживался: на полосе находился штурмовик Ил-2, тот, что намедни совершил в этом месте вынужденную посадку. Пока его убирали и переносили старт, шло время. Наконец группа во главе с Егоровым поднялась в воздух. Взяли вектор движения на район прикрытия наших наземных войск. Егоров установил связь со станцией наведения.

- Прибавить прыть ! Быстрей ! - требовали с земли. Обстановка в районе барражирования на самом деле обострилась до предела. Три девятки Ju-87 под прикрытием 8 FW-190 приближались к расположению наших войск.

"Юнкерсы" уже перестраивались для нанесения бомбового удара с пикирования, когда наша группа приблизилась к району. По команде ведущего шестёрка со снижением на огромный скорости устремилась к вражеским самолётам. Боевой строй тех нарушился. Бомбы посыпались неприцельно. Основная проблема - не вручить противнику в аккурат сразить цели - была выполнена.

Вражеские бомбардировщики остались сзади. Разворот на 180 градусов. Прямо перед собой, слегка выше, Егоров увидел "Юнкерс". Длинная очередность, и тот кренится на правое крыло. Задымил. Опустил нос и устремился к земле. Взрыв ! Это не первая сбитая им агрегатина, но виктория в бою, облик дымного шлейфа за горящим вражеским самолётом - чувство непередаваемое !

Атака наших истребителей была в такой степени неожиданной, что "Фоккеры" из группы прикрытия, летевшие выше бомбардировщиков, только сейчас вступили в махач. Вот пара их спереди. Егоров увидел их своевременно. Крутой разворот. "Як" подрагивает... может слететь в штопор. Чуть отпустил ручку и еще раз на себя - основательный вираж. "Фокке - Вульфы" появились в отражателе прицела. Разворот ещё круче. Вот уже середина перекрестия спереди носа вражеской машины. Но тут ведомый "Фоккер" грубо уходит вниз. "Раз струсил - не страшен. Бой скоротечен. Не успеет он прийти на помощь своего ведущего", - решает Егоров. Ведущий пары в прицеле... Ручку на себя, увеличивая вращение. Дистанция метров 40 - 50. Очередь... "Фокке - Вульф" переворачивается кверху колесами и уходит вниз. Из пике ему уже не вылезти...

И тут дюжий толчок. Через рваное отверстие в полу видна почва. Правая плоскость пробита насквозь. Дыра такая, что мужчина пролезет. Самолёт летит со снижением. А оттого что покуда гонялись за врагами, ушли за линию фронта. Попытки повернуть истребитель в сторону своей территории ни к чему не приводят.

Опять "Фокке - Вульф" ! Несётся навстречу. Удар по крылу. Самолёт уже не снижается - надает со скольжением. Впереди болотце. На солнышко блестят влага и глянцевитый ил. Двигатель выключен. Касание... и кабина в один момент наполняется жидкой грязью. Заливает грудь, физиономия... С трудом выбрался из самолёта, и заново вражеский истребитель заходит... решил добить. Егоров отбежал в сторону и сгинул в трясину. Мешает парашют, а грязища засасывает всё глубже. Но вот ухватился одной рукой за куст и неторопливо - неспешно, из последних сил выбрался на зыбкую луговину. Отдышался, отстегнул парашют и первоначально пополз, а опосля уже неторопливо побрёл к видневшемуся через камыш в отдалении лесу.

Наконец твёрдая почва под ногами. Не прошёл и нескольких шагов, как с правой стороны раздалось резкое: "Хальт !" Повернул голову: двое немцев. Один снимает с плеча автомат. Снова Егоров бросился в камыш, бежал, теряя последние силы. Слышал выстрелы, пули одна за иной шлёпали о воду. Упал, и еще раз вонючая грязища проклятого болота лезла в лик человеческий, сковывала движения, затягивала в глубину. Немцы, видимо, побоялись сходить за ним. Прекратились и выстрелы.

Через немного дней добрался Егоров до своего аэродрома и вскоре на новом истребителе еще раз поднялся в небеса.

19 Февраля 1945 года эскадрилья Егорова прикрывала наземные войска, которые вели бои под Будапештом. В тот миг, когда группа, ведомая Егоровым, начинала разворот, нежданно с правой стороны и спереди, со стороны солнца, появилась шестёрка "Фокке - Вульфов". Николай не растерялся. Он понимал, что секунды решают всё, и направил машину навстречу ведущему. Тот отвернул, но ведомые устремились на советских времен истребитель, захватывая его в клещи. Резко ручку от себя - и трассы прошли сверху. Теперь рывок вверх - и "Фоккер" в сетке прицела. Очередь ! Вражеский самолёт зажегся и устремился к земле.

Разворот. Вдружбан потрясение поразил истребитель. Лопнула, разлетелась приборная доска, правую ногу пронзила боль. В кабине появилось полымя. В тот самый миг взорвался бензобак, и всё погрузилось в темноту - лётчик потерял разум.

Пришёл в себя в воздухе. Удалось вытащить парашютное колечко, и у самой земли он раскрылся. Удар о землю был до того дюжий, что Николай еще раз потерял рассудок.

Медленно возвращалась существование. Пытался пошевелиться, но ничего не получалось - правая лапа за спиной, не повинуется. Впереди, метрах в 50, идут двое. Ближе, ближе... Теперь уже ясно видно, что это немцы. Один поднимает автомат. Мелькнули вспышки. Ударило в шею, грудь, плечо. И опять небытие.

Очнулся от сильного удара. Перед ним сызнова вражеские солдаты, но это уже другие. На подошедший фургон положили немного трупов, на них бросили Егорова. Сверху ещё прах. Повозка двинулась.

Солдаты похоронной команды, видимо, заприметили, что советских времен лётчик жив. Во всяком случае, пришёл он в себя уже в концлагере. Может быть, хотели немцы изведать какие - то данные, а может, тренировался хирург, но Егорову оказали медицинскую содействие. Обработали раны от автоматной очереди: на шее, лопатке, плечевом суставе. Правую ногу ампутировали. Огромная, горячая волна боли захлестывала, не давая дышать, раздумывать. Как выжил - неизвестно.

...Наши войска, внезапным ударом разгромив части противника, освободили оставшихся в живых пленных. А для Николая начались новые испытания. Госпитали, переезды, новые операции, перевязки и постоянная, каждодневная, ежесекундная боль...

Долго пришлось лечиться. Наконец выписался из госпиталя. Вместоположение правой ноги протез, лапа безжизненно висит, не оставляют головные боли. Когда приехал в Москву, более того близкие не разом узнавали его.

Что совершать дальше ? Инвалид в 24 года. Неужели вот так и доживать, в стороне от дел, товарищей, авиации ?.. Решил твёрдо: нет, не сдамся ! Буду существовать, вкалывать. Для начала нужно заново быть в строю.

Написал сообщение Главнокомандующему ВВС с просьбой бросить его в рядах военных авиаторов. Просьбу его удовлетворили: приняли в Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. И начался мордобой. С самим собой, за себя, за своё местоположение в жизни. Постоянные тренировки помогли - правая длань становилась всё больше работоспособной. Привыкал к протезу. Не позволял себе расслабляться, волей преодолевал боль. Со стороны стало без малого не приметно, что вместо ноги у него протез.

В Мае 1946 года, уже будучи слушателем академии, прочитал в газете, что за сбитые лично 15 и в группе 1 самолёт противника, успешное выполнение боевых заданий и проявленные при этом смелость и геройство, отличную организацию групповых воздушных боёв и умелое руководство боевой работой эскадрильи, в результате чего руководимым им личным составом сбито 62 вражеских самолёта, Гвардии Старшему лейтенанту Егорову Николаю Сергеевичу указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза.

...Накануне памятного боя под Будапештом Старший лейтенант Егоров познакомился с Софьей, военным врачом батальона аэродромного обслуживания. Вечером танцевали, рассказывали о себе... А утром он улетел на поручение и не вернулся. После войны они нашли товарищ друга. И больше уже не расставались. В самые тяжёлые дни и ночи, наполненные болью и отчаянием, хозяйка всю дорогу была рядом с ним, вечно готовая схватить на себя хотя бы частицу его страданий, готовая на всё, только бы стало ему легче...

Помогали настоящие друзья, не оставляли в беде. Много хороших людей было рядом, потому всё выдержал и всё перенёс Николай Сергеевич Егоров. Помогла учёба, служба в качестве преподавателя на новом месте, это уже затем того как ушёл в отставку.

Вера в свои силы, твёрдость характера, преданность делу, которому служит, педагогический гений и влюбленность к людям, глубокие знания и умение передать их студентам - все эти качества снискали Егорову почтение и признание.

Для окружающих Егоров - эталон точности. Забыть, задержаться, не исполнить обещанное - не в его характере. Некоторые удивляются: как за недлинный срок он сумел исследовать не только свой предмет, но и многие другие дисциплины ? Как успевает наблюдать за новинками в живописи, поэзии, литературе ? С большим интересом молодёжь слушает лекции Николая Сергеевича. И в этом - его существование. Егоров не захотел быть инвалидом. Он всю существование был бойцом. И им остался.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Жердев Nikolay Jerdev

Совеpшил 105 боевых вылетов, 14 штуpмовых удаpов по скоплению живой силы пpотивника, в 46 воздушных боях сбил 11 самолётов лично и 3 в гpуппе. 0..
читать далее

Николай Зеленов Nikolay Zelenov

Старший лейтенант Н. А. Зеленов совершил 382 боевых вылета. В 47 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 8 самолётов противника. 10 Февраля..
читать далее

Николай Зуб Nikolay Zub

К Июлю 1943 года Гвардии Подполковник Н. А. Зуб произвёл 120 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 1 и в группе ещё 1 самолёт, 9..
читать далее

Николай Иванов Nikolay Ivanov

Гвардии Подполковник Н. П. Иванов совершил 50 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника. 0 года погиб в при выполнении боевого задания. 2..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий