Известные люди
»Николай Тотмин
Рождение: Россия с.Усть-Яруль, 19.12.1919 - 23.10
Николай Тотмин - Герой Советского Союза, советский военный летчик. Родился 19 декабря 1919 года.За год участия в войне Николай Тотмин совершил 93 боевых вылета, провел 29 воздушных боев, в которых лично уничтожил семь немецких самолетов. Старший лейтенант Тотмин погиб 23 октября 1942 года в воздушном бою в 18 км севернее города Тосно. Его самолёт упал в болото на оккупированной территории.
Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку, два курса Канского сельскохозяйственного техникума и аэроклуб. Работал в колхозе.
В РККА с 1939 г. В 1940 г. окончил Батайскую военную школу пилотов им. Героя Советского Союза Серова. Служил в 15-м истребительном авиаполку.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был летчиком 158-го истребительского авиаполка Северный фронта. Летал на И-16
4.07.41 г. совершил лобовой таран.
Утром старшина Тотмин первым поднялся в воздух для отражения налёта вражеской авиации на аэровокзал Рожкополье. Набрав высоту, он обнаружил восемь бомбардировщиков Ju.88, которые уже заходили в атаку на стоянку самолётов. Тотмин бросился им наперерез и с первой же атаки подбил ведущего. Строй юнкерсов распался. Продолжая штурмовать, Тотмин поджег второй бомбардировщик и хотел его добить, но в это время позади появились истребители сопровождения.
Оставив повреждённый бомбардировщик, Тотмин развернулся и пошёл в лобовую атаку. В завершающий миг фашист хотел отвернуть в сторону, но Тотмин, накренив свой истребитель, крылом срезал плоскость мессершмитта. Тот, кувыркаясь, упал на окраине аэродрома и спалился.
От удара И-16 потерял управления и вошёл в штопор. Тотмин попытался выпрыгнуть, но поток воздуха помешал этому. Тогда он руками выбросил купол парашюта за борт, и тот вытащил его из кабины на высоте 50 м.
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: Несколько подробнее мне хочется поведать о геройском поступке девятнадцатилетнего комсомольца-сибиряка Николая Тотмина: его таран - это наивысшая форма героизма. В жестоком бою в районе Рожкополья с двенадцатью вражескими самолетами Тотмин израсходовал весь боезапас. Можно было постараться оставить от противника, и никто не упрекнул бы его за это. Но Тотмин рассудил иначе: он должен биться до последнего вздоха. Кончились патроны, но есть таран. И комсомолец пошел на лобовой таран! Такого в истории важный авиации ещё не было. Вражеский пилот попытался увернуться от удара, но не успел, и совдеповский истребитель врезался в неприятельскую машину. Тотмин каким-то непостижимым чудом уцелел и спустился на парашюте. Нетрудно представить себе более того неосведомленному человеку что такое лобовой таран. Это - верная кончина. Две машины на огромной скорости несутся навстречу дружбан другу. Счет жизни измеряется секундами. У кого окажутся крепче нервы? Кто сдаст первым? Но и в случае, если кто-то свернет первым, вероятность столкновения велика. Тотмин же шел как раз на лобовой таран и сделал все возможное, чтобы недруг не уклонился от удара.
Любой прием воздушного боя требует от летчика отваги мужества и мастерства. Но таран, тем больше лобовой, предъявляет к человеку неизмеримо больше высокие требования. Воздушный таран - это не только молниеносный расчет, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это некогда всего подготовленность к самопожертвованию, последнее опробование на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учел, да и не мог учитывать супротивник, так как он имел о нашем народе, о нашем строе жутко смутное представление. И не невзначай за всю войну ни единственный вражеский пилот не отважился на таран.
Так что же: трусили гитлеровцы? Уверен, причина тому не отсутствие бойцовских качеств у противника. Дело значительно тоньше. Гитлеровские летчики, в особенности их старые кадры, были не из робкого десятка. На советско-германский фронт нацисты послали не желторотых птенцов, а опытных и жестоких бойцов, уверенных в себе и в своей технике. Но отвага отваге рознь. Одно - отвага профессионального убийцы, выполняющего чужую волю, в руках которой он только пушечное мясцо, и вовсе иное - отвага советского человека, замечательно осознающего те высокие цели, для которых он идет в махач. Только такие чувства рождают натуральный героизм, не ведающий предела. И только таковой героизм неизменно побеждает, более того если джентльмен и гибнет, оттого что сама конец его есть победа.
20.07.41 г. Тотмин сшиб ещё единственный самолёт противника.
22.07.41 г. старшине Тотмину Николаю Яковлевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
23.10.42 г. старшой лейтенант Тотмин погиб в воздушном бою в 18 км севернее города Тосно. Его самолёт упал в болотце на оккупированной территории.
Вэтого он совершил 63 боевых вылета.
В Усть-Яруле установлена мемориальная доска. Именем Героя были названы улицы в Красноярске, Усть-Яруле и в селе Ирбейское.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Челноков Nikolay Chelnokov
14 июня 1942 года Н. В. Челнокову присвоено звание Героя Советского Союза. 19 августа 1944 года он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден..
читать далее →
Николай Черненко Nikolay Chernenko
Пулемётчик, гвардии старший сержант, Герой Советского Союза.
читать далее →
Николай Шапошников Nikolay Shaposhnikov
Родился 10 февраля 1921 года в селе Кулешовка Подгоренского района Воронежской области. Отец - Шапошников Степан Александрович. Мать - Шапошникова..
читать далее →
Николай Шмельков Nikolay SHmelkov
Герой Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.
читать далее →