Известные люди

»

Николай Храмов

Николай Храмов Nikolay Hramov Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 17.10.1913
Подполковник Н. И. Храмов совершил 327 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в 113 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 4 самолёта противника. За мужество и отвагу, проявленные в Великой Отечественной войне и при освоении реактивной техники, 23 Февраля 1948 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 17 Октября 1913 года в Харькове, в семье рабочего. Многие годы жил в Москве. По окончании школы ФЗУ работал фрезеровщиком на электромеханическом заводе. С 1933 года в Красной Армии. В 1934 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков.

Боевую занятие начал как лётчик - истребитель, начальник звена в авиационном полку, защищавшем небосвод Москвы. Совершил больше 100 боевых вылетов. С 1942 года и до конца войны работал в штабе ВВС.

К концу войны Старший лётчик - инспектор Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии Подполковник Н. И. Храмов совершил 327 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в 113 воздушных боях сшиб лично 16 и в группе 4 самолёта противника. За мужество и отвагу, проявленные в Великой Отечественной войне и при освоении реактивной техники, 23 Февраля 1948 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны Подполковник Н. И. Храмов был начальником отдела Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды ( дважды ), медалями. 18 Октября 1950 года погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Харькове его именем названы улочка и учебное заведение, установлена мемориальная доска.

* * *

Битва за Москву разгоралась день ото дня. Она шла на земле и в небе. В Октябре напор немецких войск был в особенности ощутимым. Враг бросал в махач всё новые наземные части, направлял на Москву большие группы самолётов. Советские лётчики, защищавшие небосвод столицы, каждый день делали по нескольку вылетов, вели воздушные бои, штурмовали танковые и моторизованные вражеские колонны, наносили огневые удары по аэродромам противника, осуществляли разведку.

Надо учитывать, что численное превосходство в авиации было на стороне врага, он имел в 2 раза больше самолётов на московском направлении. И ещё: на вооружении наших авиационных частей в то время состояло как собак нерезаных устаревших самолётов. И всё же советские авиаторы умело защищали нашу столицу от налётов вражеской авиации. Немало самолётов Люфтваффе вогнали в мёрзлую землю Подмосковья и лётчики эскадрильи, которой командовал Капитан Н. И. Храмов.

- Как дела под Ленинградом, в Ростове, Одессе, Севастополе ? - без малого всякий вечерок вслед за тем боёв задавали лётчики тревожные вопросы своему комэску.

- Очень тяжело там, - отвечал Храмов. И неизменно добавлял: - Но вся держава, весь народонаселение думает в свое время всего о судьбе Москвы, о нас, её защитниках. Москва - сердце Родины, и сражаться за неё нужно до последнего патрона.

Лётчики своего комэска понимали. Дрались они с врагом на дальних подступах к Москве отважно, а боевому мастерству учились у Капитана Храмова. Боевой счёт эскадрильи неуклонно рос.

В канун годовщины Великого Октября Храмов вписал одну из ярких страниц в боевую историю своей части. В тот день его эскадрилья несла боевое дежурство. Самолёты заправлены горючим, оружие заряжено, лётчики готовы по сигналу взмыть навстречу врагу. На аэровокзал поступил знак с поста воздушного наблюдения о появлении вражеского самолёта, шедшего на громадный высоте. Храмов и его ведомый стремительно взлетели, чтобы перехватить неприятеля.

Пробит начальный слой свинцовой облачности. Капитан оглянулся: ведомый шёл за ним, не отстал в облаках. Но над парой висел второй слой облаков, пришлось еще раз залезать в эту осеннюю хмарь, чтобы пробиться вверх, туда, где летел противник. Пробились. Комэск увидел "Юнкерс" и разом же устремился к нему.

Немецкий лётчик, видимо, заметил пару советских истребителей и поспешил свалить бомбы, а далее нырнуть в облака. Но некогда чем он скрылся, по нему успел раскрыть пламень ведущий истребитель. Он поразил воздушного стрелка, защищавшего "Юнкерс" с задней полусферы.

Подбитый бомбардировщик всё же сумел нырнуть в облака, при всем при том Храмов настиг его и метким огнём добил. Немецкие лётчики выбросились из горящего "Юнкерса" и с парашютами спустились на заснеженное поле Подмосковья. Здесь их пленили наши пехотинцы.

Командир экипажа "Юнкерса" на допросе дал важные сведения. Был он опытным пилотом, бомбил Варшаву, укрепления линии Мажино, французские и бельгийские города. Его доля, как и некоторые другие, перебросили на московское ориентация из Голландии. Немец назвал строй аэродромов базирования этих частей.

- Двойной счастливый момент у тебя, Николай Иванович, - сказал начальник полка в тот предпраздничный вечерок Капитану Храмову. - Врага вогнал в землю - это раз, фашист выдал ценные сведения - это два. Ну а в - третьих, - поздравляю тебя с праздником Великого Октября. Пойдем внимать радио, транслируют из Москвы радостную весть: торжественное совещание.

- Вот это торжество ! - воскликнул Храмов.

- И это не всё, Капитан, - продолжил начальник полка - Возможно, завтра на Красной площади парад будет. Понял ? А раз понял, то с утра твоей эскадрилье сызнова быть на боевом дежурстве. Бдительность - тройная !

- Понятно. Предлагаю одно звено всё время удерживать в воздухе. Посменно барражировать. А то потому что в то время как знак дадут, в то время как взлетишь, наберёшь высоту, фашисты будут близки к цели.

- Дело говоришь, Капитан. Давай потолкуем.

С утра 7 Ноября лётчики эскадрильи Капитана Храмова непрерывно несли дежурство в воздухе, барражируя в заданных районах парами истребителей, курсируя по принципу ножниц. Надёжный приём прикрытия наземных целей...

Весомый вклад вписали эскадрилья Капитана Храмова и лично комэск в заключение исторической задачи первого периода войны - в разгром врагов под Москвой. Десятки сбитых самолётов врага, сотни штурмовых ударов по наземным целям, непрерывная разведка противника - таков краткий перечень боевых заданий, выполненных эскадрильей. В последующих боях Храмов не раз водил в махач своё подразделение, воспитывал молодых лётчиков, передавая им свой боевой навык.

Вызов в Москву, в штаб ВВС, в разгар боёв 1942 года для Майора Храмова был неожиданным. Первая болтовня в штабе состоялась с Героем Советского Союза Полковником С. И. Мироновым, тот, что, не теряя времени, заявил Храмову:

- Предлагаем вам, приятель Майор, новую пост. Будете вкалывать у нас лётчиком - инспектором. Как смотрите на это ?

- Товарищ Полковник, я же не штабист, а строевой начальник, лётчик.

- Понимаю вас. Но нам необходимы крепкие командиры с боевым опытом. Вашу кандидатуру обсуждали. В боях под Москвой вы командовали эскадрильей, а вслед за тем, на Воронежском фронте, - полком. Воевали ладно, лично сшибли 13 вражеских самолётов. В вашей эскадрилье и в полку потери минимальные. Значит, воюете грамотно. Словом, для новой работы подходите. А забот вам в боевых полках совершенно хватит.

Беседа затянулась. Впрочем, Полковник Миронов и не торопился её заканчивать. Он в деталях рассказал Храмову о задачах лётчиков - инспекторов: главное - это действовать в войсках, анализировать организацию и проведение полётов, порядок боевой выучки, проводить показательные занятия, улучшать организацию боевых полётов, учений, разбор боевых действий групп.

- Каждый месяц по 3 недели в войсках, - сказал в заключение Миронов. - В Москве ежемесячно одна неделька на отчёты и предложения и на "зарядку". Да, вот ещё шибко важное. Придётся случаться и в глубоком тылу, на испытательных аэродромах. Там предстоит проверять самолёты новых типов, одаривать по ним заключения, рекомендации, словом, "крестить" новые образцы боевых машин. Подумайте, приятель Майор, завтра жду вашего ответа. Кстати, сегодня некоторые лётчики - инспекторы находятся тут, побеседуйте с ними - это полезно.

На иной день Храмов дал согласие на новую работу. А вскоре вкупе с лётчиками - инспекторами А. Ф. Семёновым, М. С. Сапроновым и А. П. Силантьевым вылетел на фронт. Перед отлётом Полковник Миронов поставил им задачу крайне немногословно:

- В корпусе Генерала Благовещенского что - то не ладится с самолётами Ла-5. Поезжайте и разберитесь.

Генерал А. С. Благовещенский принял инспекционную группу настороженно. Объяснил, что самолёты Ла-5 в бою не показывают должной скорости и других тактико - технических данных, что затрудняет боевую работу лётчиков. Кто повинен в этом ?

Храмов с товарищами полетели в полки, стали выяснять, как идёт эксплуатация Ла-5. Работали напряжённо и установили, что самолёт "недодаёт" скорости и маневренности по нескольким причинам, зависящим от технического и лётного состава полков. Техникам и механикам не хватало культуры в обслуживании истребителей, а лётчики зачастую не соблюдали в полётах ряда рекомендаций. Всё это не только снижало прыть самолёта, но и ухудшало его маневренность.

- Bcё это концепция, друг Майор, - сказал Храмову начальник полка, - а в деле - то как ваши рекомендации будут глядеться ?

- Очень несложно, - ответил Храмов, - пойдёмте в дежурное звено, и по вашей команде поведу его в махач. С лётчиками я уже познакомился.

Подъехали к стоянке самолётов. Здесь Храмов показал, что из - за небрежности при маскировке машин ветками и кустарниками на плоскостях были царапины, вмятины, а это нарушало обтекаемость поверхности машины. Кроме того, скверно подогнаны посадочные щитки, а хвостовые костыли находятся в выпущенном положении. Все эти и строй других, казалось бы, мелочей ухудшали аэродинамику самолёта, снижали его прыть, маневренность.

- Почему на всех машинах сброшена подвижная количество фонаря кабины ?

- Были случаи заклинивания фонаря, - объяснил начальник полка. - Лётчику надобно сигать с парашютом, а фонарик заклинило...

- Знаком с этим дефектом, он был на машинах первых выпусков, в настоящий момент дефект устранён. Значит, полетим с закрытыми фонарями.

Вскоре поступила команда на взлёт дежурного звена: к аэродрому приближалась группа "Юнкерсов". Звено повёл в махач Храмов. Он чётко возглавлял им по радио, следил за обстановкой и, когда с запада показались бомбардировщики, одной паре дал команду набрать высоту, сковать "Мессеров", а сам с ведомым атаковал ведущий "Юнкерс". Атаковал на встречно - пересекающихся курсах и с короткой дистанции дал по врагу пулемётно - пушечную очередность. "Юнкерс" свалился на крыло, пошёл к земле.

Девятка "Юнкерсов", потеряв ведущего, заметалась. А пара Храмова повторила атаку с задней полусферы, и ещё единственный бомбардировщик пылающим факелом понёсся к земле. Оставшиеся "Юнкерсы", сбросив беспорядочно бомбы, поспешили убраться восвояси. Ни единой вражеской бомбы не взорвалось на нашем аэродроме, тот, что надёжно прикрыло звено Храмова. Потом, на земле, он сделал разбор боевого вылета, похвалив лётные качества Ла-5.

Несколько раз слетал Майор Храмов с лётчиками этого полка на боевые задания, проверил некоторых из них в учебных полётах, побеседовал с командирами эскадрилий, звеньев. Затем вся группа инспектирующих собралась в штабе у Генерала Благовещенского, где и подвели итоги своей работы в полках, обобщили рекомендации. А через некоторое время из корпуса в Москву стали являться сообщения о том, что Ла-5 - отличная боевая агрегатина и что лётчики на ней благополучно бьют "Мессеров".

Свои выводы и конкретные рекомендации инспектирующие довели до командиров и всего личного состава боевых полков, а возвратившись в Москву, обобщили рекомендации и приняли меры, чтобы внедрить их во все полки, вооружённые Ла-5. Боевые возможности этого самолёта стали употребляться лучше, и тот самый истребитель до конца войны надёжно служил в ранге одного из лучших.

- Хорошее крещение получили вы, Майор, в этой командировке, - сказал Полковник Миронов, выслушав отчет лётчика - инспектора. - Теперь учитесь мыслить не масштабом эскадрильи и полка, а всей нашей истребительной авиации. Побудьте неделю - другую в нашем специальном тренировочном полку, познакомьтесь в нём со всеми основными типами истребителей - отечественных и иностранных, в том числе и немецких. На "Мессере" не приходилось летать ?

- Конечно, нет, - ответил Храмов.

- Полетайте на нём. Прикиньте его сильные и слабые стороны, подумайте, как лучше ударять его. Потом в полках обучать будете лётчиков.

Вскоре Храмов и его новые сослуживцы лётчики П. С. Середа, А. П. Силантьев, А. Ф. Семёнов и М. С. Сапронов полетели в основательный тыл, в единственный из центров переучивания лётчиков на новые для них самолёты. Трое инспекторов полетели на "Яках", а Сапронов и Храмов - на Ме-109. Лететь на "Мессере" с его опознавательными знаками в тыл страны - занятие рискованное, их могли сшибить по недоразумению наши зенитчики, но всё обошлось успешно.

"Копай - город" - так называли острословы тот самый учебный середина за обилие землянок, в которых размещался собственный состав. Здесь в те дни были лётчики авиадивизии Генерала И. А. Лакеева, осваивавшие свежий самолёт.

Инспекторы сию минуту подметили значимый недочет в методике обучения лётчиков полков: главное чуткость было сосредоточено на отработке техники пилотирования в ущерб боевому применению. Да и само обучение пилотированию шло по - старинке, не обращали внимания на формирование у лётчиков осмотрительности в воздухе.

- Каков налёт на каждого человека ? - спросил Майор Храмов у командира полка.

- 20 часов.

- Но ибо положено 30 !

- Экономим горючее. Оно нам сгодится для боёв.

- Сэкономим бочку бензина, а в бою потеряем бочку крови, - возразил Храмов.

Поинтересовался он и тем, сколь лётчики проводят учебных воздушных боёв, сколь ведут стрельб по конусу, по наземным целям. Выводы были неутешительными. Его сослуживцы в других полках обнаружили такие же недостатки. Доложили командиру дивизии, и в итоге обучение лётного состава существенно и одним духом улучшилось. В дополнение ко всему инспекторы познакомили лётчиков с немецким Ме-109, а Храмов провёл немного показательных воздушных боёв на своём "Мессере" супротив "Яка", продемонстрировав сильные и слабые стороны немецкой машины.

Побывали лётчики - инспекторы и в ряде лётных училищ. Там выявили серьёзные недостатки в обучении курсантов и многое сделали для того, чтобы выпускники училищ выглядели в бою умелыми воинами.

Всегда ли принимали рекомендации лётчиков - инспекторов в войсках благосклонно и с благодарностью ? К сожалению, нет. Иногда бывало и так. Прибывает инспектор в боевой полк, а начальник части смотрит на него как на штабиста - тыловика. При первом знакомстве боевые ордена, скрытые под лётной курткой ещё прибывшего, не видны, и идёт разговорчик на безупречно разных волнах.

Так было не один раз и с Майором Храмовым. Прилетел он летом 1943 года в единственный из полков, поработал в нём день, прочий. Высказал строй рекомендаций по тактике ведения воздушного боя. Командир полка воспринял их иронически. Храмов возглавил звено, вылетел с ним на выполнение боевого задания и благополучно сшиб вражеский самолёт. И это не убедило командира полка в ценности рекомендаций Храмова.

- Лпотому как самолёт сбит моими лётчиками, либо это чистая случайность. Не может тыловик сражаться лучше наших.

Это переполнило чашу терпения, задело честь Майора Храмова. Узнав о споре, начальник дивизии Генерал С. П. Денисов, сам боевой лётчик, отменно понимавший, что означают для собрата по профессии подобные упрёки и недоверие, решил:

- Быть соревнованию !

Пара истребителей изготовилась к учебному бою на глазах всего лётного состава полка. Первым взлетел Майор Храмов. Едва набрав небольшую высоту, он одним духом выполнил на повышенной скорости серию фигур высшего пилотажа: горки, бочки, петли, вызвав искреннее восхищение лётчиков и техников, наблюдавших с земли за полётом. Не стал таить своих чувств и соперник Храмова, отказавшись от вылета. Авторитет инспектора стал непререкаемым, а его рекомендации и советы принимались тотчас к исполнению.

Изумлял своим высоким лётным мастерством Майор Храмов не только наших собратьев по оружию, но и американских и английских лётчиков. В середине 1942 года его в группе наших лётчиков и инженеров направили в Архангельск принимать американские самолёты, прибывшие на кораблях морем. На аэродроме собрали машины. Храмову приглянулся единственный из истребителей. Он осмотрел его, "поколдовал" в кабине самолёта, прочитал документацию и попросил своего командира Героя Советского Союза Полковника Б. А. Смирнова дозволить ему облетать эту машину.

- Этого действовать воспрещено. Нужно полно и длительно обучаться, чтобы взвиться на таком сложном самолёте, - заявил агент американцев.

Полковник Смирнов добро знал Храмова как прекрасного лётчика и удовлетворил его просьбу. Храмов взлетел, сделал "коробочку" над аэродромом, набрал высоту, спикировал, а следом безукоризненно "выписал" в небе такие фигуры высшего пилотажа, на которые не решались американские лётчики.

Шли дни, недели, месяцы боевой, организаторской, воспитательной работы лётчика - инспектора Майора Храмова. Росло цифра его учеников, возрастал собственный счёт уничтоженных им вражеских самолётов, и, как говорил Генерал Миронов, ему стало привычным аналитическое мышление в масштабе всей советской авиации. Он познал не только истребительную, но и бомбардировочную, штурмовую авиацию, решая вопросы их взаимодействия и грамотного использования в бою. И всё это во имя победы, в которую он вложил весь пыл своего сердца, всё своё лётное мастерство.

Огни салютов в честь великой Победы ещё не озарили московское небосклон. До штурма Берлина оставались не дни, а месяцы, когда Майору Храмову предложили ещё раз перейти на новую работу. Наша авиация вышла в своём развитии на порог новой эры - реактивных самолётов, и боевой лётчик Храмов стал в цифра первых её разведчиков. С присущей ему энергией он полностью отдался освоению новой техники, скрупулезно изучал возможности новых самолётов и овладевал искусством управления ими в самой различной воздушной обстановке. Как и раньше, он не только учился сам, но достигнутое и познанное щедро передавал другим, ясно сознавая, что будущей реактивной авиации потребуются не единицы, а тысячи крылатых специалистов.

На воздушном параде в Августе 1947 года советские лётчики в составе звена в первый раз в истории реактивной авиации продемонстрировали высший групповой пилотаж на реактивных самолётах. Звено вёл Полковник Храмов. В составе его звена летели друзья - однополчане В. В. Ефремов и П. Г. Соловьёв. В прессе тот самый полёт называли триумфом советской авиации.

Характер Храмова таков, что ему не пристало упиваться достигнутыми успехами. Упорная служба по освоению новой техники продолжалась. Усложнялись задачи, возникали неизведанные проблемы. Но вот на очередном воздушном параде, в 1948 году, изумила всех пятёрка реактивных истребителей. В составе её был кавалер Золотой Звезды Полковник Николай Иванович Храмов, боевой лётчик минувшей войны, первопроходец эры реактивной авиации...

И хотя звание Героя Советского Союза он получил уже потом Великой Отечественной войны, совершенно заслужил его в воздушных боях. Военный пилот 1-го класса Полковник Н. И. Храмов погиб 18 Октября 1950 года при исполнении служебных обязанностей.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Худяков Nikolay Hudyakov

Всего совершил за войну около 460 боевых вылетов, провёл десятки штурмовок, в 70 воздушных боях сбил лично 20 и в группе 3 самолёта противника. 0..
читать далее

Николай Часнык Nikolay Chasnyk

В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года работал в Северо - Кавказском управлении Гражданской авиации. Награждён орденами Ленина..
читать далее

Николай Шкодин Nikolay Shkodin

Заслуженный военный лётчик СССР. За его плечами - большая и непростая жизнь, которая вместила в себя много событий и в том числе - Великую..
читать далее

Николай Шульженко Nikolay Shulzhenko

Гвардии капитан Н. Н. Шульженко совершил 280 боевых вылетов. Проведя около 70 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника. Награждён орденами..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий