Известные люди

»

Отто Свердруп

Отто Свердруп Otto Sverdrup Карьера: Путешественник
Рождение: Швеция
Так как экспедиция проследила в эти годы также все южное побережье Элсмира, а его восточное и северное побережья были уже ранее известны, то Свердруп, следовательно, завершил открытие Элсмира: именно в 1902 году этот остров получил те очертания, которые мы видим теперь на картах Западной Арктики. Позднейшие экспедиции внесли только частичные исправления и уточнения в карту острова.

Норвежец Отто Свердруп, видавший виды мореходец, впервой попал в Американскую Арктику в 1888 году, а в августе-сентябре того же года он вкупе с Фритьофом Нансеном на лыжах впервой пересек студеный купол Гренландии. И когда позднее Нансен начал к организации арктической экспедиции на пароходе "Фрам", он пригласил Отто Свердрупа на место капитана.

Летом 1893 года Свердруп, выйдя из Осло, провел "Фрам" Северным морским путем в Восточно-Сибирское море. 22 сентября под 7850' северной широты и 13330' восточной долготы он пришвартовался к огромный льдине, с тем чтобы по заблаговременно разработанному плану Нансена активизировать дрейф "Фрама" в полярном бассейне.

15 ноября 1895 года "Фрам" находился на 8556' северной широты и 66ЗГ восточной долготы, и в этом пункте закончилось его продвижение на северо-запад. Далее судно дрейфовало уже в юго-западном направлении и утром 13 августа 1896 года вышло в свободное, не скованное льдом море. А рядом полуночи того же дня спереди показалась почва - мыс у входа в Рауд-фьорд на крайнем северо-западе Шпицбергена. "1041 день прошел с тех пор, как мы в концевой раз видели землю" (Свердруп).

Во время без малого трехгодичного дрейфа Свердруп, как и все его спутники, целиком заслуженно полюбили "Фрам": "больше крепкого, больше великолепного корабля не построил ещё никто; равного ему нет в мире..." На этом судне на рубеже XIX- XX веков (1898-1902 годы) Отто Свердруп, самый-самый прославленный ледовый капитан того времени, провел, выполняя в то же время обязанности начальника и капитана корабля, вторую норвежскую исследовательскую полярную экспедицию, которая вошла в историю географических открытий под названием "Второй великой экспедиции "Фрама".

Районом исследования на тот самый раз была уже не Восточная, а Западная Арктика. Субсидировали новую экспедицию три норвежских капиталиста - Аксель Хейберг и братья Эллеф и Амунд Рингнесы. Первоначальный проект, разработанный по их просьбе Нансеном, был прост: шагать на север от Баффинова залива "посредством проливы и вдоль северного берега Гренландии может быть дальше, в то время как не придется застопориться на зимовку".

Получив сквозь Нансена такое предложение, Свердруп заявил: "Высоко на севере на карте полно белых пятен, и я с охотой закрашу их в норвежский цвет". Экспедиция взяла с собой провианта на пять лет (на 16 джентльмен экипажа). В июле "Фрам" вошел в Баффинов залив, в середине августа он был в проливе Смит, но у северного выхода из него вынужден был из-за непроходимых льдов застопориться на зимовку у острова Элсмира.

В середине зимы 1898-1899 годов Свердруп и его спутники совершали только относительно короткие охотничьи экскурсии на остров Элсмира: там, неподалеку от места зимовки "Фрама", паслись стада мускусных быков. В эту зиму умер эскулап экспедиции.

Остров Элсмира был в то время без малого не исследован. На карту - крайне неточную - были нанесены только его восточное и северное побережье. Иногда он изображался как двойственный остров, разделенный приблизительно у 79 северной широты "проливом Хейса"; к северу от этого мнимого пролива на карте размещались открытые американцами Земля Гриннелла и Земля Гранта с нанесенными пунктиром (то есть предположительно) западными берегами, к югу - открытая англичанами Земля Элсмира с безупречно неизвестным западным берегом и "Норт-Лин-кольн", прямо прилегающий к проливу Джонс. Свердруп убедился уже в сентябре 1899 года, когда совершил первостепеннный поход по проливу в лодке на запад от места зимовки, что на карте полно погрешностей. В тот самый раз он продвинулся только до 84 западной долготы, так как был остановлен льдами, но все же открыл два больших фьорда на южном побережье острова Элсмира.

С наступлением зимы Свердруп с пятью спутниками заново отправился на запад на санях с собачьей упряжкой. На тот самый раз он продвинулся до 90 западной долготы, где берег круто поворачивал на север. В апреле 1899 года Свердрул и зоолог экспедиции датчанин Эдвард Бай исследовали "пролив Хейса". От вершины Флаглер-фьорда (западная ветка залива Бьюкенен) они шли на запад по забитой льдом долине, перевалили небольшую возвышенность, и перед ними нежданно открылся просторный, покрытый льдом фьорд. Свердруп назвал его в честь своего спутника Бай-фьорд. Путешественники достигли западного берега острова Элсмира. Новооткрытый фьорд простирался на десятки километров в широтном направлении и впадал в прочий, "в отдалении вдающийся в сушу основательный фьорд", имевший в основном меридиональное ориентация. Вскоре было доказано, что тот самый "прочий фьорд" - на самом деле пролив, и он был назван Эврика. А за ним Свердруп и Бай явственно видели "большую горную цепочка высотою немного тысяч футов, с заполненными снегом расселинами и черными обрывами, с зубчатыми вершинами и дикими пропастями". Это был гористый участок восточного берега крайне большого острова. Позднее Свердруп назвал его - в честь главного "покровителя" экспедиции - островом Аксель-Хейберг. В мае-июне картограф экспедиции Гуннар Исаксен и матрос Уве Браскеруд исследовали обширную полосу острова Элсмир к югу от Бай-фьорда и подтвердили присутствие "другого большого фьорда" меридионального направления, то есть пролива Эврика.

Ледовые условия в Бассейне Кейна в летнюю навигацию 1899 года продолжали оставаться весьма неблагоприятными, и Свердруп, отчаявшись пробиться к северу, в конце августа принял ответственное решение: поворотить на юг и зайти в пролив Джонс. 1 сентября "Фрам" остановился на вторую зимовку в одном из фьордов южного берега Элсмира. Как увидим ниже, это вынужденное отступление привело Свердрупа к крайне важным открытиям в Американском Арктическом архипелаге.

Пролив Джонс посещался порой морскими экспедициями и китобоями, но более того к концу XIX века он был только одним из шибко крупных фьордов. Таким образом, было обойдено все южное побережье Элсмира.

Во время этого санного похода Свердруп впервой увидел узкий пролив между полуостровом Симмонс и противолежащим небольшим островом (Норт-Кент), а в проливе "громады торосов, уносимых мощным приливо-отливным течением с ужасающей скоростью в бешеном водовороте". Он дал проливу наименование "Адские ворота", в переводе на британский "Хелл-Гейт" (так и на наших картах).

Весной 1900 года Свердруп с тремя товарищами прошел на санях посредством "Адские ворота" и открыл к северу от пролива широкое водное пространство - Норвежский залив. Восточная ветка его, сильно вдающаяся в остров Элсмира, была названа Бауман-фьордом - в честь помощника капитана Виктора Баумана. Продолжая изучение Норвежского залива в настоящее время уже в западном направлении, норвежцы вышли к юго-западной оконечности Аксель-Хейберга и оттуда повернули на север, вдоль берега этого острова. Вскоре Свердруп, заметив на западе очертания прочий земли, послал туда на разведку Гуннара Исаксена и матроса Сверре Хассела, а сам с матросом Иваром Фосгеймом продолжал топать на север и проследил западный берег Аксель-Хейберга до 8055' северной широты, где поставил гурий. Состояние упряжных собак внушало обоим серьезные опасения, они повернули вспять и прибыли на "Фрам" в начале июня.

Через две недели туда вернулись Исаксен и Хассел. Они только бегло осмотрели новую землю, расположенную к западу от Аксель-Хейберга, и не могли поведать о ней ничего вразумительного, помимо неужели того, что она, по-видимому, велика. Исаксен оправдывался тем, что его одометр (агрегат для определения пройденного пути) сломался.

Наступило лето 1900 года, но Свердруп и не думал ворочаться вспять в Бассейн Кейна, с тем чтобы воспроизвести попытку обогнуть с севера Гренландию. Позднее он ссылался на то, что этим путем уже шел Пири, а район к западу от Элсмира был на карте "белым пятном" и не следовало отказываться от его изучения, так счастливо начатого.

В августе "Фрам" пошел на запад сквозь пролив Джонс. Экспедиция уточнила карту северо-западного побережья острова Девон, где был открыт полуостров Колин-Арчер. Завершив изучение широкого пролива Джонс, "Фрам" вышел из него в северо-западном направлении сквозь разреженные льды узкого пролива Кардиган, но сию минуту же за ним был остановлен тяжелыми льдами. Освободиться удалось только в середине сентября, но движение может быть было только в обратном, юго-восточном направлении; и "Фрам" вернулся в пролив Джонс и стал на третью зимовку в Гус-фьорде.

Санные походы в 1901 году привели к новым крупным открытиям. Исаксен и Хассел в апреле-июне реабилитировали себя удачным исследованием огромный земли, лежащей к западу от Аксель-Хейберга. Они доказали, что эта почва отделена проливом Хенриксен от острова Корнуолл, открытого с юга экспедицией Белчера, обошли ее куда ни глянь по часовой стрелке и обнаружили, что она состоит из двух крупных островов, отделенных приятель от друга проливом Хассел. В честь братьев Рингнес ближний, меньший, остров был назван Амунд-Рингнес (6500 квадратных километров), а отдаленный, более значительный, остров - Эллеф-Рингнес (13 300 квадратных километров). К югу от Эллеф-Рингнеса, за Датским проливом, Исаксен видел какую-то землю, назвал ее Кинг-Кристиан и условно нанес на карту, очень преувеличив ее размеры, что позднее доказал Стефансон. Северо-западный выступ Эллеф-Рингнеса был назван полуостровом Исаксен. Расположен он у 160 западной долготы, за 79 северной широты, и к западу от него на этой и больше высоких широтах нет, как в настоящий момент доказано, ни клочка суши вплоть до Северной Земли.

Почти в то же время две пары людей с "Фрама", двигаясь с юга на север, исследовали пролив Эврика. Сам Свердруп и геолог экспедиции ПерСхей проследили участок восточного берега Аксель-Хейберга, а матрос Ивар Фосгейм и меньший помощник капитана Олуф Ронес - противолежащий западный берег острова Элсмира. Вторая пара добилась больших результатов: она прошла на север вдоль всего пролива Эврика и открыла при этом два крупных полуострова - Ранее на юге и Фосгейм на севере.

Летом 1901 года "Фраму" не удалось вылезти из Гус-фьорда, и он остался там на четвертую зимовку. В апреле-мае 1902 года Свердруп и Схей прошли к северному выходу из пролива Эврика. Там они открыли простирающийся в северо-западном направлении просторный пролив Нансена, выведший их прямо к океану, проследили - на пути туда и вспять -оба берега пролива и, таким образом, без малого завершили открытие береговой линии Аксель-Хейберга. Не менее немаловажно было то, что в 1902 году экспедиция закончила изыскание всего западного побережья Элсмира, начатое весной 1899 года; за три года ее участники обошли это побережье, со всеми его многочисленными фьордами и полуостровами, от пролива Джонс до устья пролива Нансена.

Так как экспедиция проследила в эти годы кроме того все южное побережье Элсмира, а его восточное и северное побережья были уже прежде известны, то Свердруп, стало быть, завершил открытие Элсмира: аккурат в 1902 году тот самый остров получил те очертания, которые мы видим в настоящее время на картах Западной Арктики. Позднейшие экспедиции вписали только частичные исправления и уточнения в карту острова. А раз без малого вся береговая черта Элсмира была точно нанесена на карту, то уже тогда разрешено было твердо произнести, что хоть тот самый остров и шибко уступает по размерам Баффиновой Земле, но значительно больше каждый прочий части Американского Арктического архипелага, помимо, быть может, Виктории.

Летом 1902 года "Фрам", в конце концов, освободился из ледового плена и вернулся в Норвегию. Отто Свердрупа чествовали как национального героя Норвегии.

Крупнейшие земли, открытые Второй великой экспедицией "Фрама", были полностью справедливо названы именем капитана "Фрама": немалый архипелаг к западу от Элсмира - островами Свердрупа, южная количество Элсмира - Землей Свердрупа. На карте Американского Арктического архипелага появились кроме того, как мы видели, имена без малого всех остальных участников норвежской экспедиции, независимо от их национальности и положения - от старшего помощника капитана до гарпунщика и простых матросов. И такое обновление карты Американского Арктического архипелага было полностью заслуженно: Отто Свердрупу удалось сотворить слаженный исследовательский коллектив, равного которому не было в истории открытия Западной Арктики.

Так же читайте биографии известных людей:
Отто Коцебу Otto Kotzebu

Коцебу не только нанес на карту новые острова, он исправил многочисленные ошибки в определении координат островов, допущенные иностранными..
читать далее

Отто Струве Otto Vasilevich Struve

Струве (Отто Васильевич, родился в 1819 г.) - астроном. Воспитывался в дерптской гимназии; затем слушал в Дерптском университете лекции, а в то же..
читать далее

Отто Шмидт Otto Smidt

В 1921-1924 годах Отто Юльевич Шмидт руководил Госиздатом. Ему принадлежит идея издания Большой советской энциклопедии. Он же был главным редактором..
читать далее

Отто Ранк Otto Rank

В 1913 Ранк защитил докторскую диссертацию в Венском университете, с 1912 по 1924 был редактором первых психоаналитических журналов Имаго (Imago) и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий