Известные люди
»Павел Кашуба
Рождение: Россия, 3.1.1913
Герой Советского Союза (26.11.41). Награжден орденами Ленина и Красной Звезды, медалями.
В 1933 г. окончил Краснодарский кооперативный техникум. Учился на планово-экономическом факультете Московского института советской кооперативной торговли Центросоюза СССР.
В 1935 г. призван в РККА. В 1936 г. окончил Ейского военно-морского авиационного училища. Служил в ВВС Балтийского флота.
В 1937 г. демобилизовался. Работал начальником штаба, а потом командиром авиаотряда Пятигорского аэроклуба.
В январе 1941 г. был откомандирован в Северное подразделение 2 Всесоюзного треста лесной авиации Наркомлеса в г. Красноборск Архангельской области. Работал летчиком пожарной охраны.
Около ста тысяч километров налетал пилот Кашуба до войны, без малого 2300 часов пробыл в воздухе.
Участвовал Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Вместе с группой красноборских пилотов был направлен в 1-ю эскадрилью Особой авиагруппы связи ГВФ.
Член ВКП(б) с 1941 г.
С осени 1941 г. - в кадрах РККА. Служил летчиком 2-й авиагруппы особого назначения Генштаба Красной Армии. Выполнял специальные задания в тылу врага - совершал полеты на связь с партизанами, вывозил раненых, высаживал за линией фронта разведывательно-диверсионные группы.
13.10.41 г. в сложных условиях наземной и воздушной обстановки вывез из окружения раненого командующего Брянским фронтом генерал-лейтенанта Еременко.
Так уж получилось, что в первые месяцы Великой Отечественной войны многие полки, дивизии Брянского фронта оказались во вражеском окружении, они вели упорные бои, стремясь выскочить из кольца. 13 октября 1941 года командующий фронтом генерал А.И. Еременко был нелегко ранен. В своей книге В начале войны он вспоминает: Я был ранен в правую ногу и правое плечо несколькими осколками авиационной бомбы. Этой же бомбой был ранен и секретарь партийной комиссии фронта приятель Шумок. Мы спаслись чудом. Нас подняли. Перевязали и понесли в деревья...
Чтобы вывезти из окружения раненого генерала, был экстренно, в тот же день был отправлен в тыл врага маленький авиалайнер ПО-2, ли кукурузник, как его прозвали фронтовики. Пилотировал его старшой лейтенант Кашуба...
- Меня положили в авиалайнер, - продолжает свой расклад Еременко, - чтобы по приказанию Ставки Верховного Главнокомандования отвезти в Москву. Сел со мной и мой адъютант В.П. Хирных. Взлетная площадка представляла собой поле с высокой стерней, а выпавший намедни снег растаял, и почва раскисла. Все это затрудняло взлет. Двукратная попытка приподнять ПО-2 в воздух не увенчалась успехом. Тогда пилот Кашуба попросил меня не хватать с собой адъютанта. После того как Хирных, пожав мне руку и пожелав счастливого пути, оставил авиалайнер, нам удалось в конце концов отколоться от земли. В абсолютной темноте свой ночной бомбардировщик набрал высоту и лег на вектор движения... Долгие часы полета, я немного раз терял сознание.
Темной октябрьской ночью 1941 года у деревни Пилюгино Иваньковского района Тульской области упал авиалайнер ПО-2. Два пожилых колхозника, стороживших собранный урожай, слышали прерывистый рокот и чихание в небе мотора, тот, что, наверное, пытался завести пилот, но вскоре все стихло. В полной тишине авиалайнер планировал на заснеженное поле. Летчик, не выпуская из рук штурвала, пытался править падающей машиной. Сторожа подошли к упавшему самолету и увидели около него человека в летном шлеме.
- Кто будешь? - спросил единственный из них, сжимая в руках винтовку.
- Свой, папаша. Бпища у меня приключилась. Помоги скорее, позови людей. Нужны носилки и какая-нибудь телега. Человека тяжелораненого, генерала с фронта я вез, да агрегатина моя сдала. Чудом в темноте не разбилась.
Вместе с селянами пилот перенес раненого в избу, заботливо ухаживал за ним, перевязывал. Поил теплым молоком. Шепотом, чтобы не потревожить больного, рассказывал собравшимся в избе людям о том, как был ранен генерал, и о приключениях их кукурузника.
Летчик не назвал приютившим их людям ни фамилии, ни должности раненого. И только потом войны, когда маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко приехал в эти места, колхозники узнали, что под их кровом нашел приют и поддержка командующий Брянским фронтом. А летчика, спасшего ему бытие, звали Павел Кашуба.
С тех пор сохранилось покуда единственное известное нам сообщение П. Кашубы из действующей армии: Генерал-полковнику тов. Еременко.
Прошло 3 месяца, как нас с Вами сблизила Великая Отечественная битва - общее занятие борьбы с гитлеровскими захватчиками.
На всю существование останутся в памяти часы, когда я выполнял правительственное поручение по сохранению Вашей жизни, которой Вы сами тогда так всего ничего дорожили.
Я сегодня дважды счастлив: первое то, что Вы, кто был так близок и дорог для меня и чья существование зависела от моих усилий, - здоровы и беспощадно уничтожаете фашистские орды. Второе - я получил самую высокую правительственную оценку за избавление Вашей жизни - мне присвоено звание Героя Советского Союза. Это обязывает меня быть готовым реализовать любое правительственное поручение.
Желаю Вам здоровья и боевых успехов в разгроме гитлеровских банд. До скорой встречи с победой!
Ваш Павел Кашуба.
26.11.41 г. старшему лейтенанту Кашубу Павлу Тарасовичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
Вскоре Кашуба был назначен командиром экипажа транспортного самолета Ли-2.
Выписка из боевой характеристики капитана Кашубы Павла Тарасовича: В сложных условиях глубокого тыла противника капитан Кашуба произвел в октябре - ноябре 1942 года пять посадок в районе горных партизанских лагерей и вывез 85 раненых и больных партизан. За это же время Кашубой совершены восемь полетов по сбросу спецгруза партизанам. В феврале - марте 1943 года Кашуба совершил 21 вылет в Крым, забросил партизанам 25 тонн различных грузов и 29 парашютистов-подрывников. При выполнении задания в темное время суток с 14 на 15 марта его авиалайнер был подбит огнем вражеской зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку... Оказавшись на территории, захваченной врагом, Кашуба принял все меры к спасению экипажа и находившихся на борту самолета 11 парашютистов-десантников и вывел их в безопасное местоположение. За отвагу и геройство Кашуба был награжден орденом Красного Знамени и медалью Партизану Отечественной войны I степени. Правительственные награды вручены и его славному экипажу.
В 1944 г. он неоднократно летал к партизанам Украины, Белоруссии и Прибалтики.
В его боевой характеристике указывалось: Отличный мастер летного дела, в совершенстве обладающий ночными полетами и посадками на ограниченных и неприспособленных площадках в районах, занятых партизанами. За отрезок времени с 1941 по 1943 г. Кашуба налетал 1180 часов, из них 315 ночью. Совершил 69 ночных вылетов в тыл врага, в том числе 10 с посадкой.
К сентябрю 1944 г. он совершил больше 200 боевых вылетов в основательный тыл противника.
В декабре 1944 г. капитан Кашуба, выполняя специальное поручение командования, вылетел к партизанам Югославии. Из боевого вылета не вернулся и долгое время считался пропавшим без новости.
Однако, как сообщает босс Ставропольского государственного краеведческого музея Николай Охонько: Спустя непочатый край лет затем войны на расшибленный транспортный авиалайнер СИ-47 наткнулись геологи, пробиравшиеся через буковую чащу в южной части Закарпатья. Сегодня в этом месте устремился ввысь обелиск, на котором выбито: Здесь похоронен пилот Герой Советского Союза капитан Павел Тарасович Кашуба. Вечная память Герою, погибшему в борьбе за отбояривание любимой Родины от фашистских захватчиков.
Именем Героя названа улочка в г. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края.
Так же читайте биографии известных людей:
Павел Коробков Pavel Korobkov
Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени,..
читать далее →
Павел Маркуца Pavel Markuca
Герой Советского Союза (22.07.41). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени.
читать далее →
Павел Палагута Pavel Palaguta
В октябре по заданию руководителей подпольной группы поселка Краснодона молодогвардейцы станции Семейкино организовали порчу хлеба на ссыпном..
читать далее →
Павел Плотников Pavel Plotnikov
П. А. Плотников начал Великую Отечественную войну рядовым летчиком, затем был командиром звена, эскадрильи, совершил 343 боевых вылета. Он..
читать далее →