Известные люди

»

Петр Лавров

Петр Лавров Petr Lavrov Карьера: Философ
Рождение: Россия, 15.6.1823
Русский социолог, публицист, теоретик народничества. РВ 1842 окончил Михайловское артиллерийское училище. С 1842 профессор математики Петербургской военной академиии. В 1866 Лавров был арестован за участие в революционной деятельности. В 1870 бежал за границу, участвовал в работе Интернационала, в Парижской коммуне.

С 1873 издавал журнал Вперед, был видным деятелем международного социалистического движения. Умер Лавров в Париже 25 января 1900. На создание философских воззрений Лаврова оказали воздействие идеи Л.Фейербаха, О.Конта, Г.Спенсера, а позднее К.Маркса. В его сочинениях философского характера (Механическая система мира, 1859; Практическая философия Гегеля, 1859; Очерки вопросов практической философии, 1861) царит дух позитивной философии: обосновывается решающее значимость научного знания, категорично критикуются различные формы метафизики. Критиковал Лавров и вульгарный материализм немецких естествоиспытателей (К.Бюхнера, Л.Фохта и др.), видя в нем, при всем при том, не столь вульгаризацию материалистической философии, сколь одну из ее наиболее последовательных исторических форм. Материализм, с его учением о единой, независимой от сознания субстанции, был для него только одним из вариантов метафизической веры. Предметом философии, по убеждению Лаврова, является цельный человек, и потому она может быть только философским антропологизмом. Только посредством человека, осмысление его исторического и индивидуального опыта не возбраняется прийти к подлинно научному, философскому пониманию внешней реальности.

Видя своим предметом цельного человека, философия и сама должна иметь единством, которое может обладать исключительное важность не только в сфере знания, но кроме того в области жизни и творчества. Философия в знании есть построение всех сведений в стройную систему, разумение всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческую дело, воплощение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и действия. В учении Лаврова о цельном человеке и цельной философии присутствует этическая направленность, характерная в целом для русской мысли. Основывая, во избежание метафизических иллюзий, гносеологию на принципе скептицизма (ход сознания сам по себе не дает возможности найти решение, есть ли он сам итог реального бытия, или реальное существование есть его продукт), Лавров делал принципиальное изъятие только для одной области этики. Отсутствие скептического принципа в построении практической философии, утверждал он, придает ей особую прочность и независимость от метафизических теорий.

Человек, работающий в истории, сознает себя свободной личностью, и аккурат это разум свободы становится, соответственно Лаврову, источником нравственных отношений в обществе. Я исхожу из факта сознания свободы, факта сознания идеалов, и на основании этих фактов я строю связную систему нравственных процессов. Хотя разум свободы не доказывает действительности свободы воли, оно (это сознание) и формирующиеся на его основе этические идеалы совсем необходимы для исторического прогресса. Стремясь к осуществлению идеалов, мужчина создает себя как персона. В конечном счете все зависит от него самого, ибо никаких врожденных нравственных качеств не существует. Прирождено человеку только влечение к наслаждению, и в числе наслаждений развитой мужчина вырабатывает в себе удовольствие нравственной жизнью...

В социологической концепции Лаврова подлинными историческими деятелями оказываются развитые, критически мыслящие личности прогрессивные и революционно настроенные представители образованного слоя общества. Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития. Такой подход приводит к признанию решающей роли субъективного начала в истории. Для Лаврова в социологии действует аккурат субъективный метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они итог усилий личности, и объективные научные методы в этом месте неприложимы. Мечтая о социалистических преобразованиях в России, Лавров, как и другие вожди народничества, возлагал надежды на крестьянскую общину, на проникновение принципов коллективного труда и коллективной имущества в рабочие массы, верил в постепенное приобщение народа к активной общественной и политической жизни, в народную инициативу.

Использованы материалы энциклопедии "Мир около нас".

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Линицкий Petr Linitskiy

Философ, богослов. Окончил в 1865 Киевскую духовную академию. Магистерская диссертация: Различные направления немецкой философии после Гегеля в..
читать далее

Петр Постников Petr Postnikov

Постников (Петр Васильевич) - первый русский доктор медицины и философии. Отец его, сознававший, по-видимому, выгоды образования, поместил его в..
читать далее

Петр Чаадаев Petr Chaadaev

Яркой и противоречивой фигурой, порожденной болью за изоляцию и отсталость современной ему российской культуры, был друг Д.С. Пушкина мыслитель и..
читать далее

Петр Капица Petr Kapitza

Петр Капица - выдающийся советский инженер, физик, академик АН СССР. Родился 9 июля 1894 года.Петр Капица является основателем Института физических..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий