Известные люди
»Поющие Гитары
Рождение: Россия
Первый в истории отечественной популярной музыки профессиональный коллектив, давший имя всему жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей и эпигонов.
"ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" появились на свет в середине 60-х годов, когда Анатолий Васильев (выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории, в прошлом прославленный джазмен, а в 1957-65 гитарист ансамбля "ДРУЖБА" под управлением Александра Броневицкого) решил реализовать свой заинтересованность к поп-музыке и приблизить советскую эстраду к западным стандартам. Будущих участников группы он отбирал как посреди выпускников музыкальных училищ, так и из числа самодеятельных музыкантов. Отказавшись - позже недолгих колебаний - от использования традиционного эстрадного крунера Анатолия Королева, "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" (Анатолий Васильев - гитара, вокал; Евгений Броневицкий, бас, вокал; Владимир Калинин - гитара, вокал; Лев Вильдавский, фортепиано; Галина Баранова - вокал и Сергей Лавровский - барабаны) опробовали свою программу на посетителях черноморских турбаз, а в ноябре 1966 официально представили ее на одной из наиболее популярных площадок города - в Механическом институте. Успех убедил молодых музыкантов, что они на верном пути.
Программа "ПОЮЩИХ ГИТАР" на этом этапе состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий (Полюшко-поле, Тачанка и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов, в том числе Андрея Петрова, а кроме того BEATLES и других звезд бит-музыки, а их сильными сторонами были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен. Следующие полтора года шло интенсивное создание репертуара группы и ее состава: Галину Баранову сменили последовательно Татьяна Калинина и Елена Федорова, добавились второй клавишник Олег Мошкович и трубач Эдгар Бернштейн; из "ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ" в начале 1968 пришел певец Александр Федоров, местоположение Вильдавского летом 1968 занял пианист и аранжировщик Альгис Паулавичус.
В 1968 московская предприятие "Мелодия" выпустила первую пластинку ансамбля - по сути дела начальный артефакт отечественной бит-музыки, где "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" предстали не столь как "поющие", сколь как "играющие": ее основу составили инструментальные пьесы Васильева в манере SHADOWS и VENTURES и немного вокальных номеров, в том числе их начальный хит Сумерки.
Летом 1969 местоположение Мошковича (позже работал в ВИА "ВЕСЕЛЫЕ ГОЛОСА") занял клавишник и певец Юрий Антонов, песни которого (Для меня нет тебя прекрасней и др.) помогли "ПОЮЩИМ ГИТАРАМ" существенно обновить свой репертуар; вокальную группу пополнили Валерий Ступаченко и Богдан Вивчаровский (экс-"ДРУЖБА").
Изменение политического и культурного климата в СССР на рубеже 60-70-х годов отразилось и на "ПОЮЩИХ ГИТАРАХ". Группа больше не записывалась и не выступала в столицах, месяцами гастролируя по периферии. Состав продолжал меняться: в 1970 "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" единственный за другим оставили Паулавичус, Антонов и Лавровский (финальный организовал со всей откровенностью конформистский ВИА "КАЛИНКА"). Тогда же в группе появился мощный клавишник Григорий Клеймиц, а из ВИА "РОВЕСНИКИ" пришла мощная ритм-секция (Юрий Иваненко - бас, и Юрий "Помидор" Соколов - барабаны). В творческом отношении это был вдалеке не наилучший отрезок времени в их истории: единственным интересным номером в репертуаре группы стала кавер-версия песни Саласпилс самодеятельных "АРГОНАВТОВ" в интерпретации аранжировщика "ПОЮЩИХ ГИТАР" Эдуарда Кузинера.
В целом в тот самый отрезок времени "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" все дальше отходили от первоначальной концепции - исполнять собственную или оригинально обработанную музыку. Репертуар с течением времени заполнили конъюнктурные и безликие поделки многочисленных ремесленников от эстрады, стремившихся получить на интересе молодежи к новому жанру. В сущности, как раз "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" дали эталон того, как элементы рок- и поп-музыки могут быть использованы в аранжировках традиционного песенного материала. Коллектив создал универсальную формулу для сотен ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х годов. Сохраняя - чисто формально - внешние признаки рок-группы (инструментарий, состав, усиление звука, коллективный вокал, некоторые аранжировочные приемы), большинство ВИА еле-еле ли представляло заинтересованность с художественной точки зрения.
Стремясь покинуть от рутины и собственных штампов, "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" в середине 70-х годов обратились к крупным формам, поставив вернувшие им счастливый момент первые в отечественной истории зонг-оперы "Орфей и Эвридика" (1975, музыка Алексея Журбина, либретто Юрия Димитрина) и "Фламандская легенда" (музыка Романа Гринблата, либретто Димитрина и Юлия Михайлова Кима). Для участия в театральных постановках состав группы был радикально обновлен: пришли вокалисты Альберт Асадуллин, Валерий Цакадзе и Ирина Понаровская, гитаристы Семен Шнейдер и Валерий Бровко, бас-гитарист Владимир Васильев и барабанщик Аркадий Герштейн. "Орфей и Эвридика" была записана на пластинку и вышла двойным альбомом (1980).
К началу 80-х годов популярность "ПОЮЩИХ ГИТАР" существенно упала. Следующий сценический навык (мюзикл "Скачки") оказался неудачным, уход ведущих исполнителей и хроническая текучесть состава пагубно отразились на художественном уровне спектаклей, попытка возвратиться на сцену с песенной программой также не добавила группе популярности. В начале 80-х близкое детище покинул и сам Васильев. В 1986 ансамбль (уже с новым художественным руководителем А. Федченко) поставил собственную версию рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского "Юнона и Авось", а в 1988 на базе "ПОЮЩИХ ГИТАР" был создан мелодический театр "Рок-Опера" с ориентацией на постановку крупных произведений (опер, мюзиклов и т. п.). Первым опытом в этом новом качестве стала русскоязычная версия рок-оперы Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса "Jesus Christ Superstar" (1989).
Многие участники группы позже добились индивидуального успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижеры (Ю. Антонов, А. Асадуллин, И. Понаровская, А. Паулавичус, Г. Клеймиц, В. Бровко и др.).
Весной 1997 "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" внезапно для многих воссоединились и дали серию с воодушевлением принятых публикой концертов со своим репертуаром тридцатилетней давности.
Так же читайте биографии известных людей:
Поющие Вместе Pouschie Vmeste
Владимир Путин уже был героем настенного календаря и политического детектива. Теперь он стал еще и героем девичьих грез и главным - и пока..
читать далее →
Поющие Сердца Poiushie Serdca
Был создан в 1971 году выпускником дирижерского отделения музыкального училища им. Октябрьской революции Виктором Векштейном.
читать далее →
Прасковья Жемчугова Praskovja Ivanovna Zhemchugova
Крепостная актриса, жена графа Шереметьева. Прасковья Ивановна Ковалева (Жемчугова) родилась в деревне Березники Юхотской волости Ярославской..
читать далее →
Прасковья Уварова Praskovja Uvarova
Графиня Уварова была не только любимой женой, но и любимым сотрудником мужа. И стала профессором археологии и почетным членом Петербургской академии..
читать далее →