Известные люди
»Сергей Яшин
Рождение: Россия
Адрес Театра имени Гоголя притча во языцех. Расположен не далеко и не близко. В самом центре Москвы, но где-то у Курского вокзала. Если правильно ориентироваться в лабиринтах вокзальных переходов, от метро до нарядного здания на улице Казакова можно дойти за считанные минуты. География театра тесно связана с его биографией.
В этом году нашему театру исполняется 80 лет. Он возник в 1925-м при профсоюзе железнодорожников благодаря компании энтузиастов во главе с Кириллом Головановым. В то время некоторые новые театры существовали при профсоюзах и наркоматах была такая замечательная форма спонсорства. Театр Транспорта колесил по городам и весям. Жили в спальном вагоне, в другом вагоне возили декорации, а специальная платформа зачастую служила сценой. Ставили и классику, и комедийные обозрения, и пьесы Афиногенова, Киршона, Иванова... Над Театром Транспорта шефствовал МХАТ 2-й, и Бирман, и Берсенев, и Гиацинтова участвовали в жизни передвижного театра. Стационарное сооружение (тогда уже у центрального Театра Транспорта) появилось в конце Отечественной войны. А какие замечательные мастера возглавляли труппой в разные годы! Илья Яковлевич Судаков, Николай Васильевич Петров В 59-м году свой театр перевели под крыло комитета по культуре и заново переименовали. Возникла шутка: Почему Театр Транспорта стал нежданно Театром Гоголя? А оттого, что какой же российский не любит быстрой езды?. Но театр единственный, хоть и названия меняет. Мы ощущаем преемственность.
Как ныне живется театру?
Простых театров, как известно, не бывает. У каждого есть свои золотые годы, есть и годы упадка, разброда, сомнений. Судьба Театра имени Гоголя уникальна. Иной раз к нам возникает негативное касательство вот, мол, привокзальный театр. Мне кажется, это несправедливо. Мы все живем в определенном времени, и время диктует те или иные законы. О моем предшественнике Борисе Голубовском говорят, что он ставил как собак нерезаных конъюнктурных пьес к датам. Но в то же время были и другие постановки. На Декамерона Боккаччо нельзя было угодить. Или Пролетая над гнездом кукушки. Этого фильма у нас ещё не знали, а Борис Гаврилович поставил спектакль по его сценарию. Конечно, шли пьесы-однодневки и ставились авторы, которых не возбраняется было и не становить. Но было такое время, а в текущий момент время другое. Ушел диктат цензуры, пришел диктат больше страшенный. Диктат кассы, денег. Цензоры были живыми людьми. Их разрешено было и надуть, и столковаться. Всякое бывало. Диктат кассы переломить труднее. И зритель стал иным. Так называемая театральная попса заполоняет московские сцены. Якобы в театре надобно переводить дух. Но российский театр в своих лучших проявлениях в свое время всего театр мысли, театр, будоражащий душу, волнующий.
Сергей Иванович, а вас какая пьеса в эти дни наиболее тревожит?
Очень хочется к классике обращаться, мечтаю о Лесе Островского. Но потому как в Москве пять Лесов произрастает, то, думая о зрителе, о разнообразии афиши, откладываю тот самый проект. Если бы поступило приглашение из другого города, я бы его принял. Недавно поставил в Ярославле, в Театре им. Федора Волкова Бешеные деньги. Думаю, что сделаю спектакль и у себя. Несмотря на то что в Москве есть немного постановок. Из пьесы о нравах прошлого она стала поразительно нашей. Бешеные финансы ворвались в теперешнюю бытие. Все перевернули, перемешали, заставили существовать под свою диктовку, хотим мы этого или не хотим, есть у нас монеты или нет. Они нас окружили и зажали в уголок. Нам внушают, что мы среда потребления, что должны получать. Деньги стержневой критерий человеческой судьбы, достоинства, профессионального уровня. В пьесе Бешеные деньги Васильков более того влюбленность высочайший дар небес стремится внести в строку расхода и дохода. А человеческая личность в бюджет не вписывается.
Вы ставите спектакль-предупреждение?
Нет, скорее раздумье о том, что может привести к трагедии. Интересно, что Бешеные деньги пореформенная пьеса, первое воззвание Островского к иной социальной категории. Прежде он писал о купцах, чиновниках. Васильков свежеиспеченный предприниматель, промышленник. Островский ещё не знает, как к нему относиться. С одной стороны, он жутко рад, что пришли настоящие люди дела. С иной он ужасно напуган Васильковым. Он не этакий очевидный хищник, как больше поздние герои Островского Паратов, Прибытков, Великатов. В Бешеных деньгах драматург, что называется, по-хорошему растерян. Вот так и мы. Что, нехорошо финансы получать? Наверное, добро. А с душой что совершать? А с любовью? Совместить чувства и гроши? Как? Жизнь любой день такие загадки ставит, так нежданно нас покупает, такие устраивает экзамены, что мы порой теряемся. Вроде все знаем. А рецептов нет. Замечательную фразу сказал единственный режиссер: Все всё знают. Но зачем же мы эти вечные проблемы все время поднимаем и разрешаем? Во-первых, меняются поколения, во-вторых, мировое сообщество страдает одной мелкий бедой забывчивостью. И время от времени необходимо что-то приятель другу напоминать.
Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Дягилев Sergey Diagelev
Меценат европейского толка, как называл себя сам Дягилев, прорубивший России "культурное окно в Европу" в начале прошлого века, давший миру..
читать далее →
Сергей Волконский Sergey Volkonsky
Сергей Волконский - русский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор. Родился 16 мая 1860 года.Занимался широкой лекторской и..
читать далее →
Сергей Лейферкус Sergey Leyferkus
Сергей Петрович Лейферкус (р. 1946) - русский певец (баритон). С 1970 выступал в оперетте.
читать далее →
Сергей Максимишин Sergey Maksimishin
Наиболее интересные проекты Сергея Максимишина в 2004 году: Тува для "Афиши", Ямал для немецкого агентства "Konzept und Bild", Канны для "Мэри..
читать далее →