Известные люди
»Татьяна Пельтцер
Рождение: Россия» Москва, 6.7.1904
В 1930 году немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер привёз в Берлин из Москвы молодую жену Татьяну. Он с удовольствием представил её своим друзьям и соратникам, помог устроиться на должность машинистки в советском торгпредстве и похлопотал о принятии жены в компартию Германии. Казалось, что фамилию Пельтцер она забудет навсегда...
В 1930 году германский коммунист и философ Ганс Тейблер привёз в Берлин из Москвы молодую жену Татьяну. Он с удовольствием представил её своим друзьям и соратникам, помог пристроиться на пост машинистки в советском торгпредстве и похлопотал о принятии жены в компартию Германии. Казалось, что фамилию Пельтцер она забудет насовсем...
Узнав, что Татьяна Тейблер - в прошлом театральная актриса, известнейший режиссёр Эрвин Пискатор пригласил её в свою постановку "Инта" по пьесе Глебова. Но при всём благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и более того несмотря на собственные немецкие корни, не смогла Татьяна продолжительно оставаться за пределами родины. Не клеилась её судьбина в отдалении от дома. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его распроститься.
В 1931 году Татьяна возвращается в Советский Союз и ещё берёт фамилию отца - Пельтцер. Вскоре её выгонят из театра имени Моссовета, она вновь сядет за пишущую машинку, только в настоящее время уже на машиностроительном заводе, где главным конструктором работал её брат Александр. Потом будет проверять свои силы в жанре миниатюры, конферировать, её первая большая кинороль ляжет на полку на долгих одиннадцать лет. Будет навалом слёз и разочарований, в свое время чем придёт всенародное признание и влюбленность нескольких поколений зрителей. Правда, Татьяне Пельтцер к тому моменту исполнится сорок семь лет.
Каким было начало? Светлым и многообещающим. На сцену Таня вышла в девять лет в роли Авдия в спектакле "Камо грядеше". А за работу в следующей постановке - "Дворянское гнездо" - она впервой получила гонорар. В одиннадцать лет Таня Пельтцер играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном. Все спектакли ставил Иван Романович Пельтцер. Он стал для дочери первым и единственным учителем. А творческими университетами служили подмостки провинциальных сцен от Киева до Нахичевани.
От отца Татьяна Ивановна унаследовала бесценный дар живого видения мира, необычного и постоянно неожиданного восприятия самой жизни. Говорят, что она вообще была крайне похожа на него, в особенности по темпераменту. Один из первых заслуженных артистов Республики, Иван Пельтцер навалом снимался в кино: "Белеет парус одинокий", "Медведь", "Большая жизнь", до революции сам ставил фильмы. Он был не только знаменитым актёром, но и деятельным антрепренером, педагогом. Одним словом, мог бы неплохо пристроить свою дочь-актрису, да и сам с возрастом выискать "тёплое местечко". Но всё было не так без затей. Что-то мешало творческому благополучию Татьяны Пельтцер.
Может, сказывалась её необразованность. Может, мешало её нескрываемое купеческое происхождение или до того необычное замужество. А может быть долгая неустроенность обоих Пельтцеров связана с судьбой Александра - любимого брата Татьяны Ивановны. Не закончив МАДИ, он был осуждён по статье 58 (за контрреволюционную деятельность) и отсидел два года. Это тёмная история, и ныне, за давностью лет, её никто не прояснит. Со временем Александр Пельтцер увлёкся разработкой первых советских гоночных автомобилей "Звезда", сам испытывал их, стал трижды рекордсменом Советского Союза. Но в 1936 году он оставил пост главного инженера АМО (сейчас - предприятие имени Лихачёва), как написано в архивах, "по причине выезда из Москвы". Чем была вызвана эта причина, и куда Александр Иванович уехал, ныне также неизвестно. Но 36-й год - время, которое говорит само за себя. Вместе с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна, нашедшая там пристанище вслед за тем того, как в театре её признали профнепригодной. Она уехала в Ярославль в старейший русский драмтеатр имени Ф.Волкова.
А вскоре открылся популярный Театр миниатюр, где Пельтцер вышла на сцену в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера, Натальи Нурм, Юрия Хржановского. Это было радостно и сложно - свежий жанр, репертуара без малого не было. Энтузиастам приходилось делать методом проб и ошибок. Там Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица... Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. "У них крепкие руки и доброе сердце", - говорила она. Но и тут Татьяне Ивановне приходилось нелегко. Её затмевали звёзды Мироновой и Зелёной, и переиграть их было не так-то несложно. Тем не менее, у актрисы появились первые поклонники, ей начали сочинять письма, режиссёры стали звать на эпизодики в кино.
В сентябре 1947 года Пельтцер приходит в Театр сатиры. Постепенно она начинает знать толк, что это и есть её театр, её обиталище, её стихия. Она играет хоть отбавляй и увлечённо и, в конце концов, получает образ Лукерьи Похлёбкиной в спектакле "Свадьба с приданым". Спектакль снимают на плёнку и пускают по кинотеатрам. Следом выходит "Солдат Иван Бровкин", и Пельтцер становится знаменитой. Она в то время как ещё этого не знает.
Труппа Театра сатиры отправляется в Германию обслуживать советские войска. На первом же КПП какой-то жесткий майор начинает придираться ко всяким мелочам. "Товарищ майор, мы же артистов везём!" Майор обходит машину, заглядывает в кузов и первое, что он видит - физиономия Татьяны Пельтцер. Он в один момент расплывается в улыбке: "Ой, кого я вижу! ТОВАРИЩ ПИЗНЕР!" С этой минуты Татьяна Ивановна поняла, что она знаменита.
Её тут же окрестили "матерью русского солдата". Предложения от кинорежиссёров посыпались, как из рога изобилия. Пельтцер получает звание заслуженной артистки и становится примой Театра сатиры. Теперь пришла пора налаживать быт. Пока она живёт в общежитии театра. При ней - Иван Романович, которого выставила из дома юная супруга. Числится он в Театре-студии киноактёра. Узнав, что на улице Черняховского, что около станции метро "Аэропорт", строится кооперативный здание от этого театра, Пельтцеры вносят необходимую сумму и вскоре получают квартиру. Их соседями становятся Рыбников и Ларионова, Юматов и Крепкогорская, Гайдай и Гребешкова, Шагалова и Шумский, Булгакова, Соколова, Румянцева, Виноградова, Кубацкий... Каждое начало дня Иван Романович спускался во двор со своим любимцем - огромным попугаем на плече. Он чинно заводил беседу с кем-нибудь из соседей, а попугай, нетерпеливо раскачиваясь из стороны в сторону, пытался переключить чуткость хозяина на себя: "Ваня! Ваня! Ваня!" Не находя отклика, птица взрывалась: "Пельтцер, мамаша твою!!!" Попугай пользовался в доме здоровенный популярностью.
Конец 60-х и начало 70-х были для Татьяны Ивановны победны и радостны. Именно тогда она зачастую повторяла сказанную на своём 70-летнем юбилее фразу "Я - счастливая старушка!" В театре она сыграла Прасковью в "Старой деве", мадам Ксидиас в "Интервенции", Марселину в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", мамашу Кураж, фрекен Бок, блистала в спектаклях "Темп 1929" и "Маленькие комедии большого дома". Наконец, бенефисной ролью стала для актрисы тётя Тони в фееричной постановке Марка Захарова и Александра Ширвиндта "Проснись и пой!". Слава Богу, что спектакль был снят на плёнку, оттого мы и в настоящий момент можем следить тот самый безупречный комедийный манера, вихрь эмоций, заразительный темперамент, танцы, песни, феерические взлёты по лестницам, стремительные проходы по сцене, полную раскованность и свободу.
Зрителям казалось, что таковой, какой она была на сцене, она оставалась и в жизни - своей, близкой, понятной, что всё давалось ей без труда и несложно. Но это всё от мастерства. Именно мастерство, отточенное, отшлифованное годами создавало чувство её пребывания на сцене поголовный импровизацией - в такой степени она была жизненна, легка, заразительна. Творческая же индивидуальность Пельтцер была сложной и противоречивой. Когда её партнёр менял мизансцену, пропускал реплики, словом, отступал от установленного рисунка, Татьяна Ивановна выбивалась из привычного состояния, не могла сказать ни слова. У неё делались, по словам коллег, "несчастные собачьи глаза". Пельтцер чувствовала себя вольно только в железно установленных привычных рамках. Связи, которые укреплялись внутри спектакля между нею и партнёрами, должны были быть так же прочны, как и всё в её жизни.
В партнёров Татьяна Ивановна влюблялась. Но не дай Бог было встретиться к ней на язык. Точный насмешливый воззрение, неприязнь к фальши, естество пёрло, как трава через асфальт. В душе многие её не любили, и не в силу того что, что она была ведущей актрисой - это само собой. Не любили за прямолинейность, за то, что резала правду-матку в глаза, за кажущийся вздорным нрав. Замечательный актёр Борис Новиков, которого один раз "обсуждали" на собрании труппы за пристрастие к спиртному, затем нелестного выступления Татьяны Ивановны, обидевшись, сказал: "А Вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит, помимо народа!" Новиков-то её любил, да и она журила его ехидно, по-матерински. Но что ж сделать, если Пельтцер ни при каких обстоятельствах не кривила душой и говорила только правду более того близким и дорогим.
Те, кому она покровительствовала, не чаяли в ней души. Татьяна Ивановна обожала свою парикмахершу, которой везла подарки отовсюду. Боготворила Андрея Миронова, которого считала своим сыном и была неразлучна с ним с первых дней его жизни, вследствие этого всем надоела своими тостами за самочувствие любимца и рассказами о его появлении на свет 8 марта. Обожала смачные анекдоты, едва-едва ли не солдатского пошиба, и сама мастерски рассказывала их. Память у актрисы была превосходной, на детали, на эмоциональные штрихи, на людей. При всей простоватости большинства своих героинь, она превосходно владела такими деталями, которые без малого утратились в то время - как удерживать веер, как им игрывать, как выставлять ножку в реверансе... Вспомните "Женитьбу Фигаро"! Как же это всё могло сочетаться в одном человеке?
После вечера, посвящённого 80-летию Георгия Тусузова, на банкете в Доме актёра присутствовал патриарх эстрады Алексей Алексеев, тот, что вечно обращался к Татьяне Ивановне: "Танюша, а помните, в Харькове, когда Ваша семейство переехала в свежеиспеченный большущий обиталище, Иван Романович устроил здоровый приём? Сидели за столом знаменитые артисты, а Вы с тоненькими косичками вертелись около нас и всё старались поворотить участливость на то, что, справедливо, тогда Вас потрясло несказанно: Вы убегали из комнаты, и вскоре раздавался гул, бульканье, страшные звуки, как-будто начинал извергаться водопад - это Вы приводили в действо диковинка техники, унитаз! И хотели поворотить наше чуткость на эту новинку века." При этом сама Татьяна Ивановна сидела на столе, болтая ногами, и с упоением откусывала бутерброд с колбасой. В иной руке она держала рюмку, смотрела на Алексеева смеющимися озорными глазами и сызнова была той озорной девчонкой.
Впрочем, не сызнова. Она оставалась ею всю дорогу. И в жизни, и на сцене, и в кино.
Татьяна Ивановна была необычайно активна, и распространялось это не только на театр и кино, но и на общественную сторону жизни. Будучи депутатом Моссовета и райсовета, она вносила в эту свою дело темперамент и необычность своей личности. Людям помогала без труда и напористо. Всё это, при всем при том, не значит, что у Пельтцер был прямой и тихий нрав. Она бывала резка, эксцентрична, её раздражала неточность, неорганизованность, топтание на месте. Она не любила сиживать без работы, без новых ролей. И не молчала об этом, а высказывалась, придираясь по любому поводу. Татьяна Ивановна страсть сколько снималась в кино - ей казалось, что по иному её резво забудут, и она в конце концов умрёт с голоду. Поэтому друзья зачастую заставали её дома пакующей вещи и складывающей неизменный коврик для ежеутренней зарядки - согласилась сниматься где-то в глуши у неизвестного дебютанта: "Он, кажется, талантлив. Надо подмогнуть..." Причём к своим работам Пельтцер относилась шибко трепетно, хотя другой раз и кокетничала, что, мол, погано сыграла. Однако, вот же любопытно: если мы посмотрим на список её киноработ, фамилий прославленных и ведущих режиссёров мы там не найдём! Кроме Надежды Кошеверовой и Ильи Фрэза по нескольку раз её никто не снимал. Не знали, как применять? Не было подходящих ролей?
Вообще-то, дикая перепалка с кинорежиссёром перед съёмкой была своеобразным допингом для Татьяны Пельтцер - посредством пять минут она выпархивала на площадку и обезоруживала всех своим неповторимым искусством. Ей всё прощалось, так как все видели уникальную актрису, способную выудить любую не выписанную ни драматургически, ни режиссёрски образ. Даже постановщик "Ивана Бровкина" Иван Лукинский сам признался, что роли Евдокии Бровкиной не придавалось особого значения. Лишь когда стало ясно, что кино получился во многом благодаря актёрам, когда посыпались письма, а критики восхитились работой актрисы Пельтцер, в следующей картине "Иван Бровкин на целине" образ матери писалась уже сознательно под неё и с большим количеством сцен.
А сколь у неё было таких мам ("Укротительница тигров", "Одиножды один", "Морозко"), бабушек ("Чудак из пятого "Б"", "Вам и не снилось", "Карантин"), жён, тёть, соседок, учительниц, медсестёр, без затей старух ("Деревенский детектив", "Ты - мне, я - тебе", "Личное занятие судьи Ивановой", "Медовый месяц", "Журавушка")! Это мизерный перечень наиболее известных фильмов, которые разрешается окрестить более-менее удачными. Но потому как картин с её участием значительно больше, а поди-ка, вспомни! Чем памятны нам детские ленты "Приключения жёлтого чемоданчика" и "Руки вверх!" - только бабушками в исполнении Татьяны Пельтцер. Кто ещё из наших актрис мог бы в семьдесят лет танцевать на крыше, скакать с забора, носиться с песнями по мостовым, кататься, стоя на крыше троллейбуса?
1972 год. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Т.И.Пельтцер почётного звания "народной артистки СССР".
Первая народная в театре Сатиры за 48 лет его существования!
Дня за два до опубликования приказа в театре стала известна эта новость. Заведующая литературной частью театра Марта Линецкая в своих дневниках описывала данное событие так: "На четвёртом этаже двери лифта с грохотом распахнулись, и оттуда высыпались возбуждённые Марк Захаров, Клеон Протасов и Татьяна Пельтцер - в холщовой юбке, тапочках - прямо с репетиции "Мамаши Кураж".
- Правда? Или это вы в этом месте придумали? - спросила Татьяна Ивановна как постоянно насмешливо. В голосе - надежда и колебание.
- Конечно, истина! - все понеслись в офис директора. А на прочий день Татьяна Ивановна пригласила всех в "Будапешт" на Петровских линиях. Вот это оперативность! Оказалось, что у неё - день рождения. 68 лет. И она, по традиции, устраивает его в этом ресторане, только на тот самый раз семейный круг немного расширился. Тосты, цветы, всеобщая влюбленность...
Потом поехали к ней пить кофе. Набилось немало народа в её квартире на "Аэропорту". Татьяна Ивановна с темпераментом готовила столик, развлекала гостей, отчитывала нерасторопную жену брата. В маленькой прихожке узко. У зеркала - гора телеграмм. И от Ганса - также длинная телеграмма на немецком языке. На стенке - уймище значков. Кухня настоящей хозяйки с миллионом хитрых приспособлений, машинок, кофеварок, чайничков, самовар, наборы ножей и разной кухонной утвари.
В 11 вечера Татьяна Ивановна укатила в Ленинград на пробу в каком-то новом фильме..."
Через 5 лет произошло безупречно неожиданное событие. Пельтцер оставила близкий Театр сатиры. Она уже давнехонько была "влюблена" в Марка Захарова. Он поставил пять спектаклей и все с Пельтцер в главной роли. С его уходом Татьяне Ивановне стало чего-то не доставать. Между ней и Плучеком как будто киска пробежала. В конце концов во время одной из репетиций "Горя от ума" разразился ужасный дебош. И Татьяна Пельтцер ушла с этой сцены. Навсегда.
Переход в "Ленком" воспринимался тогда многими как шаг безрассудный. После тридцати лет работы в популярнейшем столичном театре, где рядом с другими любимцами публики она оставалась лидером, нежданно поменять всё на свете и приступить существование вначале - для этого нужен особенный нрав. У Татьяны Ивановны он был. Азартный, рискованный.
В театре имени Ленинского комсомола Пельтцер сыграла негусто и не крайне занятно. Бенефисной стала образ старухи Фёдоровны в пьесе Людмилы Петрушевской "Три девушки в голубом". Было крайне странным и нелепым лицезреть актрису в образах Клары Цеткин ("Синие кони") и Надежды Крупской ("Диктатура совести"). Татьяна Ивановна всегда забывала или путала чуждые ей тексты, переживала, плакалась подругам. Но что поделаешь, если достойных для неё ролей в молодёжном театре нетрудно не было. От "Дорогой Памелы" она наотрез отказалась - не приняла ни трактовку пьесы, ни её постановщика: "Чего это я, сдуру, на сцене в ванну полезу?" Всё участливость актрисы сконцентрировалось на небольших ролях, а то и нисколько на эпизодах, где Пельтцер не только не затерялась, но порой "перетягивала на себя всё одеяло".
Татьяна Ивановна вечно с интересом смотрела спектакли молодых и, хотя нечасто разделяла их увлечения, с искренним уважением относилась к их поискам, восхищалась трудолюбием и самоотдачей. Она непрерывно звала в гости молодых и "безнадёжных". Она умела дружить и дорожить дружбу. С радостью бежала на встречу с Фаиной Георгиевной Раневской, в гости ли или на спектакль, не уставая восхищаться великой актрисой и воспроизводить её остроты. С Валентиной Георгиевной Токарской могли ночи напролёт игрывать в преферанс на монеты и с удовольствием припоминать, как на гастролях в Париже убегали от приставленных к труппе комитетчиков и "шатались" по ночным кабакам и стриптиз-клубам.
Долгие годы продолжались тёплые отношения и с Гансом Тейблером, её мужем. Ганс стал профессором, доктором философских наук, работал в институте Маркса-Энгельса. Когда его отпрыск приезжал обучаться в Москву, то гостил у Татьяны Ивановны по нескольку дней. Вторая супруга Ганса, почему-то, жутко ревновала мужа к ней, устраивала скандалы, запрещала переписываться. Но бывшие супруги оставались привязанными дружбан к другу всю бытие. Ольга Аросева в одно прекрасное время стала свидетельницей их встречи: "Мы как-то отдыхали в Карловых Варах, он приехал из Берлина повидаться с Татьяной Ивановной. Мы с Галей Волчек решили, что им хотелось бы побыть одним, припомнить прошлое - и отошли. Они стояли вдвоём на балконе. Вначале негромко беседовали. Потом тонус беседы начал накаляться, звук Татьяны Ивановны, конечно же, лидировал. Из доносившихся обрывков фраз было ясно, что выяснялось, кто повинен в том, что они расстались... Но всё свелось к улыбкам и смеху. Пятьдесят лет прошло. Да каких лет! Их разлучила история, как сказала бы героиня Пельтцер тётя Тони Кралашевская".
Эффект разорвавшейся бомбы произвела в 1991 году небольшая заметка в центральной прессе под названием "В палате с душевнобольными". В ней говорилось о том, что всеми любимая артистка помещена в дешёвую клинику для сумасшедших в общую палату, где "местные психи не приняли её" и избили. Был дебош, после этого которого театр приложил-таки усилия для перевода Татьяны Ивановны в элитную больницу.
Для актрисы такое недуг стало трагедией. В целом здоровый джентльмен, она и в восемьдесят пять продолжала дымить, пить крепчайший кофе и всё время бегать-бегать-бегать. Она же ни в жизнь не ходила на своих двоих! А уж каким крепким был у неё дрёма - Валентина Токарская рассказывала, как как-то раз в гостинице к ним в открытое оконный проем вошёл голубь и сел на голову спящей Татьяны Ивановны. Так та более того не пошевелилась!
И как гром среди ясного неба - утрата памяти. Пельтцер уже выводили в "Поминальной молитве" без затей так, без малого без слов. Лишь бы зрители лицезрели свою любимую актрису. Ей и не нужно было ничего не толковать - мы видели её глаза, её движения и понимали всё, что она хотела нам проронить. Общение с великим искусством продолжалось... Пока один раз Татьяна Ивановна затем нервного перенапряжения ещё не попала в больницу. Там, предоставленная самой себе, неуёмная и непоседливая, она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был единственный...
Москва простилась с Татьяной Ивановной Пельтцер. Театры - "Ленком" и Сатиры - были на гастролях, народу было негусто. Какая-то представительница "Мосфильма" пролепетала что-то о том, как леди - продавец цветов - отдала ей на халяву два букета, узнав, что цветы - для Пельтцер. Зрители любили её всю дорогу, со "Свадьбы с приданым". И будут иметь слабость неизменно. За "Ивана Бровкина", за "Жёлтого чемоданчика", за "Проснись и пой!" и "Фигаро", за квартиры и телефоны, которые выбивала народный избранник Пельтцер для простых обитателей столицы - за всё, что сделала она и в искусстве, и в жизни.
Так же читайте биографии известных людей:
Татьяна Пилецкая Tatiana Piletskaya
"С таковый внешностью вам нужно сниматься в кино", - сказал Вертинский Тане, сразившей своей красотой не только великого шансонье, но и все мужское..
читать далее →
Татьяна Самойлова Tatiana Samoilova
Татьяна Самойлова - популярная советская актриса, заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка России. Родилась 4 мая 1934 года.Широкому кругу..
читать далее →
Татьяна Ткач Tatiana Tkach
Татьяна Ткач всегда была звездой Театра на Литейном, но в последние годы стала настоящей примадонной петербургской сцены.
читать далее →
Татьяна Воронович Tatiana Voronovich
Имя Татьяны Воронович вряд ли что-то скажет российскому любителю сериалов. Между тем именно благодаря ей он имеет возможность каждый день с..
читать далее →