Известные люди

»

Шарль Ренувье

Шарль Ренувье Charles Renouvier Карьера: Философ
Рождение: Франция, 1.1.1815
Париже в 1831 сблизился с сен-симонистами и другими социалистами. Учился в Высшей политехнической школе (18341836), где в то время математику преподавал Конт; познакомился с Жюлем Лекье, идеи которого сыграли значительную роль в формировании его философских взглядов. От изучения математики постепенно перешел к философии.

Заслужил поощрение за работу, представленную на конкурс сочинений по критической истории картезианства, объявленный Академией моральных и политических наук (опубликована в 1842 под названием Учебник по философии Нового времени, Manuel de philosophie moderne). В 1844 написал двухтомный Учебник по древней философии (Manuel de philosophie ancienne). В этих трех книгах история философии излагалась с точки зрения отношения философских учений и научного знания конкретных эпох; в этом месте же излагалась и мысль об универсуме как упорядоченном отношении бесконечного числа центров активности монад. Одновременно Ренувье писал статьи в Новую энциклопедию (Encyclopйdie nouvelle), создателями и руководителями которой были Пьер Леру и Жан Рейно. Под влиянием революции 1848 написал Республиканский учебник человека и гражданина (Manuel republicain de l'homme et de citoyen, 1848), где выдвигался политический идеал, близкий к социализму. После переворота 2 декабря 1851 на все сто посвятил себя философским исследованиям. К этому периоду относится и кризис в мышлении Ренувье, связанный с осознанием того, что мысль бесконечности противоречит идее человеческой свободы. Отсюда возникла одна из центральных тем Ренувье финитизм, утверждение конечности реальных множеств.

Испытав воздействие эклектической метафизики Виктора Кузена, Ренувье позже обратился к Канту, но разработал свой вариант критицизма. Свои идеи изложил в сочинении Опыты общей критики (Essais de critique gйnйrale, 18511864), состоящем из четырех частей Общий разбор познания (Analyse gйnйrale de la connaissance, 1851); Человек (L'Homme, 1858), Начала природы (Les principes de la nature, 1864), Введение в аналитическую философию истории (Introduction а la philosophie analytique de l'histoire, 1864). К этому же периоду относятся работы Ухрония (Uchronie, 1857) (полное наименование Uchronie, l'utopie dans l'histoire. Esquisse historique du dйvelopement de la civilisation europйenne, tel qu'il n'a pas йtй, tel qu'il aurait pu etre) и Наука о морали (La science de la morale, 1869). С 1872 по 1889 Ренувье пишет большое цифра статей в еженедельник Философская критика (Critique philosophique), основанный им с целью изложения принципов критической философии (а позднее преобразованный в ежегодник L'annйe philosophique, издававшийся совместно с Ф.Пиллоном), а кроме того в 18781885 в приложение к Философской критике журнал антикатолической направленности Религиозная критика (Critique religieuse). В последних номерах Религиозной критики был опубликован Эскиз систематической классификации философских доктрин (Esquisse d'une classification systematique des doctrines philosophiques; эта служба вышла отдельным изданием в 2-х томах, 18851886). Последние сочинения Ренувье Аналитическая философия истории (Philosophie analytique de l'histoire, в 4-х томах, 18961898), Новая монадология (La nouvelle monadologie, 1899), Дилеммы чистой метафизики (Dilemmas de la metaphysique pure, 1901), Персонализм (Le personnalisme, 1902). В 1900 Ренувье стал членом Академии моральных и политических наук.

Ренувье призвал сменить философию критикой, или критицизмом и признать, вдогон за Кантом, что познание достигает только феноменов, а созданные метафизиками представления о субстанции, Боге и душе химеры разума. Но, критикуя традиционную метафизику, дистанцировался и от позитивизма, считая ошибкой рассмотрение феноменов за пределами нашего сознания как самодостаточных, без учета деятельности рассудка, придающих им форму и единство. Объект, существуя в сознании, есть мысль, реально не отличающаяся от самой исследующей его мысли, т.е. субъекта; и напротив, субъект есть предмет для рефлектирующей мысли. Это положение Ренувье было попозже взято на вооружение представителями имманентной философии и эмпириокритицизма.

Рассматривая те формы, которые упорядочивают представления, т.е. категории рассудка, Ренувье выделял посреди них как главную категорию отношения; дальше следовали категории числа, пространства, времени, качества, причины, цели и личности. В представлении о личности, которое легло в основу этического персонализма Ренувье, отразилась важная задача его творчества задача свободы, которую он вдогон за Ж.Лекье понимал как фундамент не только морали, но и науки, интеллектуальной деятельности в целом, как основу достоверности знаний. С очевидностью мы познаем только простые феномены, а значит, все больше сложное, то, что дядя принимает в качестве своего убеждения, базируется в конечном счете на вере; вера же обязательно связана со свободой выбора, тот, что, в свою очередность, определяется моральными установками человека. Отсюда выдвинутое Ренувье понятие рационального верования, противопоставленное им спонтанным верованиям, имеющим местоположение в случае галлюцинаций, веры в диво и пророчество. Понятие свободы ведет к моральной философии Ренувье и его религиозной концепции. В свободе воли он видит причину зла, существующего в мире. Ренувье предлагает свою гипотезу о происхождении, истории и цели человечества, рисуя картину первобытного справедливого общества и последовавшего в результате действия свободной воли состояния катастрофы, приведшей к разрушению первобытного мира и, в конечном счете, к образованию современной солнечной системы. Свободная свобода станет в будущем залогом восстановления совершенного, справедливого общества, морального порядка.

Противник детерминизма, Ренувье видел в личности и ее творческом свободном действии субстанциальный ингредиент реальности; в его персонализме натура существует только в отношении к человеку. Философии истории, предполагающей необходимые законы исторического развития, он противопоставил ухронию исторический набросок того, как могло бы рскручиваться европейское среда.

В религиозной концепции, созданной Ренувье в концевой отрезок времени деятельности, доминирует мысль Бога как морального порядка, источника и гаранта закона справедливости, требующего от каждого исполнения долга; в этом месте нет представлений о Мессии, благодати и посреднической роли церкви. Финитизм Ренувье делал для него неприемлемым и христианское представление о бесконечном Боге.

Ренувье стал основателем философской школы неокритицизма (к ней принадлежали, в частности, О.Гамлен и Ф.Пиллон); в конце 19 и в начале 20 в. его идеи оказывали большое воздействие в философском мире. Идеями Ренувье восхищался У.Джемс.

Так же читайте биографии известных людей:
Шарль Гильом Sharl Gilom

Швейцарский физик Шарль Эдуард Гильом родился в Флерье и был сыном часового мастера Эдуарда Гильома. Отец Г. возвратился в свой родовой дом в..
читать далее

Шарль Бурбон Charles de Bourbon

Герцог, один из могущественных французских феодалов, коннетабль (главнокомандующий) Франции (с 1514). Во время Итальянских войн 14941559 одержал..
читать далее

Шарль Гуно Scharl Gounod

Композитор работал и в камерных жанрах: он был автором нескольких очаровательных песен, а две его маленькие симфонии доказали, что если бы не..
читать далее

Шарль Мюнш Charles Munch

Родился 26 сентября 1891 в Страсбурге и происходил из старинного рода эльзасских музыкантов.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий