Известные люди

»

Иван Романенко

Иван Романенко Ivan Romanenko Карьера: Герой
Рождение: Россия, 31.1.1908
Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Родился в семье рабочего. Окончил семилетку и школу фабрично-заводского ученичества в 1927 г. Работал арматурщиком на строительстве машиностроительного завода в Краматорске.

Призван в РККА в 1930 г. В 1933 г. окончил 8-ю военную школу летчиков в г. Одессе.

В 1939 г. был назначен командиром 13-го иап ВВС БФ.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром 13-го истребительного авиаполка 61-й иаб ВВС БФ. Совершил возле 20 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, лично сшиб 1 авиалайнер противника.

25.12.39 г. самолёт Романенко в ходе выполнения задания был здорово поврежден зенитным огнем. Прямым попаданием снаряда два цилиндра были разбиты, в плоскостях и фюзеляже зияли 37 пробоин. Однако комполка все же дотянул на бреющем до своего аэродрома.

В наградном листе указывалось: Командир 13-го истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота) майор И.Г. Романенко отличился в боях, лично совершил рядом 20 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, нанеся ему большущий урон в активный силе и технике. В воздушных боях лично сшиб 1 самолёт типа Бристоль Бульдог, а полк к концу февраля 1940 года - 13 машин противника.

21.04.40 г. майору Романенко Ивану Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 368.

70 летчиков и техников полка были награждены орденами и медалями, а 3 летчика - удостоены звания Герой Советского Союза.

По состоянию на 9.06.41 г. 13-й иап входил в состав 10-й саб ВВС БФ и базировался на аэродроме Керстово (1, 2 и 3-я аэ) и на аэродроме военно-морской базы на полуострове Ханко (4-я аэ). Первые три эскадрильи полка имели на вооружении истребители И-16, а четвертая И-153.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 13-м истребительным авиаполком ВВС Балтийского флота.

Взаимодействуя с кораблями Краснознаменного Балтийского флота, летчики полка Романенко показали образцы героизма и отваги в жестоких боях за остров Эзель, полуостров Ханко, Таллин и Ленинград.

В июле 1941 г. два летчика 13-го иап первыми в ВМФ были удостоены звания Герой Советского Союза.

14.07.41 г. за мужество и героизм, проявленные в боях над полуостровом Ханко был удостоен звания Герой Советского Союза заместитель командира эскадрильи капитан Антоненко. 3а 34 дня боёв он сшиб 11 самолётов противника.

17.07.41 г. звание Герой Советского Союза было присвоено заместителю командира эскадрильи лейтенанту Бринько. Менее чем за два с половиной месяца боев он сшиб 15 самолётов, в т.ч. 1 таранил.

Подполковник Романенко страсть сколько раз лично водил полк в махач.

Рассказывает генерал-лейтенант авиации Голубев: 7 августа противник отхватил Таллин, его войска вышли в районе мыса Кунда на побережье Финского залива, и ситуация на этом участке фронта весьма усложнилась

Воздушные бои с превосходящими силами врага велись сейчас не только на линии фронта, но и над кораблями и прямо над аэродромом

Полевые авиаремонтные мастерские не успевали восстанавливать поврежденные самолеты...

19 августа, в день начала наступления на Таллин к вечеру удалось приготовить всего восемь исправных самолетов, начальник полка Романенко, нередко летавший на боевые задания, повел группу на штурмовку самой громадный колонны фашистских войск, шедшей на Таллин.

Перед вылетом Романенко сказал:

- Нужно причинить потрясение по голове колонны, где больше техники, чтобы на всю темное время суток задержать движение противника. С наступлением темноты по колонне нанесут удары бомбардировщики. Реактивные снаряды употреблять залпом по два или по четыре с дальности не больше шестисот метров по автомашинам, бронетранспортерам, артиллерии. Ведомые пулеметно-пушечным огнем атакуют зенитки. Если немецких истребителей не будет, сделаем три захода с разных направлений.

При подлете к Рапла летчики увидели, что первые машины вражеской колонны приближались к мосту посредством небольшую речку. Первая внезапная штурмовая вылазка истребителей вызвала сумятицу и панику у фашистов. Более двадцати РС-82 разорвались, накрыв авангард колонны. А опосля летчики из пушек и пулеметов прочесали дорогу на протяжении пяти километров. Много машин горело, что-то взрывалось. Гитлеровские зенитчики открыли жар. Помня команда командира полка, ведомые, увеличив прыть, бросились в атаку на зенитные точки, а следом все истребители снова ударили по голове колонны последними реактивными снарядами.

Оценивая результаты двух заходов, Романенко убедился, что путь закупорена на немало часов. Но нужно было ещё отхватить противнику тракт отхода назад в Рапла.

Третий заход. Яростный зенитный жар фашистов. Командир полка с удивлением отметил, что ни единственный из его самолетов не атаковал зенитки. Но Романенко тут же понял: летчики хотят во что бы то ни стало истребить как позволительно больше техники и закупорить на дороге немцев, как в бутылке. И решили эту трудную задачу. Но вслед за тем третьей атаки в группе уже не хватало трех самолетов...

Хорошо ещё, что не было мессеров, - подумал Романенко.

После посадки к нему подошел старшой инженер Николаев и доложил: самолеты так изрешечены зенитным огнем, что тяжело представить, как они держались в воздухе

Романенко, помолчав, сказал Николаеву:

- Летать не на чем, а летчики есть. Соберите из трех разбитых самолетов хотя бы единственный. Он для нас в текущее время на вес золота...

Командир полка поблагодарил летчиков за точную стрельбу ракетными снарядами и сделал выговор за то, что не выполнили указание о подавлении зенитных точек.

Романенко потребовал от ведущих групп в дальнейшем непременно выделять доля самолетов только на борьбу с зенитными средствами противника.

В результате ожесточенных боев к 26.08.41 г. в полку осталось только три исправных истребителя И-153 и восемь И-16.

Адмирал Трибуц, вспоминает: Когда противник подошел к черте города, пришлось основную массу самолетов перебазировать на восток, оставив для защиты таллинского неба только доля истребителей; с аэродромов Лагсберг и Юллемистэ их перебазировали на посадочную площадку косы полуострова Пельяссар. Это была узкая линия земли между домами рыбацкого поселка и урезом воды.

Часть самолетов находилась в земляных укрытиях, большинство же маскировали у жилых домов и сараев сетями и другими подходящими материалами, чтобы с воздуха их тяжело было отметить. Полеты с площадки - пятачка, как ее называли тогда, требовали большого мастерства. Это была поистине ювелирная служба. Боевые вылеты совершались непрерывно, днем и ночью, в любую погоду.

Летчики полка Романенко отражали налеты вражеской авиации, защищали боевые корабли, стоящие на рейде, штурмовали гитлеровскую пехоту, рвавшуюся к городу.

В те дни превосходно зарекомендовали себя истребители И-16.

До 26.08.41 г. подполковник Романенко командовал 13-м иап ВВС БФ.

С 30.08.41 г. по 16.02.42 г. он был командиром 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота.

Генерал-лейтенант авиации Голубев вспоминает: Несколько вылетов я выполнил в качестве ведомого у полковника Романенко, продолжавшего по-прежнему нередко летать. 2 февраля мы были на штурмовке войск в районе Киришей. Полет оказался тяжелым, пришлось отбивать атаки мессеров, но, несмотря на это, штурмовка прошла благополучно.

После посадки и разбора боевого задания полковник Романенко попросил меня остаться на немного минут. Посадил рядом с собой и, положив руку мне на колено, сказал:

Вот что, лейтенант, мне кажется, ты долговато ходишь в должности командира звена. Воевать умеешь, в бою видишь все, что делается всюду, имеешь здоровенный инструкторский навык, ну и в тактике продолжаешь традицию Антоненко и Бринько, которую подзабыли в 4-м гвардейском полку. Да, да, вчера был и совсем позорный происшествие. Три летчика не взлетели, чтобы пособить паре ишаков, заходивших на посадку, когда их штурмовали мессера. Трибунал с ними разбирался, а руководство бригады решило укрепить комсостав всех трех эскадрилий. Два кандидата на должности комэсков у меня на примете есть, а вот третьим хочу погнать тебя. Думаю, сможешь вручить мордобой и охотникам, и всем остальным... Как ты на это смотришь?

Я встал и ответил, что я боец и буду сражаться там, куда пошлют...

Новое руководство 4-го ГИАП встретило нас с радостью. Командир Михайлов, только что получивший звание подполковника, распределил по три прибывших летчика в каждую эскадрилью. Два самолета И-16 29-й серии приказал передать в 3-ю АЭ, а мне начать к исполнению должности заместителя командира 2-й АЭ.

Я умолчал о разговоре с командиром бригады

Долго обучать летчиков 2-й эскадрильи мне не пришлось. На следующий день прилетел полковник Романенко и объявил, что начальник 3-й эскадрильи гвардии майор Рождественский примет отдельную эскадрилью, а на его местоположение назначен я.

Руководители полка молчали. Потом майор Ройтберг, вопреки рапорту оставленный в должности начальника штаба и давнехонько работавший с Иваном Георгиевичем Романенко, вздохнув, сказал:

Может, Голубеву мало полетать в заместителях, присмотреться и тогда уж... Он и по званию лейтенант, а в 3-й эскадрилье командиры звеньев старшие лейтенанты и капитаны. Какой же у него будет авторитет?

Петр Львович, ответил Романенко, ты славно знаешь, что авторитет на войне определяют не звания, а знания. И то, как кто может биться и взращивать подчиненных. Нам нужны в первую очередность активные, обладающие новыми приемами боя командиры. Вот давайте и начнем подбирать с 3-й эскадрильи, там лучшие самолеты, и она может сделаться ведущей во всех отношениях.

С весны 1942 г. полковник Романенко командовал 7-й истребительной авиадивизией ВВС Тихоокеанского флота.

Участвовал в советско-японской войне.

В 1945 г. был награжден орденом Красной Звезды.

В 1950 г. окончил авиационный факультет Военной академии Генштаба.

В 1950 г. был награжден орденом Красного Знамени, а в 1955 г. орденом Ленина.

С 1970 г. генерал-лейтенант авиации Романенко в запасе.

Жил в Ленинграде. Был председателем совета ветеранов морской авиации.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Селиванов Ivan Selivanov

Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени,..
читать далее

Иван Сидоренко Ivan Sidorenko

Капитан И. М. Сидоренко отличился как организатор снайперского движения. В 1941 - 1944 годах уничтожил из снайперской винтовки около 500 врагов...
читать далее

Иван Спирин Ivan Spirin

Награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, двумя..
читать далее

Иван Степаненко Ivan Stepanenko

Во время Великой Отечественной войны воевал на Южном, Брянском, Сталинградском, Северо-Кавказском, 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Был..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий