Известные люди

»

Сергей Вишняков

Сергей Вишняков Sergey Vishnyakov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия
Участник Великой Отечественной войны. С Октября 1941 года по Октябрь 1942 года служил в 28-м ИАП, где летал на МиГ-3. Затем, до конца войны, сражался в составе 32-го Гвардейского ИАП, летал на Як-1, Ла-5 и Ла-7. Всего выполнил 308 успешных боевых вылетов. В 95 воздушных боях уничтожил 10 вражеских самолётов лично и 1 - в составе группы.

Советский лётчик - истребитель. Генерал - майор авиации. Участник Великой Отечественной войны. С Октября 1941 года по Октябрь 1942 года служил в 28-м ИАП, где летал на МиГ-3. Затем, до конца войны, сражался в составе 32-го Гвардейского ИАП, летал на Як-1, Ла-5 и Ла-7. Вэтого выполнил 308 успешных боевых вылетов. В 95 воздушных боях уничтожил 10 вражеских самолётов лично и 1 - в составе группы.

После войны служил в составе 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка, участвовал в Корейской войне/ Совершил 120 боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 6 ( по другим источникам - 7 ) самолётов противника.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.

В 1955 году погиб в авиационной катастрофе.

* * *

...В начале Марта 1943 года, позже перегруппировки войск и подхода свежих сил, войска Северо - Западного фронта возобновили штурмование с целью прорвать неприятельскую оборону и очистить левый берег реки Ловать с последующим развитием наступления в западном направлении. Противник, опираясь на ладно подготовленную оборону, оказывал упорное сопротивление. Авиация обеих сторон активно использовала погожие дни для прикрытия и поддержки своих войск.

5 Марта лётчики 32-го ГвИАП, участвуя в напряжённых воздушных боях, сшибли немного самолётов противника. Так, сопровождая штурмовики в составе группы из 6 Як-1, начальник звена Гвардии старшой лейтенант В. А. Савельев в районе цели заметил группу Ме-109, пытавшихся штурмовать "Илы". Используя превосходство в высоте, "Яковлевы" штурмовали врага. Смелость и меткость огня оказались решающими. Василий Савельев сшиб одного "Мессера", другого зажёг Гвардии лейтенант М. П. Лепин, третьего - Гвардии меньшой лейтенант С. Ф. Вишняков. Уцелевшие Ме-109 ушли на свою территорию.

9 Марта 1943 года войска Северо - Западного фронта усилили натиск на противника, непрерывно атакуя его позиции. Наши лётчики также вели напряжённые воздушные бои. В течение дня они уничтожили 21 самолёт врага. Успешный махач с бомбардировщиками на глазах у командующего ВВС Красной Армии Генерал - Полковника А. А. Новикова провели лётчики 32-го Гвардейского авиаполка в непосредственной близости от аэродрома Заборовье.

Три "Юнкерса" попытались внезапно штурмовать стоянки наших самолётов, но были перехвачены дежурными истребителями. Одного из них мастерски атаковал Герой Советского Союза Гвардии капитан С. Ф. Долгушин. С короткой дистанции он открыл по нему жар. "Юнкерс" с воем врезался в чаща вблизи от аэродрома. Второго атаковал и сшиб Гвардии меньшой лейтенат С. Ф. Вишняков, третьего "Юнкерса" зажёг Гвардии старшой лейтенант В. А. Луцкий.

В Марте 1944 года характерной особенностью воздушной обстановки на участке действия 32-го Гвардейского ИАП были массированные налёты вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей. В общем Март оказался для лётчиков 32-го ГвИАП довольно напряжённыи. Но, несмотря на все усилия неприятеля, большинство вылетов заканчивались победой наших пилотов. Так, 18 Марта две четвёрки Ла-5, ведомые Старшим лейтенантом С. Ф. Вишняковым и Капитаном Н. Н. Шульженко, вступили в мордобой с 35 пикировщиками Ju-87, шедшими под прикрытием истребителей. В итоге боя противник потерял 3 бомбардировщика и 1 истребитель. В этой схватке С. Ф. Вишняков уничтожил FW-190.

После войны он служил в составе 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка, участвовал в Корейской войне с Апреля 1951 года. После первого неудачного воздушного боя пилотов 176-го Гвардейского ИАП ( в котором единственный МиГ-15 был сбит и единственный подбит ), инспектор - лётчик 324-й истребительной авиационной дивизии Подполковник С. Ф. Вишняков принял руководство полком. За время боевых действий в небе Кореи, он совершил 120 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 6 ( по другим источникам - 7 ) самолётов противника.

Некоторые союзники США по агрессии прислали в Корею свою авиацию. Английские палубники действовали южнее Пхеньяна и имели только эпизодические встречи с истребителями Корейско - Китайских ВВС. Австралийская эскадрилья, вооружённая двухмоторными машинами "Метеор-4", оказалась больше воинственной и появлялась в зоне действия советских "МиГов".

Первые же встречи с австралийцами показали, что их самолёты неблизко не метеоры. Они по всем статьям уступали МиГ-15, да и лётная подготовка экипажей оказалась низкой. Несколько вражеских истребителей было сбито. Убедившись, что "Метеор-4" никак не может удачно известия более того оборонительный махач с МиГ-15, их было решено применять в качестве истребителей - бомбардировщиков. Обычно, во время массированных налётов американской авиации, они действовали в районе юго - восточнее Анчжу и тем самым были прикрыты от наших истребителей.

Эту хитрость наше руководство распознало стремительно. И хотя действия австралийцев большого военного значения не имели, покарать их следовало. Для этой цели была выделена группа из 16 МиГ-15 под командованием Подполковника Вишнякова. В единственный из дней, по загодя разработанному плану, она вылетела вдали на север и заняла зону ожидания. Расчёт оправдался. С появлением в воздухе самолётов 5-й Воздушной армии ВВС США за их "спиной" в свой район вышли и 16 "Метеоров" - на практике все оставшиеся.

Часть МиГ-15 получила директива на демонстративный мордобой с американцами, а группа Вишнякова в обход района воздушного "спектакля" одним духом пошла на встречу с "Метеорами". Австралийцы, не принимая боя, в панике бросились врассыпную к морю и на юг, но пути отхода им перекрыли немного выделенных для этого пар МиГ-15. В ходе боя 12 "Метеоров" были сбиты. Наши истребители потерь не имели. Таким образом, австралийская эскадрилья на "Метеорах-4" на практике перестала быть...

6 Октября 1951 года именитый совдеповский ас, начальник 196-го ИАП, Подполковник Е. Г. Пепеляев подбил "Сейбр", совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные дни агрегатина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Советский Союз. Это был начальный захваченный "Сейбр". Цена трофея была до того высока, что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву ( победу официально приписали лётчику 176-го Гвардейского авиационного полка Майору Шеберстову ). При этом, начальник этого полка Подполковник Вишняков и его замполит Подполковник Сибиркин встали на сторону своих лётчиков, которые с пеной у рта, не имея никаких аргументов, доказывали что аккурат они сшибли тот самый самолёт. Вспоминает сам Евгений Георгиевич:

"Я при этом разговоре крайне обиделся и рассердился на всех тех, кто врал мне в глаза, уверяя что сшиб тот самый самолёт, и на тех, кто старался всю эту искаженная версия фактов узаконить. В тот отрезок времени в боях принимали участие "Сейбры" разной окраски, означающих их принадлежность к определённым авиагруппам. Я спросил Шеберстова: какая была окраска "Сейбра", которого он якобы подбил. Он твёрдо ответил, что агрегатина была с жёлтый полосой на фюзеляже и плоскостях. Я же дрался с самолётами, раскрашенными чёрно - белыми полосами, и сказал об этом всем присутствующим:

- Если привезёте "Сейбр" с жёлтой полосой - значит это ваш самолёт, а если с чёрно - белыми полосами - значит мой.

Тогда же сгоряча я добавил:

- За всё ваше враньё, наглость и искаженный вариант фактов Бог вас накажет...

Спустя пару дней на аэропорт Андунь привезли "Сейбр". Он был с чёрно - белыми полосами. После этого всем стало ясно, кто аккурат сшиб тот самый самолёт. Я не стал вопить и достигать, чтобы тот самый "Сейбр" записали на меня. Я был целиком доволен тем, что вывел на чистую воду обманщиков. После этого случая авторитет некоторых лётчиков 176-го ГвИАП упал в глазах многих офицеров".

По возвращении в Союз, Сергей Фёдорович Вишняков продолжил службу в ВВС. Вскоре стал Генерал - майором авиации. А в 1955 году - погиб, когда учил летать на МиГ-15 болгарских лётчиков. Обратимся снова к воспоминаниям Е. Г. Пепеляева:

"Человек я неверующий и не злопамятный, истина, суеверный, а слова мои о Божьей каре, высказанные в 1951 году при разборке принадлежности сбитого и севшего на берегу залива "Сейбра", исполнились. Прошло немногим больше года, и во время ночных полётов над аэродромом Орешково, что под Калугой, в воздухе столкнулись два самолёта. При этом погибли Подполковник Шеберстов и Майор Лазукин на спарке УТИ МиГ-15 и Полковник Д. Титаренко на истребителе МиГ-15. Полковник Чупрыкин был уволен из армии как начальник полётов, допустивший эту катастрофу.

Через пару лет после этого афёры с припиской "Сейбра" погиб и бывший начальник 176-го Гвардейского ИАП Генерал - майор авиации С. Ф. Вишняков. Он разбился на спарке УТИ МиГ-15 во время учебно - тренировочных полётов ночью".

За время своей боевой работы Сергей Фёдорович Вишняков уничтожил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Горелов Sergey Pogorelov

Гвардии Капитан С. Д. Горелов совершил 214 боевых вылетов, в 47 воздушных боях лично сбил 24 и в составе группы 1 самолёт противника. 0 года за..
читать далее

Сергей Деменков Sergey Demenkov

Гвардии Старший лейтенант С. В. Деменков совершил 313 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою, сбил 11 самолётов противника. 28 Сентября 1943..
читать далее

Сергей Долгушин Sergey Dolgushin

С 1951 года - командир бомбардировочной дивизии в Калинине, начинавшей при нём осваивать Ил-28. В 1958 году окончил Военную академию Генерального..
читать далее

Сергей Жуковский Sergey Jukovskiy

Сергей Жуковский - выдающийся советский летчик. Родился 7 октября 1918 года.Сергей Жуковский - Участник Великой Отечественной войны с первого до..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий