Известные люди

»

Григорий Сапожников

Григорий Сапожников Grigory Sapozhnikov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 8.9.1920
В свои неполные 25 лет Григорий Сапожников успел совершить многое - к моменту гибели на счету отважного лётчика числилось 7 сбитых самолётов противника, из них 4 - на фронтах Первой Мировой войны.

Григорий Сапожников родился в 1894 году в городе Бугульме, в семье мелких служилых дворян. Окончив Оренбургское реальное училище, добровольцем записался в армию. На предложение сделаться военным лётчиком ответил согласием. Прослушал теоретический вектор движения авиации и воздухоплавания в Петроградском политехническом институте и в 1915 году поступил в Севастопольскую лётную школу.

В конце 1916 года он был направлен в действующую армию, где попал в 16-й корпусный авиаотряд. Вскоре юный пилот одержал свою первую победу - сшиб над Язловцем вражеский самолёт. За тот самый махач Сапожникова наградили Георгиевским крестом. Летом 1917 года он уничтожил вторую германскую машину, войну закончил в ранге Прапорщика.

После Октябрьской Революции прапорщик Сапожников не сию минуту сделал свой отбор. Но в Мае 1918 года он решает вступить в Красную Армию. Большевистская авиация испытывала недочет в опытных лётных кадрах, и Григория сию минуту назначили командиром 2-го отряда Первой Пролетарской авиагруппы ( Восточный фронт ). Правда, в этой должности он пробыл непродолжительно.

С Июля авиагруппа участвует в боях под Казанью. Сапожников каждый день вылетал на разведку и штурмовку неприятельских позиций. 5 Августа его самолёт был подбит ружейным огнём, но Григорий сумел приземлиться на нейтральной полосе, а ночью с помощью пехотинцев - оттащить машину за линию окопов. Через 2 дня на этом же самолёте он сызнова вылетел в махач.

По воспоминаниям современников, Сапожников отличался высоким мастерством и безудержной смелостью, которая порой граничила с безрассудством. Пр этом он частенько был не в ладах с дисциплиной и ни чуточки не считал себя убеждённым коммунистом. В результате Григорий не сделал карьеры в советской авиации. С начала 1919 года он служил уже рядовым красвоенлётом в 1-м истребительном авиаотряде Юго - Западного фронта, сражаясь в самых "горячих точках": супротив наступавших армий Деникина и Мамонтова. Затем были тяжёлые, но успешные бои на Западном фронте, а с Августа 1920 года в составе звена асов Григорий воевал с врангелевцами.

Сапожникову принадлежит новшество в тактике - употребление истребителя для штурмовых ударов во взаимодействии с конницей. Одними из первых Григорий выполнил и бомбометание с одноместного самолёта - истребителя. В воздушном бою действия лётчика были непредсказуемыми и не укладывались в классические схемы того времени. Это был пилот - импровизатор. Решения он принимал в один момент на основе быстрой и точной оценки воздушной обстановки, безошыбочно выявляя слабые места противника. Ни воспроизвести маневры Сапожникова, ни противостоять ему не могли более того опытные белогвардейские лётчики - в одной из воздушных схваток он сшиб безотлагательно 2 вражеских самолёта.

Наиболее яркой страницей в боевой биографии Сапожникова стала польская фирма 1920 года. В Мае 1-й авиаотряд перебросили на Западный фронт, где красным пилотам пришлось сражаться с элитарной американской эскадрильей имени Костюшко и 12-м Великопольским дивизионом. Красные лётчики, базируясь на аэродроме Салтановка, организовали засаду ( аэропорт подскока ) на берегу реки. Они поднимались на дежурство в излюбленное время полётов противника - с 8 до 11 утра и в вечерние полумраки. Однако неприятель всегда уклонялся от боя.

9 Мая видавший виды польский лётчик Стефан Павликовский совершил облёт аэродрома Салтановка, где базировался совдеповский авиаотряд, как бы вызывая противника на поединок. В воздух поднялся Григорий Сапожников. Вскоре, после этого ряда стремительных маневров, он зашёл "визитеру" в хвостище и дал короткую точную очередность. Истребитель С. Павликовского с пробитым радиатором и чадящим мотором уткнулся в землю, еле-еле перетянув за линию фронта.

К вечеру того же дня, красвоенлёт Сапожников нанёс белополякам ответный визит. Взяв с собой в кабину 25-фунтовую бомбу ( чего, уместно сказать, действовать не рекомендовалось ) он, маскируясь дымкой, на высоте 1000 метров вышел на аэровокзал белополяков под Бобруйском. Убрав газ, тихо снизился до 700 метров и сбросил на ангар бомбу. Затем истребитель выполнил 7 переворотов ( которые назывались тогда переопрокидываниями ) с восходящими бочками. При выполнении одной из фигур, самолёт прошёл над землей так невысоко, что белополяки отметили на его крыльях красные звёзды, а на фюзеляже - эмблему в виде туза "Пик". Опомнившись, они открыли пламень. Самолёт сделал прощальную спираль и взял вектор движения на находившийся в воздухе аэростат наблюдения. Атаковав, он заставил его снизиться. Спустя некоторое время Сапожников, на повреждённой машине, успешно вернулся на свой аэропорт...

Вызов конечно же был излишне дерзким. Не мог неприятель оставаться безответным. Уже на следующий день, 10 Мая, немедленно 3 неприятельских самолёта попытались сделать налёт на аэропорт Салтановка. Однако в воздухе их уже поджидал дежурный заслон из краснозвёздых истребителей.

Сапожников с ведомыми Гвайтой и Серёгиным перехватил самолёты в полуверсте от аэродрома. После первой же атаки неприятельские лётчики сбросили нерасконтренные бомбы ( ни одна не взорвалась ) и приняли махач. В азарте Серёгин израсходовал немедленно все 45 патронов, а у Гвайты пулемёт вообще отказал. Сапожникову необходимо было ударять точно. Сзади его прикрывал Гвайта, а Серёгин кувырканием отхватил неприятелю дорога к отступлению. Две атаки Сапожникова были неудачными. В третьей ему удалось зайти в мёртвый сектор наблюдателя. Три короткие очереди с предельно малой дистанции решили исход боя - с перебитым бензопроводом самолёт противника пошёл на вынужденную посадку. Лётчик - капитан Юргенсон и летнаб попали в плен. Затем тройка взяла в клещи ещё единственный бомбардировщик, тот, что, получив повреждения, сел в расположении своих войск. Как говорили опосля лётчики, если бы у Гвайты не заело пулемёт, то ни "единственный из гостей не вернулся бы домой". 12 Мая лётчику Сапожникову перед строем был вручён орден Красного Знамени.

В Августе 1-й авиаотряд перевели на Южный фронт. Утром 8 Сентября Григорий с плохим самочуствием затем бурно проведённой ночи, вопреки приказу командира, вылетел в мордобой. Не успев набрать высоту, он заложил крутой вираж. Самолёт "чиркнул" крылом по земле и разлетелся вдребезги. Гибель пилота была мгновенной... ( по другим источникам Сапожников погиб 5 Сентября, во время показательного полёта над аэродромом города Александровска, из - за отказа износившегося двигателя ).

В свои неполные 25 лет Григорий Сапожников успел произвести многое - к моменту гибели на счету отважного лётчика числилось 7 сбитых самолётов противника, из них 4 - на фронтах Первой Мировой войны.

Так же читайте биографии известных людей:
Григорий Седов Grigory Sedov

Своеобразным итогом летной практики Седова стало присвоение ему 1 мая 1957 года звания Героя Советского Союза, а через два года - звания..
читать далее

Григорий Сук Grigory Suk

В Сентябре - Октябре 1916 года Григорий Сук совершил 19 боевых вылетов общей продолжительностью 27 часов 15 минут. За проявленную доблесть он был по..
читать далее

Григорий Таран Grigory Taran

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. За время службы совершил 660 вылетов на фронт и в тыл противника к партизанам. За время..
читать далее

Григорий Черкашин Grigory Cherkashin

Лейтенант Г. Г. Черкашин произвёл 175 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники противника. Провёл 18 воздушных боёв, в которых сбил 2..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий