Известные люди
»Михаил Драгоманов
Рождение: Украина, 30.8.1841
Драгоманов, Михаил Петрович - историк, фольклорист и публицист (1841 - 1895). Родился в г. Гадяче, Полтавской губернии, в мелкопоместной дворянской семье, вышедшей из украинской казацкой старшины.
Окончил вектор движения в Киевском университете, где примкнул к кружку студентов, основавших воскресные школы, и на халяву преподавал историю в школе, подготовлявшей учителей для сельских школ, вскрыть которые решено было в видах противодействия польской пропаганде, в то время как учителя-студенты не были удалены оттуда по распоряжению министерства народного просвещения. Большое воздействие на политическое воспитание Драгоманова оказало польское движение. Уроженец левобережной Украины, Драгоманов не имел до поступления в вуз "наглядного понятия" о поляках: сочувствуя им, как жертвам деспотизма, он, и все-таки, как украинец, был полон историческими воспоминаниями о притеснении Украины Польшей. Социально-политические стремления украинцев были тогда разнообразны и не ясны. Драгоманову националистические настроения украинских кружков, их пренебрежение к русской литературе и культуре вообще казались реакционными; в особенности возмущала его их подготовленность шагать десница об руку в борьбе правительства с поляками. С иной стороны, безусловное сочувствие некоторых кружков к полякам сближало Драгоманова с украинцами, дававшими резкий отпор польским притязаниям на Западную Украину. Еще больше сближали Драгоманова с украинцами интересы педагогические: он более того вступил в украинскую организацию - "Громаду", узнав, что она предполагает начать к изданию популярных книг. По окончании курса Драгоманов был определен учителем географии во 2 киевскую гимназию. В 1864 г. защитил диссертацию pro venia legendi "Император Тиберий", и с 1865 г. факультет доверил ему читка обязательного курса по всеобщей истории на правах штатного доцента. Сотрудничая в "Петербургских Ведомостях" (редактор В.Ф. Корш ), Драгоманов чаще всего писал о политическом положении юго-западного края. Со времени славянского съезда в Москве (1867) он стал строчить статьи по славянскому вопросу, в которых рассматривал российско-польские и вообще славянские дела с точки зрения демократически-федеральной. В это время введено было в левобережной Украине земство, и земцы (главным образом, черниговские) обратили чуткость на надобность употребления украинского языка в местных школах. Это было первое сближение Драгоманова как публициста, с общественными деятелями: обсуждение очередных задач русской общественно-политической жизни резво стало центром публицистической деятельности Драгоманова. В статьях "Земство и здешний ингредиент в обучении", "О педагогическом значении малорусского языка" и др. Драгоманов разошелся со взглядами тогдашнего попечителя киевского учебного округа, князя Ширинского-Шихматова, противника не только народного, но и светского элемента в первоначальном обучении. Драгоманов, на основании педагогического опыта, стоял за надобность активизировать обучение с украинской народной словесности и только понемногу перескакивать к русскому литературному и великорусскому народному языку. На Драгоманова обрушились "Московские Ведомости", а князь Ширинский-Шихматов послал в министерство народного просвещения донесение о том, что Драгоманов - "сепаратист". Когда, вслед за тем защиты в 1869 г. магистерской диссертации ("Вопрос об историческом значении римской Империи и Тацит"), Драгоманов был избран штатным доцентом, утверждение его в этом звании было отложено до возвращения его из заграничной командировки. По словам Драгоманова, донесение Ширинского-Шихматова решительно прикрепило его к украинскому направлению. От занятий всеобщей и римской историей научные интересы Драгоманова потихоньку передвинулись в область исследования украинского и славянского народного творчества. В этой области лежат главные научные его заслуги. Этнографию и историю устной народной словесности он возводил на уровень науки о всей совокупности духовной жизни народов (фольклор). Исследованиями о бродячих легендах и сказаниях он раскрывал, что в творениях отдельных народов, признаваемых оригинальными и в этом качестве важными для понимания "народной души", невпроворот элементов интернациональных. Работы Драгоманова по фольклору давали ему не только материал для научных выводов в этой области: они питали его общественно-политическое расположение. В ег
о миросозерцании космополитизм или интернационализм, признающий культуру плодом общечеловеческого творчества, не отрицал частных национальных вариаций общих идей и форм. Изучение украинской народной словесности, в особенности политических песен, привело Драгоманова к выводам, важным для практической политики: украинцы, по мнению Драгоманова, должны сыграть важную образ в широкой постановке федерально-демократического вопроса во всей Восточной Европе. Драгоманов пробыл за рубежом три года (1870 - 1873). Он пишет в это время строй публицистических работ, развивающих идеи политического федерализма и демократизма; рядом знакомится с жизнью Галиции; принимает участие в галицких изданиях; это послужило позднее внешним поводом к удалению его из Киевского университета. В 1875 г. последовал строй доносов на Драгоманова, и он был уволен министерством по третьему пункту. Вскоре позже этого он уехал за рубеж, чтобы новости пропаганду в русской заграничной печати и создать вольную украинскую типографию. Так как первые заграничные издания Драгоманова в Австрии были конфискованы, он поселился в Женеве, где и прожил до осени 1889 г., когда приглашен был профессором всеобщей истории в Софийский универ. В Софии Драгоманов и скончался, 8 июня 1895 г. Значение Драгоманова как публициста, основано, главным образом, на втором, заграничном периоде его деятельности, хотя все его руководящие мысли, ибо это допускали русские цензурные условия, были формулированы ещё до его эмиграции. Традиции борьбы за политическую свободу ни при каких обстоятельствах, со времени декабристов, не исчезали в русском прогрессивном обществе, но Драгоманов, как основополагающий последовательный конституционалист был первым реалистом-политиком в русской эмиграции и в русской политической публицистике. В 1876 г. последовал указ, без малого нимало воспрещавший украинскую литературу. Для Драгоманова указ тот самый явился не только крушением дорогих ему украинских стремлений, но и доказательством усиления политического гнета для всей России. Это в его глазах выдвигало на первостепеннный проект надобность личной и общественной свободы для всего русского народа. И Драгоманов не только формулировал задачу: он задумался и над вопросами, где найдутся силы для ее разрешения, какие средства пригодны и допустимы в борьбе за отбояривание. "Чистое занятие требует чистых рук", - сказал Драгоманов в политической брошюре, написанной им по поводу восточной войны и этому девизу остался верен до конца своих дней. Постановка практических задач политики под надзор высоких моральных постулатов составляла отличительную черту Драгоманова, как публициста. Отсюда его отрицание террора как средства политической борьбы. Убежденный позитивист и рационалист по своим философским взглядам, Драгоманов был идеалистом в политике. Материальная мощь в вопросах внутренней политики - вдалеке не все и более того не самое важное. Оттого и главная количество работы добывания политической свободы сводилась для Драгоманова к усвоению "всеми образованными людьми разных племен населения России" начал, лежащих в основе русского земского движения и требующих неприкосновенности основных прав лица и местного самоуправления, обеспеченных самоуправлением государственным ("Земский либерализм в России"). Земство, в глазах Драгоманова, является средством организации свободы: неприкосновенность прав местного самоуправления ставится им рядом с неприкосновенностью прав лица. В конституционный план, выработанный Драгомановым ("Вольный союз"), введено определение компетенции местного самоуправления, немаловажно расширенной созданием больше крупной и, таким образом, больше влиятельной, чем губернское земство, единицы - областного земства. В децентрализации управления и в областной автономии Драгоманов видел лучшее снадобье разрешения национального вопроса в России, в том числе и близкого для него вопроса украинского. Из европейских социалистов Драгоманов больше всего заимствовал у Прудона, но остался государственником; протестуя супротив современных централизованных форм государства, он все же признает надобность переходных форм государственности. Федерализм Драгоманова вытекал логиче
ски из последовательного демократизма. Национальный вопросительный мотив разрешался им формулой: "космополитизм в целях, национализм в формах и способах". Украинскому вопросу Драгоманов посвятил две серии статей: "Чудацкi думки про украiнську нацiональну справу" и "Листи на надднiпрянську Украiну", вышедшие отдельными книгами (из них только первая и только в 1913 г. вышла и в России, в немного сокращенном издании). Украинское движение рассмотрено в этом месте исторически и критически, националистические и шовинистические элементы его осуждены, как реакционные, но самая суть нации, как известной формы солидарности между людьми, признается имеющей громадную социальную и культурную ценность. По вопросу о самостоятельности украинской культуры взгляды Драгоманова испытали кой-какой перелом возле 1876 г. Сначала он был близок к признанию формулы: "литература для домашнего обихода", хотя и ставил вопросительный мотив в больше широкой перспективе. Позднее он признал надобность всеобъемлющего национального культурного творчества, утверждая, что "любой джентльмен, ушедший из Украины, каждая копейка, истраченная не на украинское занятие, каждое словечко, сказанное не по-украински, есть расход из мужицкой украинской сокровищницы, расход, тот, что при нынешних условиях не вернется ей ниоткуда". Подводя итоги своей деятельности, в отклик на юбилейные приветствия, Драгоманов писал, что главным делом своей жизни он считает влечение осуществить в практической политике те руководящие идеи, к которым в 40 годах пришли славные Кирилло-мефодиевские братья и которые легли в основу украинского народолюбия Драгоманова и его товарищей в их молодые годы. Драгомановская постановка вопросов о национализме и космополитизме часто встречала полное непонимание в различных национальных и общественных группах, а критика, которой он, с своей точки зрения, подвергал программы и выступления различных групп, кружков и партий, нередко вызывала недовольство тех, на кого направлялось ее острие. Недовольство это становилось источником противоположных и нередко нелепых обвинений. Украинские националисты упрекали его в космополитизме, москвофильстве и обрусительстве; русские радикалы и революционеры, обиженные критикой их централизма ("Историческая Польша и Великорусская демократия"), видели в нем украинского шовиниста, а польские журналы более того называли "московским агентом". Став всероссийским, земское конституционное движение находит в лице Драгоманова своего идеолога. С конца 1882 г. он становится редактором "Вольного Слова", объявленного органом "Земского Союза" (издание прекратилось в мае 1883 г. вследствие торжества реакции в России). В. Богучарский ("Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х годах XIX в.") утверждает, что Драгоманов был заведен "в дремучий лес" ловкой мистификацией графа П.П. Шувалова, измышлением которого был и сам "Земский Союз". Полемика, вызванная этим утверждением (главным образом - книжка Б.А. Кистяковского "Страницы прошлого"), установила его необоснованность. "Вольное Слово", под редакторством Драгоманова сыграло образ проводника конституционных стремлений и в этом качестве признавалось "своим" конституционалистами в России, независимо от того, существовал или нет "Земский Союз", как организация земцев-конституционалистов. Большое воздействие имел Драгоманов и в борьбе галицких партий. Без преувеличения не возбраняется произнести, что европеизация Галиции началась с Драгоманова. В первостепеннный свой наезд в Галицию Драгоманов нашел, что галичане, несмотря на родное больше западное положение, больше отстали в идейном отношении от Европы, чем россияне. У Драгоманова созрел проект распространить в Галиции украинское ориентация посредством новой русской литературы; своим демократическим и светским характером она, по расчету Драгоманова, должна была подорвать в Галиции клерикализм и бюрократизм. Стремясь приподнять украинскую национальную бытие в России и Австрии до уровня Европы, Драгоманов знакомил Европу с положением украинского вопроса, с развитием украинской литературы, с гонениями супротив украинской культуры, для чего неоднократно выступал со статьями в немецкой, французской, итальянской и английск
ой прессе. Драгоманов издал со своими комментариями два тома переписки Герцена и Огарева с Тургеневым, Кавелиным и Бакуниным, дающей приподнято дорогостоящий материал для изучения русской общественности. "Собрание политических сочинений" Драгомановым издано в Париже в 1905 - 1906 годах редакцией "Освобождения". В России вышел в 1908 г. т. I "Политических сочинений" Драгоманова - сборник статей, под общим заглавием "Центр и Окраины", с приложением статьи Б. Кистяковского, посвященной характеристике политических взглядов, литературной деятельности и биографии Драгоманова. Во Львове изданы статьи Драгоманова на украинском языке о народной словесности и украинской литературе: "Розвидки М. Драгоманова про украинську народню словеснисть и письменство". В 1876 г. в Киеве Драгоманов выпустил крайне важную книгу: "Малорусские народные предания и рассказы"; в 1874 - 1875 годах в сотрудничестве с профессором В.Б. Антоновичем издал "Исторические песни малорусского народа"; все критические комментарии принадлежат тут Драгоманову. Продолжение этого труда вышло в Женеве в 2 выпусках: "Нови украинськи писни при громадськи справи" (1764 - 1880) в 1881 г. и "Политични писни укр. народу XVIII и XIX столетий", доля I, в 1883 г. О Драгоманове в настоящее время существует целая литература книг, журнальных и газетных статей. Главнейшие из них: М. Павлик, "М.П. Драгоманов, 1841 - 1895 г. Его юбилей, кончина, автобиография и спис творив" (Львов, 1896); И. Франко "Житепис Драгоманова, жите и слово" (1894, книжка I); его же "Суспильно-политични погляди М. Драгоманова" ("Литературно-Наук. Вистник", 1906, книжка 8); М. Павлик "М. Драгоманов и его роля в розвою Украини" (Львов, 1907); С. Ефремов "Истори украинського письменства" (СПб., 1911). Для биографии и характеристики взглядов и деятельности Драгоманова жутко важна переписка Драгоманова с различными галицкими деятелями и писателями, изданные М. Павликом, И. Франко и др., а ещё "Австро-руськи спомини" М. Драгоманова (Львов, 1889 - 1892); его же, "Народни школи на Украини" (Женева, 1877); его же, "Два учителя - К.И. Полевич и А.И. Стронин" (Львов, 1902). Автобиография Драгоманова напечатана в журнале "Былое" (июнь, 1906). Ряд этнографических работ Драгомнова помещен в болгарском "Сборник за народни умотворения и книжнина". Драгоманов принимал участие в составлении тома географии Реклю, посвященного Украине. Интересные письма Драгоманова к М.М. Стасюлевичу, в журнале которого - "Вестнике Европы" - Драгоманов поместил в 70-х годах немного замечательных статей, вошли в состав пятого тома "Архива М.М. Стасюлевича" (СПб., 1913). М. Могилянский.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Каченовский Mihail Kachenovsky
Во имя авторитета седой старины должен был замолкнуть свободный голос критики. Замена научного вопроса вопросом о благонадежности отразилась на..
читать далее →
Михаил Любимов Mihail Lubimov
Он хорошо знал крупного разведчика Кима Филби и агентов, работавших на идеологической основе, написал о них много доброго. Характерно, что герои..
читать далее →
Михаил Пиотровский Mihail Piotrovsky
Есть такие вещи, которые не нуждаются в пояснении, потому что само их название звучит как пароль: Лувр, Эйфелева башня, статуя Свободы, Британский..
читать далее →
Михаил Покровский Mihail Pokrovskiy
Окончив с золотой медалью московскую гимназию, 1887 году поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета,..
читать далее →