Известные люди
»Михаил Одинцов
Рождение: Россия, 18.11.1921
За период Великой Отечественной войны М. П. Одинцов совершил 215 боевых вылетов. Был командиром эскадрильи, штурманом, а затем заместителем командира авиаполка. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 4 февраля 1944 года. 27 июня 1945 года он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами Советского Союза.
Михаил Петрович Одинцов родился в семье служащего. По национальности российский. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с 1938 года. В 1940 году окончил военную школу летчиков.
После Великой Отечественной войны М. П. Одинцов окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина и Академию Генерального штаба. В настоящее время генерал-лейтенант авиации М. П. Одинцов на ответственной работе в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. Заслуженный армейский пилот СССР, он и поныне летает на многих сверхзвуковых самолетах.
Михаилу Одинцову было 16 лет, когда студентом первого курса строительного техникума пришел он в Свердловский городской аэроклуб. Многие стремились тогда в авиацию, набиравшую в ту пору высоту. Непременно хотел научиться летать и Михаил.
Это было нелегко обучаться в то же время и в техникуме, и в аэроклубе, но упорство и юность хватали верх. Учился Михаил с интересом, с жадностью схватывая все, что узнавал на классных занятиях и в ангаре. До глубокой ночи просиживал за учебниками по конструкции, самолетовождению, теории полета, а когда были сданы экзамены, совместно с другими курсантами с радостью начал к практическим занятиям на аэродроме.
Сколько восторга испытал он во время первого самостоятельного полета! После разбега авиалайнер послушно оторвался от земли. Вот уже вдалеке внизу городок, дома, чаща. Машина подчиняется только ему. Стоит ещё чуть-чуть выбрать ручку управления и увеличить обороты мотора, и он поднимется к облакам. Сердце замирает. Кажется, что под самолетом не клочок аэродрома, а весь необъятный мир.
Летать Одинцов любил, в воздухе чувствовал себя беспрепятственно, несложно, твердо и в каждом полете находил для себя новое, интересное.
Программа обучения подходила к концу. Много планов и надежд строили выпускники аэроклуба, мечтали о дальних перелетах, новых рекордах. Но все обернулось по-иному. Тень фашистской свастики нависла над Европой. Нарастала опасность войны. По призыву комсомола молодая поросль поступала в летные школы. Курсантом военного авиационного училища стал и Михаил Одинцов.
Учиться тут было непочатый край сложнее. Ведь быть летчиком это не значит мочь только править самолетом. Настоящий боевой пилот формируется не безотложно. Пройдет полно времени, некогда чем курсант авиационного училища приобретет свой почерк, свою походку в воздухе, станет настоящим асом. Бывает, что юный пилот освоит технику пилотирования, научится мастерски крутить различные фигуры, а как воздушный воин слабоват. В результате и совместный результат получится неважный.
Михаил Одинцов не терпел половинчатых решений. Характер у летчика был таковый, что если он ставил перед собой мишень, то добивался ее во что бы то ни стало, не страшась никаких трудностей, не отступая потом первых же неудач. Летный нрав!
Черной тучей пришел 1941 год. И уже на четвертый день войны меньший лейтенант Михаил Одинцов полетел на выполнение своего первого боевого задания. В этом полете подверглись суровому испытанию свобода и нрав молодого пилота. Михаил с честью выдержал тот самый экзамен.
Летал он на бомбардировщике, громил вражеские колонны, артиллерийские позиции. Сколько раз попадал в сложные переделки! На него наседали вражеские истребители, абсолютный стеной заградительного огня встречали зенитки, осколки, будто железный град, стучали по бронированной кабине, но он крепко держал штурвал самолета.
В одном из воздушных боев Одинцов был ранен. После лечения в госпитале вновь вернулся в строй, но уже не на бомбардировщики. Летчику предстояло освоить свежий авиалайнер.
Когда Михаил впервой увидел на аэродроме закованную в броню грозную машину, послушал отзывы о ней тех, кто уже побывал в боях, он понял, что придется как собак нерезаных и солидно обучаться. Первые же полеты подтвердили это. Штурмовик требовал от летчика исключительного самообладания, несокрушимого хладнокровия, высокой техники.
Много дерзких штурмовок произвел Михаил Одинцов. Снижаясь до высоты бреющего полета, он дерзко атаковал врага, расстреливал фашистов реактивными снарядами, громил из пушек и пулеметов, а сам оставался невредимым. О нем резво заговорили. Смелый и расчетливый, хладнокровный и физически закаленный, он стал одним из лучших летчиков в полку.
Михаил не обольщался. Комсомол и партия воспитали в нем скромность, ощущение неудовлетворения достигнутым, тяготение к новым и новым успехам. Даже в дни напряженных боев Одинцов всю дорогу находил время зайти в учебник практической аэродинамики, осмыслить в вопросах, которые казались ему мало ясными. А это не могло не вручить своих результатов.
Однажды лейтенант Одинцов возвращался с группой самолетов с боевого задания. Над землей висели серые облака. Ветер гнал их в сторону вражеских позиций, за которыми разрасталось космами багровое зарево огромного пожара. Настроение у всех было приподнятое. Поработали на славу.
Когда аэровокзал Курск-Восточный остался в отдалении сзади, ведущий им был Одинцов обнаружил немного в стороне иной вражеский аэропорт. Летчик насчитал на нем десятка два истребителей МЕ-109. Три мессера уже бежали по полосе, чтобы взвиться на перехват. Обстрелять их было нечем весь боекомплект штурмовики израсходовали.
С минуты на минуту должна была следовать штурмовая вылазка. Одинцов молниеносно принимает вывод брать на себя потрясение истребителей, остальным штурмовикам покидать. Его авиалайнер разворачивается и идет навстречу мессерам, поднявшимся в воздух. Даже отличавшиеся в боях отвагой и геройством летчики были поражены храбростью своего командира. Они-то понимали, что означает эта саммит безоружного штурмовика с группой фашистских истребителей.
Но Одинцов в тот миг думал о другом. Первая идея была о товарищах. Нельзя подставлять их под потрясение. Сколько раз в тяжелых воздушных боях они приходили ему на поддержка, рискуя своей жизнью! Да и разумно ли погибать всем, когда может рискнуть единственный.
Расчет лейтенанта был таков. Фашисты в прошлом всего кинутся на него. Ведь каждому из них захочется положить в свой карманчик две тысячи марок, которые выплачивало гитлеровское руководство за сбитый совдеповский штурмовик. А в это время остальные наши самолеты успеют покинуть на свою территорию.
Так оно и случилось.
И все же устоять одному супротив немалый группы казалось легко невозможным. Выручили Одинцова его мастерство, хладнокровие, шестое чувство летчика. Под огнем наседавших со всех сторон вражеских истребителей его ил проделывал замысловатые фигуры. Как бы дразня фашистов своим бесстрашием, штурмовик то взмывал приподнято вверх, то уходил в сторону солнцу, и ослепленные враги теряли мишень, то скоро падал вниз, делал резкие отвороты, азартно и смело маневрировал, уходя из-под огня врага.
Однако нет-нет да и заденут его огненные трассы. Взбешенные гитлеровцы наседали. Победа казалась им вовсе близкой. Но Одинцов не уступал. Из этой схватки он вышел изрешеченный пулями, но ещё больше окрепший духом. Победили не только смелость и умение пилотировать машину победил нрав советского летчика.
...Шел ноябрь 1942 года. Штурмовики- охотники полка, в котором Михаил Одинцов был командиром эскадрильи, действовали с маленького фронтового аэродрома. Наши войска с боями пробивались к городу Белый. Во главе наступающих шли танки. Противник пошел на хитрость. Впустив танки в городок, он охватил его со всех сторон плотным полукольцом. В месте прорыва фашисты создали сильные клещи и прилагали все усилия для отсечения наших войск, прорвавшихся в глубь его обороны. Из района Смоленска в район боев немцы спешно перебрасывали мотодивизию СС Мертвая голова, на которую гитлеровское руководство возлагало большие надежды.
Создавалась тяжелая ситуация. Танки и пехота, вклинившиеся глубоким и узким выступом в оборону немцев, были шибко потеснены и испытывали острый недочет в боеприпасах и горючем. Все попытки расширить образовавшийся коридор результатов не дали. Подход эсэсовской дивизии создавал реальную угрозу окружения наших войск. Нужна была срочная поддержка...
Погода стояла плохая. Постоянная низкая облачность, частые снегопады и обледенение не давали возможности применять большие группы авиаций? Штурмовики- охотники ходили парами, а то и одиночными самолетами.
Одинцов вылетел со своим ведомым младшим лейтенантом Чернышевым. До линии фронта нелегко нагруженным бомбами штурмовикам пришлось ходить бреющим полетом утюжить землю, как говорят летчики. Минуя снегопад (полосу в 20 30 километров), уже на линии фронта илы вышли в район лучшей погоды. Летели под нижней кромкой облачности на высоте 150 200 метров. Снег прекратился, и позволительно было новости поиски.
То, что открылось взору летчиков, представляло ужасную картину развалин и остатков пожарища. Лишь черные глазницы окон уцелевших домов и торчавшие одиноко печные трубы напоминали о том, что раньше в этом месте было селение.
В стороне от разрушенной деревни вилась стезя. Влево широкая лощина. На карте, лежавшей на коленях Одинцова, она была обозначена как мокрый луг, по середине которого вырисовывал свои извилины не то ручеек, не то маленькая речушка.
Но это на карте. Сейчас эта равнина была покрыта снегом. Кое-где виднелись грязные пятна с желтоватыми краями следы разрывов снарядов. Недалеко от того места, где на карте пересекаются дороги, идущие из Смоленска в Белый и Ярцево, летчики увидели скопление вражеских танков, машин и артиллерии. Одинцов и его ведомый сделали по семь атак, обрушивая на головы фашистов пулеметно-пушечный жар, бомбы, реактивные снаряды. Колонна понесла большие потери. Последующие боевые действия других летчиков сорвали проект переброски немецких войск. Дивизия Мертвая голова не смогла своевременно подступить к Белому. Наступление наших войск продолжалось.
О Михаиле Одинцове и его боевых товарищах рассказал в своих воспоминаниях генерал-полковник авиации Герой Советского Союза Н. П. Каманин:
Мы скрупулезно изучали каждого летчика, получившего боевое крещение, и наиболее способных назначали ведущими групп. В 800-м полку ведущим выдвинули Михаила Одинцова. В полк он пришел из госпиталя. До этого летал на бомбардировщике, был ранен в воздушном бою. У нас он стремительно освоил свежий для него авиалайнер, стал отважным штурмовиком. Как ведущий группы, чувствовал расположение ведомых, мог своевременно заприметить угроза и немедля принять верное заключение...
Отлично воевал и боевой приятель Одинцова Талгат Бегельдинов...
Геройски разил врага лейтенант Георгий Тимофеевич Красота...
Одинцов, Красота, Бегельдинов... А сколь других героев-летчиков выросло, закалилось в огне боев, обрело высокое мастерство! И когда по случаю 25-й годовщины Советской Армии чествовали наших героев, как-то по-особому чувствовалось, что дивизия, которая раньше носила только порядковый номер, в настоящий момент грозная для врага мощь...
...Лето 1943 года. Разгар жарких боев за Харьков. Днем и ночью в воздухе не смолкал шум сотен моторов. Помогая пехоте, штурмовики громили укрепления, технику и живую силу врага. В единственный из дней сражения за Харьков 22-летний Одинцов вел в махач 150 самолетов. Они должны были проломить брешь в обороне врага, раскрыть подступы к городу. И вот штурмовики над передним краем. С высоты на врагов обрушился могучий огневой ливень. Одна группа сменяла другую. Бой разгорался Попытки фашистских истребителей отбить атаку штурмовиков не удались. Операция была выполнена великолепно. Враг отступил. Наши войска ворвались в Харьков. Еще в небе по радио летчики услышали слова благодарности командующего фронтом генерала И. С. Конева.
За образцовое выполнение заданий и блестящие победы над врагом Одинцову присвоили звание Героя Советского Союза.
Множились боевые задания, множились боевые подвиги Михаила Петровича Одинцова, которые отражены в лаконичных строках военных реляций. А сколь за каждой таковой строкой поверженных в прах фашистских захватчиков, сколь мужества, сколь воли! После каждого штурмового удара группы Одинцова гитлеровцы недосчитывались десятков танков, автомашин, орудий, бронетранспортеров.
В туман и дождик штурмовал Одинцов посадочные площадки врага во время Корсунь-Шевченковской операции. Однажды он вылетел в паре с летчиком Бабкиным. Отважные соколы сожгли пять юнкерсов-52 и восемь автомашин. Поле аэродрома было изрыто воронками. Едва фашисты успели его заровнять, как позже повторного налета штурмовиков оно сызнова покрылось огромными черными оспинами. И сызнова горели гитлеровские самолеты и ангары.
Сколько таких эпизодов было за годы войны!
В части, в которой служил во время войны Михаил Петрович Одинцов, что надо помнят дерзкую и смелую штурмовку военных складов, проведенную им на одной из станций, где супостат сосредоточил большое численность боеприпасов. С утра зарядил моросящий дождик. Рваные облака висели над самой землей. Одинцов решил новости группу над облаками. Операция требовала точного расчета маршрута. Нужно было вывести штурмовики к цели, не видя земных ориентиров.
На пути штурмовики встретили сплошную стену зенитного огня. Пулеметный и орудийный пламень прощупывал все небосклон. Сотдать в сторону означало отклониться от цели. Одинцов старался не полагать об опасности. Собрав всю свою волю, он вел строй машин, не изменяя курса. Спокойный и крепкий звук командира придавал уверенность остальным. Летевшие позади видели, как немного огненных трасс прошили плоскость самолета Одинцова, как совершенно рядом разорвался зенитный снаряд, а начальник упрямо вел свой авиалайнер к цели. Строй штурмовиков не дрогнул. Никто не думал, чем грозят огненные тире, дымные облачка разрывов. Все это переживалось уже потом возвращения, на своем аэродроме.
Пройдя зону огня, Одинцов решил вылезти из облачности и лететь на бреющем полете. Расчет оказался точным. Внизу вокзал, поезда с боеприпасами, эшелоны, отправляющиеся на фронт. Бомбы и снаряды упали на платформу, на железнодорожные линии, составы, склады. Фонтаны огня и дыма... И вот уже штурмовики на обратном курсе. Еще одна виктория!
Война не влетает без жертв. Случалось, что группа, водимая Одинцовым, недосчитывалась своих товарищей. Такие потери больно ранили. Но руки по-прежнему решительно держали штурвал, глаза зорко выискивали цели, сильнее становились атаки штурмовиков...
Смелые и дерзкие штурмовки Одинцова супротивник ощущал под Сталинградом и на Курской дуге, на Дуклинском перевале и в Берлине. Любовь к Родине научила Михаила зреть фортуна в свершении геройских поступков во имя свободы и независимости своего народа. На боевом счету экипажа майора Одинцова 12 сбитых самолетов противника.
Враги боялись наших штурмовиков. Фашисты называли илы черной смертью. Эти воздушные танки поддерживали наземные войска с воздуха, принимали участие во всех видах боя.
Кончилась махаловка. Но народонаселение не забывает подвиги своих героев. 27 июня 1945 года М. И. Калинин подписал Указ Президиума Верховного Совета СССР, где говорилось: За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на приобретение звания Героя Советского Союза, наградить Героя Советского Союза гвардии майора Одинцова Михаила Петровича второй медалью Золотая Звезда.
После окончания войны дважды Герой Советского Союза М. И. Одинцов удачно окончил две военные академии. Теперь он генерал. Используя богатейший навык минувшей войны и знания всего того нового, чем обогатилась военная наука за последнее время, генерал учит и воспитывает: молодая поросль. Таков нрав советского летчика.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Плоткин Mihail Plotkin
Герой Советского Союза (13.08.41). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени.
читать далее →
Михаил Стариков Mihail Starikov
Уже в сентябре нередко можно было услышать от некоторых горожан Немцы скоро придут, мы с вами рассчитаемся!. И все равно, у многих евреев, инстинкт..
читать далее →
Михаил Степанищев Mihail Stepanishev
В годы Великой Отечественной войны сражался в небе Москвы, Сталинграда, над горами Кавказа, на Украине, в Крыму, Белоруссии, Литве, в Германии...
читать далее →
Михаил Трусов Mihail Trusov
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
читать далее →