Известные люди

»

Наталья Иванова

Наталья Иванова Natalia Ivanova Карьера: Критик
Рождение: Россия
Критик, заместитель главного редактора журнала "Знамя" Наталья Иванова выпустила книжку "Скрытый сюжет" (СПб.: БЛИЦ, 2003). Про то, что в русской литературе уже случилось, что предстоит и, возможно, останется навсегда. Это было хорошим поводом для беседы, но в ходе разговора мы свернули в "дальние дали". Зато получилось литературно!

- Наталья Борисовна, книга ваша называется "Скрытый сюжет". Откуда наименование?

- У Давида Самойлова есть такие стихи: "А словечко - не орудье мести, нет! И может, более того не бальзам на раны, оно подтачивает корень драмы, разоблачая потаенный в ней сюжет". То есть я считаю, что русская литература на переходе сквозь столетний период и стала тем "скрытым сюжетом", тот, что был предъявлен читателю и, безусловно, литературной критике. И я постаралась тот самый "потаенный сюжет" разоблачить. Показать, какие были действующие лица, какие исполнители, какие направления, конфликты, столкновения интересов, и чем занятие кончилось!

- Вы говорите о "переходе сквозь век". А реально-то если посмотреть: есть ли вообще литература? Тем больше русская?

- Я считаю - есть! У нас какие концепции существуют: что русская литература померла (это статья Ерофеева больше чем десятилетней давности), после этого была статья Латыниной о "сумерках русской литературы", вслед за тем была дискуссия о самоубийстве литературной критики в "ЛГ", но я вам скажу так: только что я посмотрела премьерный спектакль во МХАТе - на Малой сцене, - тот, что называется "Учитель словесности". Пьеса Валерия Семеновского по мотивам "Мелкого беса" Сологуба, поставил Николай Шейко, в главной роли отличный Виктор Гвоздицкий, но занятие не в этом! Туда Семеновский напихал массу отсылок по поводу как раз "поминок по русской литературе"... Я-то в различие от некоторых моих коллег считаю, что русская литература - это этакий тело, или этакий "брэнд", тот, что не исчезает. На время он может покинуть в какую-то тень, вслед за тем проявиться, опосля будет негатив, вслед за тем позитив и так дальше.

Я и пыталась явить какой-то "потаенный сюжет" русской литературы. Как она есть, в чем она происходит? В первой части книги все внутренние сюжеты намечены. А в "Хрониках" я рассматриваю, что делает наша литература начиная с 1986 года. Это я писала "из сегодня", из нашего дня. И получается, что произвольный год оказался довольно литературно насыщенным! Не могу изречь, что шедевров как собак нерезаных - их ни при каких обстоятельствах навалом не бывает! Хорошо, если столетье нам оставит 10 тире 15 шедевров. Хорошо, что из века ХХ нам остались Джойс и Кафка. Я не имею более того в виду русскую литературу. Набоков, Бродский - уже замечательно, да?

- Это все, конечно, замечательно, но не кажется ли вам, что литература вообще становится в последнее время интересом узкой группы "больных на голову" филологов?

- Не-а!

- Я в том смысле говорю, что текстов так непочатый край, что главным становится не ход прочтения, более того не оценка, но подлинный методика отбора: что вообще объективно лучше?

- Это, думаю, золотые слова! Когда в геометрической прогрессии увеличивается численность публикаций (в том числе и в сети), кто-то является инструментом отбора. Естественно, читатель, тот, что приходит в шоп, критик, тот, что ищет для себя нечто питательное...

- Кстати! Наша специальность - литературного критика, книжного обозревателя, - она вообще, на ваш точка зрения, нужна?

- Конечно! Потому что чем больше предъявлено, тем точнее должен быть отбор. Чем больше возможностей, тем ясней должна быть интерпретация. Поэтому задача интерпретации - одна из главных. Скажем, арткритик давнехонько уже занял местоположение едва ли не художника, как мы видим.

- Арткритик, мне кажется, значительно сильнее влияет на рынок, чем каждый, пишущий о литературе.

- А на литературном рынке специальность критика реально отмирает. Потому что, когда берешь книжку, смотришь на четвертую страницу обложки и видишь, что это очередной немалый роман очередного великого писателя. Критика может чувствовать себя свободной: покинуть в тень, заняться совсем другим делом. Но если критик понимает, что обстановка на самом деле для него в текущий момент крайне выигрышная - он может сам выстроить литературную стратегию, как он ее видит, и предъявить публике - как новое, близкое художественное разум (и не немаловажно, со знаком "плюс" или "минус")! Поэтому я-то считаю (если уточнить), что не специальность литературного критика отмирает, а ее узость. Она потому как может быть шибко разной. Если у нас на телевидении такое число спортивных обозревателей (то есть спортивных критиков!), то если бы всякий канал завел себе по литературному критику, тот, что по вечерам в течение полутора минут говорил (как у Гоголя написано): эта книжечка вышла, значит, где-то сидит и читатель ее, - это было бы очень полезно!

- Каналы скажут, что это, мол, рекламная инфа!

- А кто говорит, что физкультурный обозреватель что-то рекламирует? Он говорит, что нынче произошло. Где были соревнования и какие, кто кого победил и какие были замечательные голы. Или, напротив, упущенные возможности.

- Тогда придется продумать идею: на кого совершать ставки в наступившем году. Кто просадил, а кто "пойдет в рост"?

- Ставки - не вопросительный мотив литературного критика. Он интерпретатор того, что уже существует. А людям интересны те, кто может предъявить новую литературную явь - которая, может быть, кому-то более того не шибко приятна. Как новая пища, экзотическая. Сначала человеку не вкусно, а позже его за уши не оттащишь!

- Ну у вас-то есть какие-то критерии? Не только же сушеными тараканами харчеваться...

- Китайская кухня - одна из вкуснейших в мире! А вопросительный мотив о "рейтинге" и "на кого ставить" - это не ко мне. Моя профессия - распознать какое-то занятие, явление, тенденцию в самом начале. Для того, чтобы вынуть ее на свет и раскумекать, что с этим работать. Сейчас, к примеру, у меня такая обстановка - несмотря на то что спонсор премии имени Аполлона Григорьева ушел, она продолжается (хотя и без денег!). Я все каникулы тексты читала! И премия Ивана Петровича Белкина сохраняется (зато с деньгами и представительным жюри - председатель Мариэтта Чудакова, в составе - Владимир Познер, Евгений Рейн, Алексей Слаповский, Карен Степанян).

Там, уверяю вас, есть тексты, которые останутся в русской литературе!

Так же читайте биографии известных людей:
Наталья Горбаневская Natalia Gorbanevskaya

...поэзия - частное (или личное) дело двоих. Стихотворца и читателя (слушателя). Если она останется частным делом только сочинителя, то есть не..
читать далее

Наталья Крандиевская-Толстая Natalia Krandievskaya-Tolstaya

Наталья Крандиевская-Толстая - русская поэтесса. Родилась 21 января 1888 года.Стихи Натальи Крандиевской высоко оценивали такие поэты как Блок,..
читать далее

Наталья Лайдинен Natalia Laydinen

У меня в руках небольшой синий томик с золотым тиснением: книга "Небесные песни", выпущенная издательством "ДизайнПресс". На ее страницах стихи,..
читать далее

Наталья Александрова Natalia Alexandrova

Наталья Александрова известная писательница детективного жанра. За несколько лет она написала около шестидесяти романов, в каждом из которых..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий