Известные люди

»

Хасинто Бенавенте-и-Мартинес

Хасинто Бенавенте-и-Мартинес Hasinto Benavente-i-Martines Карьера: Драматург
Рождение: Испания, 12.8.1866
Испанский драматург Хасинто Бенавенте-и-Мартинес родился в Мадриде. Он был младшим из трех детей известного и преуспевающего педиатра. Воспитываясь в культурной семье, он рано стал посещать театр и ставить детские пьески для своих близких. В 1882 г. юноша поступает в Мадридский университет на факультет права. Впрочем, студентом он оказался довольно нерадивым и после смерти отца в 1885 г. ушел из университета и посвятил себя литературе. В течение нескольких лет Б. вел светскую жизнь, а затем стал актером.

Первая из опубликованных книг Б. называлась Фантастический театр ("Teatro Fantastico", 1892) и состояла из кратких драматических диалогов. Через год литератор выпустил том стихов ("Versos") и прозаический сборник Письма от женщин ("Cartas de mujeres") первые опыты начинающего писателя в раскрытии женской психологии. Его первая пьеса Чужое гнездо ("El mdo ajeno", 1894) успеха не имела, зато вторая, Известные люди ("Gente conocida", 1896), немаловажно упрочила его популярность.

Вскоре Б. стал известен как единственный из вождей поколения 1898 г., группы испанских писателей, которые стремились воссоздать престиж Испании затем поражения в испано-американской войне. В 1899 г. драматург стал редактором журнала Литературная жизнь ("Vida hterana"), рупора этого движения.

В своих ранних пьесах Б. сознательно порывает с мелодрамой Хосе Эчегарай, ведущего испанского драматурга предшествующего поколения. Романтической декламации Б. предпочитает сатиру и иронию. В пьесах Б. интрига не главное, в основе его творческого способа остроумие, тонкие социальные намеки и психология характеров. Успехом пользовались такие его ранние пьесы, как Губернаторша ("La gobernadora", 1901), сатира на коррупцию в провинциальном городке, Субботняя ночь ("La noche del Sabado", 1903), аллегорическая пьеса о декадентах на Ривьере, Принцесса Бебе ("La Princesa Bebe", 1906), тонкая сатира, в которой аристократические идеалы противопоставляются демократическим.

Б. проявил себя во многих жанрах: из-под его пера выходили комедии, крестьянские драмы, трагедии, водевили, либретто для оперетт, пьесы для детей, сказки, драматические сцены в стиле восточного театра. В 1907 г. драматург пишет в манере итальянской комедии масок свою тридцать третью по счету пьесу Игра интересов ("Los intereses creados"). В этой, быть может, самой значительной пьесе Б. продувной слуга Криспин, пытающийся сосватать своему хозяину богатую девушку, выступает в роли своеобразного режиссера, которому подчиняются остальные действующие лица самодовольные и эгоистичные марионетки. Кстати, сам Б. не раз на сцене играл образ Криспина.

С 1908 по 1912 г. Б. пишет не так невпроворот пьес, как обычно; в эти годы он ведет еженедельную рубрику в мадридской газете Беспристрастный ("Imparcial"), где пишет на самые различные темы, и становится ведущим литературным критиком Испании.

Пьеса Страстотерпица ("La malquerida") была написана в 1913 г.; эта натуралистическая и психологическая драма из крестьянской жизни была единственной пьесой Б., которая пользовалась успехом в Соединенных Штатах, где она два года шла в Нью-Йорке и в периферии.

В 1920 г. Б. становится главным режиссером театра Эспаньоль, национального театра Испании. В этом же году он выставляет свою кандидатуру в кортесы (парламент страны), и все-таки терпит неудачу. В начале 20-х гг. свойство его литературной продукции мало-помалу снижается, и новое поколение критиков относится к его творчеству пренебрежительно. В течение четырех лет Б. не написал ни одной пьесы.

Именно в тот самый отрезок времени, в 1922 г., драматургу присуждается Нобелевская премия по литературе за блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы. Пер Хальстрем, агент Шведской академии, отметил в своей речи, что Б. созерцает мир на редкость острым и проницательным взором, а созерцаемое измеряет и взвешивает чутким и гибким интеллектом. Его главная мишень, продолжал Хальстрем, воспроизвести обеспеченность и полноту жизни, представить игру характеров и борьбу умов с максимальной правдивостью. На официальной церемонии вручения Б. отсутствовал, вследствие этого премия была вручена испанскому послу в Швеции.

Когда Б. был награжден Большим крестом Альфонсо Мудрого, очень престижной испанской литературной премией, и удостоен (1924) звания почетного гражданина Мадрида, он снова вернулся к драматургии. В том же году с успехом шла на сцене его пьеса Уроки хорошей любви ("Lecciones de buen amor"). В последующие годы творческая активность Б. броско возросла всего же им создано больше 170 пьес. Впрочем, пьесы, написанные после этого получения Нобелевской премии, по единодушному мнению критиков, уступают его ранним произведениям.

Во время гражданской войны симпатии Б. были на стороне республиканцев. Его местонахождение долгое время оставалось неизвестным; ходили слухи, что драматург был убит сторонниками генералиссимуса Франко. Согласно другим сведениям, Б. бежал в Валенсию, где был схвачен националистами, возвращен в Мадрид и посажен под домашний арест. После войны сочинитель принял порядок Франко, чем разочаровал многих своих либеральных друзей и поклонников.

В 1944 г., в связи с пятидесятой годовщиной со дня появления на сцене первой пьесы драматурга, Б. получил поздравления со всех концов Испании, его наиболее популярные пьесы шли во многих театрах в новой постановке. Спустя четыре года беллетрист был удостоен премии Мариано Кавиа за лучшую газетную статью, опубликованную в испанской прессе.

Б., тот, что ни в жизнь не был женат, продолжал сочинять для театра вплоть до самой смерти литератор умер в Мадриде в 1954 г. от инфаркта.

В годы расцвета его таланта творчество Б. пользовалось огромной популярностью не только в Испании, но и во всей Европе, а ещё в Соединенных Штатах Америки. В 1920 г. британский прозаик Сторм Джеймсон сравнил Б. с величайшими испанскими драматургами. Его комедиям свойственны исключительная выдумка, поэтическая грация, техническое совершенство и интеллектуальная исключительность, писал Джеймсон. В 1929 г. в своей книге о современной испанской литературе британский критик Лесли Уоррен назвал Б. ведущим испанским драматургом, а в 1947 г. америкосский литературовед Горацио Смит заметил, что произведения Б. дают основание считывать его одним из самых выдающихся современных сатириков. Многие из его персонажей переживут его, отметил эквадорский беллетрист Луис Харамильо в одной из своих статей в 1971 г., оттого что они не призраки или фантомы, а реальные люди, мужчины и женщины, живущие повседневной жизнью. При этом они сохраняют поэзию, которой их наделил Б. благодаря своему таинственному и магическому таланту.

Тем не менее позже смерти Б. касательство к нему критики изменилось. Его пьесы не выдерживают тщательного анализа, писал в 1955 г. америкосский литературовед Роберто Г. Санчес. В то же время Б. был довольно умен, чтобы одурачить многих интеллектуалов. Хотя испанский критик Альфредо Маркери считает, что театр Б. лишен идей и философских наблюдений, он вкупе с тем подчеркивает: Б. имеет непочатый край общего с Оскаром Уайлдом и Бернардом Шоу, в прошлом всего их роднит ирония, развлекуха слов... благодаря чему мысли персонажей звучат по-новому, оригинально.

Так же читайте биографии известных людей:
Хасинто Кинкосес Jacinto Quincoces

В футболе болельщики первыми забывают защитников, как я говорил в рассказе про Феррару, просто их фамилии редко мелькают в списке забитых мячей. А..
читать далее

Хасэгава Тохаку Hasegava Tohaku

Расцвет творческой деятельности Хасэгава Тохаку падает на последнюю треть XVI и начало XVII века - тот самый недолгий период, который в японской..
читать далее

Хатшепсут Египетская Hatshepsut

Египетская царица в 15011481 до н. э. Дочь Тутмоса I и царицы Яхмос, дочери Аменхотепа I. Была единственной пережившей детский возраст наследницей..
читать далее

Хаулин Вулф Hauline Wolfe

Когда я услыхал его, я сказал: вот это по мне. Это то, в чем душа человеческая никогда не умирает: Он, бывало, сиживал у меня, вытянув свои ножищи,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий